Мистическое ученье Я.Беме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:38, контрольная работа

Краткое описание

Бэме, Яков (1575 - 1624) - немецкий теософ, создавший стройное мистическое учение. Психологическим основанием его системы были зрительные и слуховые галлюцинации, которыми он страдал и которые он истолковывал в смысле видений и внушений свыше. Его биография и произведения дают богатый материал для патологии мистических переживаний. Бэме объяснял дуализм добра и зла существованием трех начал в мире и боге - положительного, отрицательного и примиряющего.

Вложенные файлы: 1 файл

Мистическое учение Я.Бёме.docx

— 63.92 Кб (Скачать файл)

Идеи, высказанные в этом произведении, перекликаются с сегодняшними воззрениями на окружающий нас мир, в частности, высказанные в работе «Энциклопедия философских наук Г.В.Ф. Гегель. Философия природы. Взгляд из XXI века».

Ключ.

В первом разделе этой работы описывается происхождение Вселенной. В результате Большого взрыва, произошедшего  из «ничто», истоки которого до настоящего времени не ясны, происходит распад материи на две тождественные  единичные (без массы) индивидуальности, которые в результате эффекта  Гамова, разделяются в реальном пространстве Большого взрыва. Одна индивидуальность сосредотачивается в центральное  ядро Вселенной, другая – распространяется, образуя пространство вселенной. Устойчивость системы обеспечивается тяжестью, т. е. притяжением между этими тождественными единичными индивидуальностями, которые  в борьбе за выживание идут, в  том числе, и на компромиссы, создавая в результате аннигиляции другие множественные образования.

О Mysterium Magnum

Объясняя происхождение  «видимого мира» по Божественной мудрости (Mysterium Magnum) Бёме говорит: «Mysterium Magnum является субъектом мудрости, когда  дышащее слово, или действующее  волящее Могущество Божественного  понимания, пронизывает мудрость, и  также единство Бога истекает вовне, к своей манифестации.

В Mysterium Magnum проявляется Вечная Природа; и две субстанции и воли всегда следует понимать как существующие в Mysterium Magnum; первой субстанцией является единство Бога, а значит, Божественное Могущество и Добродетель, и изливающаяся Мудрость.

Вторая субстанция является делимой волей, возникающей из выдыхаемого  и произносимого слова; она имеет  своей основой не единство, а Подвижность  Эманации и выдох, приводимые к одной  воле и к Желанию Природы, а  именно к таким проявлениям, как  Огонь и Свет: в Огне осознается Естественная Жизнь; в Свете же заключена  Священная Жизнь или манифестация единства, где единство становится Огнем Любви, или Светом…     

…Mysterium Magnum заключается в  том, что Хаос, в котором берут  начало Свет и Тьма, то есть основания  Неба и Преисподней, проистекает  из Вечности, и манифестируется; образование, которые мы обычно называем Адом, и  являющееся самостоятельным Принципом, является основой и причиной Огня в Вечной Природе…

…Эта основа называется Mysterium Magnum, или Хаосом, потому что  из нее возникают добро и зло, то есть Свет и Тьма, Жизнь и Смерть, Радость и Горе, Спасение и Проклятие.

Это основа Душ и Ангелов, и всех Вечных Созданий, как плохих, так и хороших; это основа Царствия Небесного и Ада, а также видимого мира, и всего, что в нем есть: другими словами, все вещи имеют  одну основу, точно так же, как  Образ сокрыт в куске дерева до того, как Мастер вырежет и отточит  его.

И все же мы не можем сказать, что духовный мир когда-либо имел начало, он просто был в какой-то момент манифестирован из Вечности и  Хаоса, так как Свет изливался  из Вечности во Тьму, но Тьма не осознавала его; так же, как День и Ночь находятся  друг в друге, и являются двумя, хотя и в одном.

Я вынужден писать так, как  если бы такое начало существовало, для лучшего понимания и удобства объяснения Божественной основы Божественной Манифестации.

Под словом Центр, мы подразумеваем  самый исток Природы, то есть наиболее Глубинную основу, где само–становящаяся  воля, в согласии с собой, приводит себя к чему-то, а именно, к Природной  деятельности; Природа является ничем  иным, как Инструментом Бога, при  помощи которого трудятся Божье Могущество и Добродетель, и тем не менее, она обладает собственным Движением, по источаемой Богом воле: итак, Центр  есть Основа или Точка само–приятия для чего-либо; из нее нечто начинает быть, и семь Свойств также берут  в ней начало».

О Вечной Природе  и ее Семи Свойствах Природы. 

Далее мы видим, что эти  семь свойств делятся до бесконечности, но имеют общие для них две  Субстанции.

