Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 11:44, реферат
Целью и задача: написания данной работы является изучить роль общения в развитии личности.
Объектом: является общение человека.
Степень научной разработанности проблемы: проблема коммуникации и видов общения всегда являлась актуальной для отечественной и зарубежной науки. Достаточно широко освещена тема общения в психологической литературе, накоплен очень большой теоретический материал. Наиболее изученной частью данной проблематики являются механизмы, факторы общения и его функции. К этим темам обращаются многие ученые, как зарубежные, так и отечественные.
Активизация интереса отечественных исследователей к изучению проблемы общения относится к периоду конца 60-х - начала 90-х гг., но и сейчас уделяется большое внимание к изучению коммуникативного процесса.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Философское понятие общения и его функции ……………………………...5
2. Классификация общения……………………………………………………….10
3. Социализация личности в процессе общения………………………………...13
4. Межсубъектные отноше-ния……………………………………………………20
5. Феномен общения…………….…………………………………………………25
6. Деловое общение: содержание, структура, функ-ции…………………………28
Заключение…………………………………………………………………………34
Список литерату-ры
1 - взаимовыгодности сотрудничества;
2 - общего пола деятельности в определенном пространстве – времени - «нам не жить друг без друга».
3 - выработки стратегии поведения, позволяющей сохранить отношения и «лицо» каждого партнера. Отношения «Фирма – Клиент» подчеркивают потребность и заинтересованность одного субъекта в поддержании отношений с другим. Во-вторых, это система профессиональных ролей, которая существенно определена задачами организации. Внутри каждой системы существует своя иерархия статусов, которые обусловливают реальное положение личности относительно власти, информации, экономического достатка и так далее. Организационное поведение работника определяется его статусом, профессиональной ролью, а так же мотивами трудовой деятельности.
Мотивы работников и участников делового общения сводятся к трем основным группам: 1. достижение конкретного результата, 2. получение социально-психологических преимуществ - денег, власти, славы, 3. реализация в процессе совместной деятельности личных отношений - дружбы, любви, зависти, мести. Роли в сочетании с мотивацией участников делового общения позволяют определить и закрепить языки и формы, в которых реализуются отношения между ними.
Существуют специальные ритуалы делового общения. Это деловые разговоры разного вида, деловая переписка, деловой этикет, атрибуты делового общения, вербальные и невербальные знаки и символы отношений, барьеров, защит и конфликтов. Например, в деловом разговоре принято обращаться к друг другу официально независимо от характера отношений партнеров вне работы. Кроме того, могут быть формы приветствия или места, занимаемые за столом, характерные именно для этой рабочей группы и символизирующие характер и иерархию взаимоотношений в ней. С помощью ритуальных форм: обращений, приветствий, комплиментов, мы можем усилить или ослабить результативность деятельности. Но в целом, в деловом общении целью и мотивацией является совместная деятельность, и потому оно не может быть сведено к внешним формам. Деловое общение включает в себя ритуальный уровень, но не сводится к нему.
В обыденной речи люди часто говорят: “это деловая встреча”, “ у нас чисто деловые отношения”, чтобы подчеркнуть приоритет предмета общения и отсутствие субъективных пристрастий, предубеждений, скрытых мотивов. На самом деле исключить личное отношение участников общения из его контекста невозможно. То есть в каждом конкретном случае эффективность совместной деятельности усиливается или ослабляется личными отношениями партнеров. Для реального понимания психологических особенностей конкретной ситуации, возникшей в результате деловых взаимоотношений, важно определить характер и степень влияния личностного фактора на цели, формы и результаты общения.
Результативность общения существенно зависит от нашей способности оценить характер отношений и выбрать стиль поведения, позволяющий достичь цели. В совместном бизнесе, научной или преподавательской работе важно понять мотивы, интересы, потребности участников общения, соотношение формального и неформального в общении, степень приязни, неприязни, безразличия партнеров к друг другу.
Деловое общение происходит в неком коммуникативном пространстве, пределы или границы которого можно представить следующим образом:
Деловое общение помимо основных целей имеет и психологические функции:
Таким образом, деловое общение - один из видов коммуникации, в котором есть ролевой, межличностный и ритуальный аспект. Деловое общение отличается тем, что определяется внешними целями. Деловое общение - общение ради чего-то, лежащего а пределами самого общения. Деловое общение принудительно. Деловое общение -общение по строгим правилам, знание которых обязательно. Деловое общение формально обезличено, поэтому в деловом общении интересы и мотивы участников могут быть скрыты и нуждаются в расшифровке.
