Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:37, доклад
В зависимости от того, какие взгляды преобладают в той или иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависимости от способа включения соответствующих взглядов и представлений в структуру мировоззрения и способа их обоснования, можно говорить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных классов господствуют разные типы мировоззрения, которые отличаются своеобразной трактовкой явлений внешнего мира и самого человека.
Введение
1. Мифологическое мировоззрение
2. Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение
4. Отличия философского мировоззрения от мифологического и религиозного
Заключение
Список использованной литературы
Введение
1. Мифологическое мировоззрение
2. Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение
4. Отличия философского
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Человек всегда стремился составить себе обобщенное представление о мире в целом и о своем месте в нем. Именно мировоззренческие взгляды дают человеку путеводную нить в его духовной и практической деятельности, формируют его ценностные установки.
Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Носитель мировоззрения - личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов.
В зависимости от того, какие взгляды
преобладают в той или иной
совокупности представлений о мире
в целом, а также в зависимости
от способа включения
Различают следующие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Исторически первым был мифологический взгляд на мир.
1. Мифологическое мировоззрение
философия мифология религия
Мифологическое мировоззрение формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира.
Мифологическое мировоззрение
было древнейшей формой познания мира,
космоса, общества и человека. Миф
по необходимости возник из потребности
индивида, его семьи, рода и социума
в целом, в осознании окружающей
природной и социальной стихии, сущности
человека и передачи их единства через
различные символические
Мифологическое сознание мыслит символами:
каждый образ, бог, культурный герой, действующее
лицо обозначает стоящее за ним явление
или понятие. Это возможно потому,
что в мифологическом мировоззрении
существует постоянная и неразрывная
связь между «однотипными»
Важнейшим аспектом традиционной культуры
и мифологического
Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.
По традиционному
Характеристика
1. синкретичность (слитность, нерасчлененность).
В любом мифе сосуществуют
объективные знания о мире, зачатки
религиозных верований,
2. нечувствительность к
3. нет причинно-следственных
В мифологическом сознании присутствуют:
а) метаморфоза (превращение, преобразование чего-либо)
б) ассоциации (дыхание <=> душа, сон <=> смерть)
в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)
г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами)
д) коллективность (миф - это всегда
продукт коллективного
е) авторитарность (мифы не оставляют
возможности для личного
Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты:
- эмоционально-образная форма (
- очеловечивание природы (
- отсутствие рефлексии (
- утилитарная направленность (проявляется
в том, что решаемые
Для современного сознания мифологическая форма мировоззрения является наиболее ранней и архаичной.
Мифология доминировала в общественном
сознании первобытного общества и была
ориентирована на преодоление фундаментальных
антиполий человеческого
Мифологическому мышлению свойственно
отчётливое разделение субъекта и объекта,
предмета и знака, вещи и слова, существа
и его имени, пространственных и
временных отношений, происхождения
и сущности, безразличия к противоречию
и так далее. Объекты сближались
по вторичным чувственным
Мифологии свойственно резкое разграничение
раннего (сакрального), текущего и последующего
(профанного) времени. Всё происходящее
в мифическом времени приобретает
значение парадигмы и прецедента,
то есть образца для воспроизведения.
Моделирование оказывается
Содержание мифа представлялось первобытному сознанию в высшем смысле реальным, так как воплощало коллективный «надежный» опыт осмысления действительности множества поколений. Опыт осмысления действительности служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определённые нормы поведения.
Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство: мировоззренческое, функциональное и структурное, являя собой два аспекта первобытной культуры: словесный и действенный.
Первые мифы человечества возникли
в глубокой древности и были повествованием
о происхождении и судьбах
мира. Гегель писал, что создание мифов
есть проявление бессилия разума перед
миром. В те времена человечество
в форме мифов, сказаний, преданий
пыталось дать ответ на такие глобальные
вопросы, как: происхождение и устройство
мироздания в целом, возникновение
наиболее важных явлений природы, возникновение
животных и людей. Значительную часть
мифологии составляли космологические
мифы, посвящённые устройству природы.
Вместе с тем, большое внимание в
мифах уделялось различным
Миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определённые нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Стабилизирующая роль мифологии этим не исчерпывается. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Особое место в мифах принадлежит проблеме культурных достижений человека.
Мифологическое мировоззрение обеспечило социализацию человека, способствовало осуществлению перехода от биологической популяции к человеческой общности, сформировало общество и подготовило условия для его дальнейшего развития.
2. Религиозное мировоззрение
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания.
Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства - любви, веры, надежды, благоговения перед жизнью, бытием, мирозданием).
Однако в отличие от мифа религия «не смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. На первый план выдвигается психологическая установка - вера в бога, в возможность человека прожить богочестивую жизнь, достичь подлинных нравственных (божественных) ценностей и обеспечить себе бессмертие.
Главной ориентацией на религиозно-мифологической стадии бытия являлось следование вековым традициям, раз и навсегда установленным правилам: подчинение младшего - старшему; индивида - роду; слабого - сильному; рядового члена группы - авторитету, вождю. Усилия человека были направлены на то, чтобы "не выбиться из стаи", "быть, как все". Первые наивные религиозные представления как нельзя лучше освещали этот веками установленный порядок.
Но жизнь не стояла на месте, и
дальнейшее историческое развитие характеризуется
созреванием индивидуального
Ранние формы религиозного сознания характеризовались политеизмом (многобожие, язычество, идолопоклонство). Каждый бог (дух, идол и т. п.) в такой системе отвечает за что-то своё, они отличаются друг от друга по целому ряду характеристик и их отношения между собой нередко напоминают взаимоотношения в человеческом обществе (например, языческие боги нередко вступают в битвы друг с другом, плетут интриги и т. д.). Религии, которые считают, что Бог существует всего один, называются монотеистическими.
В отличие от мифологического политеизма,
монотеизм (иудаизм, христианство, ислам)
уже ставит человека по отношению
к миру, к Богу, как к отделенным
от него, трансцендентным (вынесенным
за пределы чувственного понимания)
реалиям бытия - бытия не земного,
а высшего, небесного, устанавливающего
всю мировую иерархию и гармонию,
в которой человек занял
Основная функция религиозного мировоззрения - психологически-умиротворяющая. Французский просветитель и философ XVIII в. Вольтер писал, что если бы религии не было, ее следовало бы специально создать, так как, прежде всего, религия учит человека терпению, скромности, смирению и надежде.
Религиозная вера призвана придать
верующему жизненную