Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 15:02, доклад
1. Истоки древнегреческой философии. Греческие мыслители в поисках «первоначала» всего сущего: милетская школа, пифагорейский союз, элейская школа.
Философия зародилась в Древней Греции в VI—V вв. до н.э. Как и з других странах, она возникла на основе мифологии и долго сохраняла ; ней связь (табл. 17).
Истоки древнегреческой философии. Греческие мыслители в поисках «первоначала» всего сущего: милетская школа, пифагорейский союз, элейская школа.
Гераклит как родоначальник диалектики. Атомизм Демокрита.
Гуманистическая направленность философии софистов.
Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.
Начало философии в Древней Греции»
1. Истоки древнегреческой философии. Греческие мыслители в поисках «первоначала» всего сущего: милетская школа, пифагорейский союз, элейская школа.
Философия зародилась в Древней Греции в VI—V вв. до н.э. Как и з других странах, она возникла на основе мифологии и долго сохраняла ; ней связь (табл. 17).
Таблица 17 Происхождение античной философии
Стадия |
Время |
Содержание |
Мифология |
XVIII—IX вв. до н.э. |
Мифы доолимпийского и олимпийского периодов |
Предфилософия |
IX—VII вв. до н.э. |
Труды Гомера, Гесиода, орфиков, афоризмы (гномы) семи легендарных мудрецов |
Философия |
с VI в. до н.э. |
Начиная с учения Фалеса1 |
В истории античной философии принято различать следующие периоды (табл. 18).
Таблица 18 Основные периоды развития античной философии
Период |
Время |
Ранний период греческой философии |
VII в, до н.э. — середина V в, до н.э. |
Классический период феческой философии |
вторая половина V — начало IV в. до н.э. |
Эллинистический период2 JlieKo-римской философии |
вторая половина IV в. до н.э. — 529 г. н.э. |
Древнегреческая философия, зародившись на основе мифологии, долго сохраняла с ней связь. В частности, на протяжении всей истории античной философии в значительной степени сохранилась терминология, пришедшая из мифологии. Так, имена богов использовались для обозначения различных природных и социальных сил: любовь именовалась Эросом или Афродитой (земной или небесной), мудрость — Афиной, поддержание космического порядка связывалось с Эриниями — богинями мщения и т.д.
Естественно, что особенно тесная
связь мифологии с философией
имела место в ранний период развития
философии. Из мифологии были унаследованы
представление о четырех
Большинство философов раннего
периода первоначалом бытия считали
одну или несколько стихий, но при
этом стихия-первоначало часто
Большинство греческих мудрецов можно назвать «стихийными, или наивными материалистами», так как выбираемая ими в качестве первоначала сущность (стихия, атомы, гомеомерии и т.п.) имели материальную природу. Но в то же время существовали и философы, к которым можно применить термин «наивные идеалисты»: у них в качестве первоначала бытия выступают некие идеальные сущности или силы (числа у Пифагора, Мировой ум (Нус) у Анаксагора, Любовь и Вражда у Эмпедокла и т.д.).
Для раннего периода в целом характерны натурфилософия (философия природы) и космоцентризм, т.е. центральной проблемой философии был вопрос о Космосе: его устройстве (космология) и происхождении (космогония). Вопрос о происхождении Космоса был непосредственно связан с представлениями об исходном первоначале (или первоначалах) бытия.
Из всех трудов философов раннего периода до нас не дошло ни одной целой работы. Сохранились лишь отдельные фрагменты — в виде цитат у более поздних античных авторов.
Зарождение и перв.ые стадии развития в древнегреческой философии имели место в Ионии — области в Малой Азии, где было много греческих колоний. Иония находилась на пути пересечения торговых «тей между Западом и Востоком, что способствовало знакомству ионийских греков с различными восточными учениями. После завоевания Ионии персами развитие философии здесь прекратилось, и многие греки, в том числе выдающиеся умы, вынуждены были переехать в западные районы Средиземноморья.
Вторым географическим центром развития философии стала так называемая Великая Греция — районы Южной Италии и о. Сицилия, где также находилось много греческих городов-полисов.
В настоящее время всех философов раннего периода часто называют досократиками, т.е. предшественниками Сократа — первого крупного философа следующего, классического, периода. Но в более строгом смысле досократиками принято было называть только философов VI—V вв. до н.э., относящихся к ионийской и италийской философии, а также их ближайших преемников IV в. до н.э., не затронутых влиянием «сократической традиции» (схема 15).