В
деловом общении возможности
выбора и изменения своей роли,
форм общения и партнера значительно
уже по сравнению с межличностным
или ритуальным общением. Деловое общение
происходит в определенном социальном
пространстве - времени. Деловое общение
реализуется в заданных формах: разговор,
беседа, переговоры, совместная деятельность.
Проблемы делового общения: трудности,
нарушения, барьеры, конфликты, имеют свою
специфику и собственные способы разрешения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение – важная духовная потребность человека как общественного существа. Потребность человека в общении обусловлена общественным образом его бытия и необходимостью взаимодействия в процессе деятельности. Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (30).
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого.
Социальная природа общения проявляется в том, что оно всегда происходит в среде людей, где субъекты общения всегда возникают как носители социального опыта. Социальный опыт общения проявляется в содержании информации, которая является его предметом (знания, способы деятельности), в способах (языковая и неречевая коммуникация при общении), в общественно выработанных в процессе исторического развития идах общения.
По содержанию общение охватывает все сферы человеческого бытия и деятельности, объективные и субъективные их проявления. Общение между людьми имеет место при передаче знаний, опыта, когда формируются разнообразные умения и навыки, планируются и координируются совместные действия и т.п.
Общение
рассматривается как процесс
охватывающий и организующий все
стороны жизнедеятельности
Единство общения
и деятельности. Связь общения с совместной
деятельностью очевидна. Несомненна связь
общения и деятельности. Но возникает
вопрос: является ли общение частью, стороной,
аспектом совместной деятельности или
это два самостоятельных, равноправных
процесса? В совместной деятельности человек
должен по необходимости объединяться
с другими людьми, общаться с ними, т.е.
вступать в контакт, добиваться взаимопонимания,
получать должную информацию, сообщать
ответную и т.д. Здесь общение выступает
как сторона, часть деятельности, как важнейший
ее информативный аспект, как коммуникация
(общение первого рода). Но, создав предмет
(сконструировав прибор, высказав мысль,
произведя вычисления, починив машину
и т.д.) в процессе деятельности, уже включившей
общение как коммуникацию, человек этим
не ограничивается; он через созданный
предмет "транслирует", репрезентирует
себя, свои особенности, свою индивидуальность
другим людям, продолжает себя в других
людях (в том числе и в тех, с кем он коммуницирует
для достижения цели деятельности) и даже
в себе как в "другом". Произведенный
предмет (построенное здание, посаженное
дерево, написанная книга, сочиненная
или исполненная песня) ? это, с одной стороны,
предмет деятельности, а с другой ? средство,
с помощью которого человек утверждает
себя в общественной жизни, потому что
этот предмет воспроизведен для других
людей. Этим предметом опосредствуется
отношение между людьми, создается общение,
как производство общего, равно принадлежащего
и тем, кто творит и делает, и тем, кто потребляет,
присваивает. Отметим, что, к примеру,
в рабовладельческом обществе, в результате
отчуждения результатов труда блокировалось
и разрушалось общение как производство
общего между людьми. Запечатлев в произведенном
предмете свой труд, его создатель не мог
надеяться, что он тем самым продолжает
себя в тех, кому он предназначен, потому
что предъявлял себя другим через этот
предмет не он сам, а его хозяин. Общение,
взаимопонимание, взаимоуважение людей,
таким образом, изначально подрывалось.
В.А. Сухомлинский писал: "Человек оставляет
себя прежде всего в человеке. В этом наше
бессмертие. В этом высшее счастье и смысл
жизни... Человеческий дух тем и отличается
от существования животного, что, продолжая
род свой, мы оставляем в человеке свою
красоту, идеалы, преданность высокому
и возвышенному. Чем глубже вы ... сумели
отразить, запечатлеть себя в человеке,
тем богаче вы как гражданин и тем счастливее
ваша личная жизнь". Общение как продолжение
себя в другом есть уже общение второго
рода. Если общение первого рода (общение
как коммуникация) выступило как сторона
совместной деятельности, то общение второго
рода в качестве существенной своей стороны
имеет совместную деятельность по производству
общественно ценного и личностно значимого
предмета. Здесь зависимость перевертывается
и уже деятельность выступает как аспект,
часть, необходимая предпосылка общения.
Таким образом, с одной стороны, деятельность
выступает как часть, сторона общения,
с другой ? общение является частью, стороной
деятельности. Но общение и деятельность
образуют неразрывное единство во всех
случаях.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Мир общения. Проблема межсубъектных отношений