Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 00:54, реферат
О мифе и мифологии как о способе освоения действительности говорят, когда рассматривают ранние стадии общественного развития.
Как известно, «первобытнообщинная формация имеет своей идеологией миф...». [2; 16]. Но в чем же состоит суть мифического восприятия действительности? В науке уже давно преодолена точка зрения на миф как на нечто в нелогичное и чисто иррациональное
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ПОНЯТИЯ МИФ И МИФОЛОГИЯ И ИХ СУЩНОСТЬ 5
3. МИФ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ 11
4. МИФ И ФИЛОСОФИЯ 18
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
Миф - это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания, которая характеризуется символическим, фантастическо-образным, целостным представлением о природе, обществе и человеке.
Миф возник в процессе попыток осмыслить то или иное природное явление, не находящее разумного объяснения. Миф возникает из грубого фетишизма переходит к анимизму и из хтонизма к героизму.
Различают мифологию органическую (исходную, входящую в эпос) и идеологическую (вторичную, чаще всего политически ангажированную).
В настоящее время органическая мифология бытует среди отсталых народностей, что свидетельствует о том, что это исторически более ранняя форма мифологического мировоззрения. Идеологическая мифология представлена в общественном сознании у цивилизованных наций, например в виде социальных мифов (о «вожде народов», о «сильной руке», о превосходстве одной нации над другой, об «избранности нации» и т.д.).
Так, мы можем проследить разные направления эволюции мифологии от органической в идеологическую, от органической в эпос, который уже не является мифом, и уже отсюда в формирование непосредственно философии, которая становится самостоятельным явлением научной жизни, но не теряет своей связи с мифологией.
Нужно отметить, что генезис философии является проблемой для самой философии, развиваясь, она постоянно сталкивается с проблемой собственного возникновения, ибо, только решив ее, философия сможет в полной мере осознать свою сущность.
МИФ И ФИЛОСОФИЯ
Существуют три основополагающие теории возникновения философии: мифогенная, гносеогенная и та, которую по ее характеру можно назвать концепцией «качественного скачка». Любая из этих точек зрения, если признать только ее единственно верной, ограничена. Мы не станем подробно останавливаться на последних двух, нас интересует только первая теория.
Философия, ее категориальный аппарат во многом наследует мифологемы и философское мировоззрение во многом вырастает из мифа, особенно у таких ранних философов как Ферекид, Эмпедокл и даже Платон. Вместе с тем философское мировоззрение радикально противоречит мифической картине мира. Поэтому нельзя говорить, что сущность философии вытекает из мифа: она настолько же из него вытекает, насколько от него отталкивается в своем становлении. Миф у Ферекида и даже у Гомера уже не тот миф, которому безусловно поклоняются и которому безусловно верят, - это уже рефлектированный миф, с которого снят ореол святости.
Если же говорить о происхождении философии из науки, то, как уже выяснено, это невозможно. Вместе с тем невозможно, наверное, и развитие философии без науки, как и без мифа. Поэтому отвечая на вопрос, происходит ли философия из мифа или из накопления научного знания, невозможно дать односложный ответ «да» или «нет», здесь отношения более сложные и замысловатые. Ясно одно: без них бы философия не возникла, и с ними она также могла бы не возникнуть. Так, мы имеем примеры в иных культурах, когда существовала развитая мифология и был достаточный уровень научного знания, однако философия так и не состоялась (Египет, Вавилон и др. культуры). Получается, что наука и миф являются необходимыми, но недостаточными предпосылками возникновения философии. Не хватает еще чего-то, что делает философию именно философией, и что невозможно найти ни в науке, ни в мифе.
Третья концепция генезиса философии, концепция «качественного скачка», подчеркивает именно эту специфику философского знания как его сущностное отличие от иных типов знания. Поясним: эта концепция не отрицает важность для становления философии мифа и науки, а также развития социальных, экономических, политических и иных связей. Действительно, без совокупности всех этих необходимых предпосылок философия никак бы не могла появиться, однако весь этот перечень предпосылок, сколь бы длинным и объемным он ни был, не способен автоматически породить философию. В современном мире, как казалось бы, всех этих предпосылок куда больше и даже новых мифов создается больше, чем было старых у древних греков, однако Древняя Греция породила такую плеяду оригинальных философов, которых в XX в. можно пересчитать по пальцам одной руки. [2; 5].
Миф и философия - существенно разные типы мышления: миф доисторическая, коллективно-бессознательная, а философия, наоборот, лично-персонализированная мудрость, однако миф и философию объединяет то, что как первое так и второе являются функциями самосознания. Наука принципиально отличается как от мифологии, так и от философии именно тем, что, опираясь на эмпирический опыт, она не в состоянии возлогать на себя и решать мировоззренческие вопросы.
Мифология же вместе с формированием исторической жизни вырождается и трансформируется в индивидуализированные явления художественного (Гомер, Архилох), исторического (Гекатей), нравственно-правового («семь мудрецов»), дидактического (Гесиод), космогонического (Гесиод, Эпименид, Акусилай, орфики) и религиозно-философского (орфики, Пифагор) сознания.
Как было отмечено, взгляд на мир в Древней Греции прошел развитие от исходного протогенезисного субстрата вселенной (Хаоса) до Эроса, олицетворявшего собой демиургическую способность, темную, изнутри бытия идущую вегетативно-органическую энергию становления. Завершают же процесс ее развития разумные антропоморфные существа, олимпийские боги, победившие титанов. Так «субъективно-волевой (умышленный) фактор все более вторгается в вегетативную необходимость космогенеза», что приводит к замене эротических мотивов иерархическими. Особенно красноречиво об этих процессах свидетельствует орфическая мифология. [3; 22].
Возникновение философии связано с целым комплексом социально-экономических, культурных и политических процессов, а также с развитием сельского хозяйства и ремесленничества. Философия предложила человеку знание, в котором он нуждался в новых условиях. А точнее, человек сам придумал философию в ответ на новые условия, в которые поставил его жизнь и творцом которых он отчасти был сам.
Философия как выражение мировоззрения противостоит мифу; философия приходит на смену мифу. [5; 6].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аблеев С.Р. История мировой философии. / С.Р. Аблеев. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 414, [2] с.
2. Гуревич П.С. Философия. / П.С. Гуревич. М.: Проект, 2003. - 352 с.
3. Нижников С.А. История философии: Курс лекций./ С.А. Нижников. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. - 256 с.
4. Рычков А.К. Философия./ А.К. Рычков, Б.Л Яшин. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 384 с.
5. Фирсов А.В. Итсория философии для студентов вузов / А.В. Фирсов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 156 с.