Милетская школа (Miletus Philosophy)
Первой философской школой Древней Греции стала Милетская школа (табл. 19). Милеет — город в Ионии (западный район Малой Азии), находящийся на перекрестке дорог между Западом и Востоком.
Таблица 19 Милетская школа
Имя |
Время жизни |
Фалес |
ок. 625—547 гг. до н.э. |
Анаксимандр |
ок. 610—546 гг. до н.э. |
Анаксимен |
ок. 588—525 гг. до н.э. |
Ученики |
до 496 г. до н.э., когда г. Милет был разрушен персами |
Фалес (Thales) Биографические сведения. Фалес (ок. 625—547 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец, которого многие авторы называют первым философом Древней Греции. Скорее всего, он был купцом, в молодости много путешествовал, был в Египте, Вавилоне, Финикии, где приобрел познания во многих областях.
Первым в Греции предсказал полное солнечное затмение (для Ионии), ввел календарь из 365 дней, разделенных на 12 тридцатидневных месяцев, оставшиеся 5 дней были помещены в конец года (такой же календарь был в Египте). Он был математиком (доказал теорему Фалеса), физиком, инженером; участвовал в политической жизни Милета. Именно Фалесу принадлежит знаменитое изречение: «Познай самого себя».
Аристотель рассказывал интересную легенду о том, как Фалес разбогател. Путешествуя, Фалес растратил свое состояние, и сограждане, попрекая его бедностью, говорили, что занятия философией прибыли не приносят. Тогда Фалес решил доказать, что мудрец всегда может разбогатеть. По известным ему астрономическим данным он определил, что в текущем году ожидается большой урожай оливок и заранее арендовал все маслобойни в окрестностях г. Милета, дав хозяевам небольшой задаток. Когда же был собран урожай и его повезли на маслобойни, Фалес, будучи «монополистом», поднял цены за работу и сразу разбогател.
Основные труды. «О началах», «О солнцестоянии», «О равнодей-ствии», «Морская астрология» — ни одна из работ не сохранилась.
Философские воззрения,. Первоначало. Фалес был стихийным материалистом, первоначалом бытия считал воду. Вода — разумна и «божественна». Мир полон богов, все существующее является одушевленным (гилозоизм); именно боги и души — источники движения и самодвижения тел, например магнит имеет душу потому, что он притягивает железо.
Космология и космогония. Все возникло из воды, из нее все начинается и в нее все возвращается. Земля — плоская и плавает на воде. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды.
Божеством космоса является разум (логос) — сын Зевса.
Анаксимандр Биографические сведения. Анаксимандр (ок. 610— (Anaximander) (46 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец, ученик Фа-леса. Некоторые авторы именно Анаксимандра, а не Фалеса называли первым философом Древней Греции. Анаксимандр изобрел солнечные часы (гномон), первым в Греции со^ ставил географическую карту и соорудил модель небесной сферы (глобус), он занимался математикой и дал общий очерк геометрии.
Основные труды. «О природе», «Карта земли», «Глобус» — ни одна из работ не сохранилась.
Философские воззрения. Первоначало. Первоосновой мира Анаксимандр считал апейрон — вечное («не знающее старости»), неопределенное и беспредельное материальное начало.
Космогония и космология. Из апейрона выделяются две пары противоположностей: горячее и холодное, влажное и сухое; их комбинации порождают четыре основные стихии, из которых состоит все в мире: Воздух, Вода, Огонь, Земля (схема 17).
Самая тяжелая стихия — Земля — сосредоточивается в центре, об-азовав цилиндр, высота которого равна трети основания. На его поверхности располагается более легкая стихия — Вода, далее — Воздух. Земля находится в центре мира и парит в воздухе. Огонь образовал три сферы, разделенные воздушными перемычками. Непрерывное движение и действие центробежной силы разорвали огненные сферы, ее части приняли форму колес или колец. Так образовались Солнце, Луна, звезды (схема 18). Ближе всего к Земле находятся звезды, затем — Луна, а затем уже — Солнце.
Таким образом, все существующее
в мире происходит из единого (апейрона).
С какой неизбежностью
Анаксимен Биографические сведения. Анаксимен (ок. 588— (Anaximenes) 525 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Анаксимандра. Занимался физикой, астрономией, метеорологией.
Основные труды. «О природе» — работа не сохранилась.