Первая Субстанция, соответствует  «изначальному хаосу, Божественным Существом; это есть Божественная воля и проистекающее Единство Бога, которые  совместно пронизывают Природу, и оттачивают Приятие, так, чтобы Вечная Любовь могла действовать и стать ощутимой, и при этом иметь нечто пассивное, в котором она могла бы манифестироваться, стать познаваемой…       

…Второй субстанцией является собственно Субстанция Природы, Жаждущая и Пассивная, и она же есть Инструмент Действующей Силы; потому что там, где нет Пассивности, там также  нет желания Освобождения, или  стремления к лучшему; и там, где  нет желания лучшего, там вещь покоится сама в себе.

Потому и Вечное единство посредством Эманации и Разделения приводит себя к Природе, ведь ему  нужен объект, в котором оно  могло бы манифестироваться, и который  оно могло бы любить, и чтобы  нечто возлюбило его в ответ, а также могло бы проявиться восприятие, или чувственная деятельность и  воля».

Далее идет объяснение семи свойств Природы.

Первое Свойство.

«Первым Свойством является Желание, подобное свойству Магнита, или  Сжатие Воли; воля желает быть чем-то, и  все же у нее нет того, из чего она могла бы что-нибудь для себя сделать; поэтому она приходит к  Восприятию себя самой, и сжимает  себя в нечто; и это нечто является ничем иным, как Магнетическим  Голодом, грубостью, подобной твердости, из которой возникают твердость, холод, и субстанциальность. Это  сжатие или стягивание затеняет самое  себя, и делает себя Тьмой, каковая, конечно же, является Основой вечной и временной Тьмы».

Таким образом, можно предположить, что здесь идет речь о возможности  схлопывания реального пространства Вселенной. Причем если выражение «Желание, подобное свойству Магнита, или Сжатие Воли; воля желает быть чем-то, и все  же у нее нет того, из чего она  могла бы что-нибудь для себя сделать» принять за то, что «оперативная память» реального пространства заполнена полностью, и для дальнейшего  развития Воли нет свободного места, то происходит как бы «архивация»  памяти данного реального пространства. Отсюда схлопывание его в «вечную  и временную Тьму» и начало разворачивание (подготовка к Большому взрыву) нового реального пространства со свободной оперативной памятью. Это один из вариантов развития Разума.

Второе свойство.

«Второе Свойство Вечной Природы  проистекает из Первого, и является вытягиванием или движением в  жесткости, так как Магнит создает  твердость, а движение вновь разрушает эту твердость, что представляет непрерывную внутреннюю борьбу.

То, что Желание сжимает  и делает чем-то, движение разрывает  на части и разделяет, так что  из него возникают Формы и Образы; между этими двумя Свойствами рождается горечь несчастья, которая  и является болью Восприятия и  Чувствования…      

…Итак, мы понимаем, что желание  является основой для чего-то, так  что это что-то может возникнуть из ничего; кроме того, мы можем заключить, что Желание было Началом этого  мира, и посредством его Бог  субстанциировал все вещи, и дал  им существование; Желание есть то, посредством чего Господь сказал, Да будет. Желание и есть тот Fiat, благодаря  которому возникло нечто там, где  не было ничего, кроме одного Духа; в  этом и заключается Mysterium Magnum, в смысле духовном, видимом и субстанциальном, как мы можем убедиться на примере  Стихий, Звезд и других Творений».

Таким образом, можно предположить, что здесь мы имеем описания начало процесса Большого взрыва и формирование его реального пространства

Третье Свойство.

«Третьим Свойством Вечной Природы является Страдание, то есть та Воля, которая привела себя через  восприятие к Природе, что значит: когда собственная Воля находится  в жестком движении, тогда она  приходит к Страданию, или чувствительности; потому что без Природы она  не способна на это, но в подвижной  жесткости она становится чувством.

И это чувство есть причина  Огня, а также Разума и Чувств; собственную волю природы она  делает неугомонной, и та ищет Покоя; таким образом, разделение воли происходит само собой и из себя, и проникает  все Свойства...

…Это внутреннее движение подобно вращающемуся колесу; хотя никакого вращения нет на самом деле, это вполне присуще Свойствам; так  Желание направлено само на себя, и  движение рвется наружу само из себя, и  воля в состоянии страдания не может ни проникнуть внутрь, ни вырваться  наружу, и все же она направлена и внутрь, и наружу; в таком  Положении она остается, пытаясь  проникнуть внутрь и вовне, оказаться  над и под собой, и все же не может сдвинуться с места, и  пребывает в Страдании, в истинной основе Ада и Гнева Божьего; Страдание  это заключено в темном жестком  Движении...          

