Мышление и сознание в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:39, реферат

Краткое описание

Философия как особая форма культуры и духовного освоения мира возникла примерно в середине первого тысячелетия до н.э. одновременно и независимо друг от друга в трёх регионах - в Индии, Китае и Греции. Одновременность её появления говорит нам о не случайности этого процесса.

Содержание

Введение
1 Понятие мышления
2 Психологическая сущность мышления и его особенности
3 Формы и виды мышления
4 Индивидуальные и психологические особенности мышления
5 Основные этапы мыслительного процесса
6 Сознание и интеллект
7 Воображение

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 38.20 Кб (Скачать файл)

· истинными - это объективно верные суждения;

· ложными - это суждения не соответствующие объективной реальности;

· общими. Это когда что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: «Все рыбы дышат жабрами»;

· частными - это утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: «Некоторые студенты - отличники»;

· единичными - это утверждение или отрицание относится только к одному, например: «Этот ученик плохо выучил урок».

3) Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения.

Исходные суждения, из которых выводится, извлекается  другое суждение, называют посылками  умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и  общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить  следующее рассуждение: «Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно».

Различают умозаключение:

· индуктивное - это такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу;

· дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу;

· по аналогии - это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Рассмотрим теперь виды мышления. Существует следующая  классификация видов мышления по:

1) генезису развития;

2) характеру  решаемых задач;

3) степени развернутости;

4) степени новизны  и оригинальности;

5) средствам  мышления;

6) функциям мышления  и т.д.

1. По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое; абстрактно-логическое. Они являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

- Наглядно-действенное  мышление - вид мышления, опирающийся  на непосредственное восприятие  предметов в процессе действий  с ними. Это мышление есть наиболее  элементарный вид мышления, возникающий  в практической деятельности  и являющийся основой для формирования  более сложных видов мышления.

- Наглядно-образное  мышление - вид мышления, характеризующийся  опорой на представления и  образы. При наглядно-образном мышлении  ситуация преобразуется в плане  образа или представления.

- Словесно-логическое  мышление - вид мышления, осуществляемый  при помощи логических операций  с понятиями. При словесно-логическом  мышлении оперируя логическими  понятиями, субъект может познавать  существенные закономерности и  ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой  реальности.

- Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных  свойств и связей предмета  и отвлечении от других, несущественных.

2. По характеру решаемых  задач различают мышление: теоретическое; практическое.

- Теоретическое  мышление - мышление на основе  теоретических рассуждений и  умозаключений. Это познание законов  и правил.

- Практическое  мышление - мышление на основе  суждений и умозаключений, основанных  на решении практических задач.

Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3. По степени развернутости различают мышление: дискурсивное; интуитивное.

- Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений,  а не восприятия. Аналитическое  мышление развернуто во времени,  имеет четко выраженные этапы,  представлено в сознании самого  мыслящего человека.

- Интуитивное  мышление - мышление на основе  непосредственных чувственных восприятий  и непосредственного отражения  воздействий предметов и явлений  объективного мира. Интуитивное  мышление характеризуется быстротой  протекания, отсутствием четко выраженных  этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны  и оригинальности различают мышление: репродуктивное и продуктивное (творческое).

- Репродуктивное  мышление - мышление на основе  образов и представлений, почерпнутых  из каких-то определенных источников.

- Продуктивное  мышление - мышление на основе  творческого воображения.

5. По средствам мышления различают мышление: вербальное и наглядное.

- Наглядное мышление - мышление на основе образов  и представлений предметов.

- Вербальное  мышление - мышление, оперирующее отвлеченными  знаковыми структурами

Установлено, что  для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или  представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми  структурами.

6. По функциям различают мышление: критическое; творческое.

- Критическое  мышление направлено на выявление  недостатков в суждениях других  людей.

- Творческое  мышление связано с открытием  принципиально нового знания, с  генерацией собственных оригинальных  идей, а не с оцениванием чужих  мыслей.

Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. Отсюда человек использует такие виды мышления как: анализ; сравнение; абстрагирование; синтез; обобщение; классификация и категоризация.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо  выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.

Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: общие как сходные признаки и общие как существенные признаки.

Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств  и признаков вещей субъект  обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие  признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств  и обозначаются словом, затем они  становятся содержанием соответствующих  представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней  позволяет человеку установить родовидовые  отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.

Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Следует отличать классификацию от категоризации. Категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п.

Закономерности  рассмотренных операций мышления и  есть суть основных внутренних, специфических  закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Проблемы для  обсуждения:

1. Сущность мышления  как процесса решения задач.

2. Содержание  основных этапов развернутого  мыслительного процесса.

3. Основные типы  мыслительных действий, характерных  для процесса решения задач  и их содержание.

4. Основные операции  мышления и их сущность.

4 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Каждому человеку присуще свои особенности мышления. Т.е. является индивидуальной особенностью мышления. Эти особенности у различных  людей проявляются по-разному. К индивидуальным особенностям мышления можно отнести такие качества познавательной деятельности как: продуктивность ума; самостоятельность; широта; глубина; гибкость; быстрота мысли; творчество; критичность; инициативность; сообразительность и т.д. При этом быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов.

Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость  мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.

Инертность  мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп  развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта  ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность  мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость  мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Все указанные  качества индивидуальны, изменяются с  возрастом, поддаются коррекции. Эти  индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы  правильно оценить умственные способности  и знания.

Информация о работе Мышление и сознание в философии