Философские воззрения. Первоначало. Анаксимен, так же как Фалес и Анаксимандр, был стихийным материалистом. Он не смог принять такую абстрактную сущность, как апейрон Анаксимандра, и в качестве первоначала всего сущего выбрал воздух — самую бескачественную и неопределенную из четырех стихий.
Космогония и космология. По Анаксимену, все возникает из воздуха: «он есть источник возникновения (всего), что существует, существовало и будет существовать, (в том числе) и богов и божеств, остальные же (вещи) (возникают по его учению) из того, что произошло из воздуха». В своем обычном состоянии, будучи равномерно распределен, воздух не заметен Заметным же он делается под влиянием тепла, холода, влажности и движения. Именно движение воздуха есть источник всех происходящих перемен, главным при этом является его сгущение и разрежение. При разрежении воздуха образуется огонь, а затем — эфир; при сгущении — ветер, облака, вода, земля, камни (схема 19).
ЭФИР ^ ОГОНЬ ^ ВОЗДУХ ^ ВЕТРЫ £ ОБЛАКА ^ ВОДА ^
^ ЗЕМЛЯ £ КАМНИ
Сгущение (холод) -> Разрежение (тепло) <—
Схема 19. Анаксимен: космогония
Анаксимен считал, что Солнце, Луна и звезды — это светила, образовавшиеся из огня, а этот огонь — из влаги, которая поднялась от Земли. По другим источникам, он утверждал, что Солнце, Луна и звезды — это камни, раскалившиеся от быстрого движения.
Земля и все небесные тела плоские и парят в воздухе. Земля неподвижна, а светила движутся воздушными вихрями. Анаксимен исправил ошибочные представления Анаксимандра о расположении небесных тел: ближе всего к Земле находится Луна, затем — Солнце, дальше всего — звезды. Учение о душе. Беспредельный воздух является началом не только тела, но и души. Таким образом, душа воздушна, а значит, и материальна.
Учение о богах. Анаксимен считал, что не боги создали воздух, а сами боги возникли из воздуха.
Анаксагор (Anaxagoras)
Биографические сведения. Анаксагор (ок. 500—428 гг. до н.э. — древнегреческий философ родом из г. Клазомены (Иония), по приглашению Перикла приехал в Афины, где он долгое время жил и работал. Враги обвинили Анаксагора в безбожии; Перикл спас его1, но Анаксагору пришлось вернуться в Ионию.
Основные труды. «О природе» — сохранились фрагменты.
Философские воззрения. Первоначало. Первоначала бытия — это гомеомерии, «семена всех вещей»; они являются мельчайшими невидимыми частицами, каждая из которых есть носитель определенного качества. Гомеомерии вечны и неизменны. Исходный принцип Анаксагора — «все есть во всем». Это значит, что любая вещь содержит в себе гомеомерии всех видов. Свойство вещи, состоящей из гомеомерии, определяется тем, каких гомеомерии в ней больше. Так, в огне больше всего гомеомерии огня, в железе — гомеомерии железа, хотя и в огне, и в железе присутствуют гомеомерии всех остальных видов. Изменение, превращение вещи связано с тем, что в ней одни гомеомерии заменяются на другие.
Но этот принцип относится и к самим гомеомериям. Каждая гомеомерия есть множество более мелких гомеомерии и содержит в себе гомеомерии всех качеств, т.е. в гомеомерии золота содержатся гомеомерии железа, меди, белизны, жидкости и т.п. Но данная гомеомерия является гомеомерией золота потому, что большинство входящих в ее состав более мелких гомеомерии есть гомеомерии золота. Гомеомерии бесконечно делимы, любая, сколь угодно мелкая гомеомерия состоит из еще более мелких.
Гомеомерии сами по себе пассивны. В качестве движущей силы Анаксагор вводит понятие Нус (Мировой ум), который не только движет мир, но и познает его.
Космология и космогония. Первоначальную смесь гомеомерии Нус приводит в круговое движение, отделяя теплое от холодного, светлое от темного и т.д. В центре собирается плотное, влажное, тяжелое и т.п. — так образуется Земля. Теплое, светлое, легкое и т.п. устремляется вверх — так образуется Небо. Вращение эфира, окружающего Землю, отрывает от нее куски — так образуются Солнце, Луна, звезды (которые есть раскаленные камни). Гносеология. Все познается противоположным себе: холодное — теплым, сладкое — горьким и т.п. Ощущения не дают истины, гомеомерии познаются только умом.