…Итак, под Третьим Свойством  Природы, которым является Страдание, мы подразумеваем жесткость огня и его способность причинять  боль, а именно горение и сжигание; так как в случае, когда воля погружается в такую жесткость, она всегда сжигает [пожирает] причину  этой жесткости; потому что она всегда стремится вновь вернуться к  единству Бога, каковое является Покоем; а единство подталкивает себя при  помощи его Эманации к движению и  жесткости…            

…Душа вещи заключается  в жесткости, а истинная жизнь  чувственной Природы и ее Свойство заключается в Движении…         

…невидимый духовный мир  возник вместе с Творением, и внутри его».

Таким образом, как первичное  разделение ничто (в начальной стадии процесса Большого взрыва), так и  при распаде материи (конечная стадия Большого взрыва) приводят к образованию  двух тождественных единичных индивидуальностей, в борьбе которых как за пространство, так и за совместное выживание  формируется Разум и Чувства.

Четвертое Свойство.

«Четвертым Свойством  Вечной Природы является Духовный Огонь, посредством которого манифестируется  Свет, являющийся Единством; Блеск огня возникает в источающемся единстве, которое внедрилось в Желание  Природы и объединилось с ним; сжигающее свойство огня, а именно Жар, происходит из жесткой поглощающей  природы первых трех Свойств…    

…В этих трех болезненных  Свойствах заключена источающаяся Воля, берущая начало от Слова Божественного  Дыхания, но Единство также содержится в ней; поэтому воля страстно стремится  Единству, а Единство стремится к  Чувствительности, то есть к огненной основе: так, одно стремится к другому; и когда присутствует такое стремление, это подобно звуку раскалываемой  породы или вспышке Молнии, когда  мы пользуемся кремнем и огнивом, или льем воду в огонь: здесь я  говорю лишь о подобии…         

…Здесь мы приходим к  двум Вечным Принципам, а именно тьме, грубости, жесткости и боли, обитающих  сами в себе, и ощущению могущества и добродетели единства в Свете…            

…Таким образом, вам следует  здесь осознать два Принципа: первый есть основа горения Огня, то есть жесткая, подвижная, восприимчивая и болезненная  тьма, заключенная сама в себе; второй же - Свет Огня, в котором единство находится в движении и радости; потому что Огонь является Объектом великой Любви Божественного  единства…     

…В этой огненной воле Вечной Природы находится душа Человека, а также Ангелы; это их основа и Центр; потому, когда какая-либо душа отстраняется от Света и любви  Бога, и погружается в свое собственное  Природное Желание, тогда основа этого темного и болезненного свойства манифестируется в ней; это адский Огонь, и Ангел Божий, когда он манифестируется таким  образом, виден как Люцифер; и  то, что, как мы думаем, имеет Бытие  повсюду в Творении, так же повсюду  присутствует вне Творения; потому что Творение есть лишь Образ и  Подобие разделенного и многобразного  могущества, и свойство универсального Бытия.

Следует правильно понимать, в чем заключается основа Огня, а именно в Холоде Сжатия и Жаре Страдания; Движение же является Вулканом; из этих трех состоит Огонь, но сияние Света возникает и проистекает  из соединения единства с основой  Огня, а в целом основа есть источаемая воля».

Можно предположить, что  здесь мы видим описание формирования реального пространства вселенной  на конечной стадии Большого взрыва. В  его центре уже формируется ядро из одной тождественной единичной  индивидуальности (пусть это будет  Тьма), горит уже высокотемпературная  плазма, готовая уж взорваться, а  по внешней стороне плазмы, вокруг этого ядра другой тождественной  единичной индивидуальностью формируется  реальное пространство, которое заполняется  множественными образованиями этих двух индивидуальностей от элементарных частиц до нейтральных масс.

Пятое Свойство. 

«Итак, Пятым Свойством  является Огонь Любви, или Мир  Могущества и Света; он среди Тьмы существует сам в себе, и Тьма не понимает его, как написано у Иоанна, гл.1: – И Свет во Тьме светит, и  Тьма не объяла его…           

…Когда зажигаются Духовный Огонь и Свет, каковые, конечно, возгораются  из Вечности [в себе], тогда же манифестируется  и Мистерия Божественного Могущества и Знания; все Свойства Вечной Природы  становятся духовными в Огне, хотя Природа остается такой, как есть, сама в себе, а истечение воли становится Духовным.

Во вспышке Огня поглощается  темное восприятие; в этом поглощении возникает чистый и яркий Огонь  – Дух, распространяющий повсюду  Блеск своего Света…                

Информация о работе Мистическое ученье Я.Беме