Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 03:27, контрольная работа
Важнейшим этапом развития европейской философии стала не¬мецкая классическая философия. Понятие классической немецкой философии было введено Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» для обозначения той линии в развитии новоевропейской мысли, которая была представлена учениями И. Канта, ИХ. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха.
Немецкая классическая философия охватыва¬ет период с 70-х гг. XVIII в. (с начала критического периода в творчестве И. Канта) и примерно до середины XIX в. — времени смерти Шеллинга и окончания активной философской деятельнос¬ти Фейербаха.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Социокультурные предпосылки немецкой классической философии 5
2. «Коперникианская революция» И. Канта 7
2.1 Докритическая и критическая философия Канта 7
2.2 Теория познания 8
2.3 Онтология Канта 9
3. Философия Гегеля как вершина развития европейской классической традиции 11
3.1 Абсолютный идеализм Гегеля 11
3.2 Идея развития 12
2.3 Философия Духа 13
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха 16
4.1. Проблема бытия в философии Л. Фейербаха 16
4.2. Учение Л. Фейербаха о человеке 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС 23
Ключевые понятия 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ 28
- Она способствовала формированию новой концепции модели мира; появлению оригинальных подходов к его познанию.
Почему немецкая философия XVIII – XIX вв. получила название «классическая»?
Как уже отмечалось, специфической ее особенностью, по сравнению с философией Просвещения, было то, что по форме философские системы данного направления представлены в виде классических, образцовых философских сочинений, написанных для весьма ограниченного круга читателей, профессионалов, компетентных специалистов и студентов философских факультетов. Они изобилуют малопонятными для непосвященных людей терминами, понятиями, абстракциями; их язык сух и тяжеловесен. Именно форма написания философских трудов немецких мыслителей и дала название этой философии.
«Коперникианская революция» - переворот в философии, сделанный Кантом. Сдвиг отношений между субъектом и объектом познания с объекта на субъект (субъект влияет на объект).
Критическая философия Так называл свою философию Кант. До него философы исследовали мир (с помощью разума), но не исследовали сам разум, т. е. не исследовали сам инструмент, само орудие познания. Поэтому всю прежнюю философию Кант называет догматической, слепо верящей в способности разума, а критической – ту, которая проверяет их.
Идеалистическая диалектика по Гегелю - процесс саморазвития и самопознания абсолютного духа. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему, через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего. Идеалистическая постановка проблем диалектики сводит задачи исследования преимущественно к анализу процесса познания
Антропологический материализм Антропологический материализм – материализм, усматривающий в человеке основную мировоззренческую категорию; и утверждающий, что только на ее основе можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.
Философия природы умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. В немецкой классической философии выдвигается в качестве одной из основных философских дисциплин, особенно у Шеллинга, пытавшегося на основе объективного идеализма обобщить достижения естествознания. Шеллинг выдвинул диалектические идеи о полярности как принципе дифференциации первоначального единства природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возведение в степень более низших.
«Этика любви» Фейербаха – этика, в которой он видит выход из отчужденного состояния человечества.
«Науконаучение» Фихте общее обозначение комплекса соч. Фихте, в которых он на протяжении всей жизни перерабатывал и развивал своё «учение о науке», отождествлявшееся им с философией вообще как «знанием знания», «наукой о сознании» (в отличие от традиционного понимания философии как онтологии — науки о бытии и знании, сохранявшегося у Декарта и Спинозы); при этом теория знания в «Науконаучении» тождественна теории бытия. В качестве абсолютного единства знания «Науконаучение» должно, но Фихте, содержать в себе обоснование всех частных наук; это законченная система, в которой начало («Я равно Я») есть и её конец. Система «Науконаучения» делится на три части: учение об основоположениях, учение о теоретическом «Я» и учение о практическом «Я».
Трансцендентальный идеализм - в учении Канта установка, отождествляющая и ограничивающая наблюдаемые вещи феноменами сознания. Основной предпосылкой этой установки является различие между явлениями как единицами опыта и вещами в себе. Кант в Критике чистого разума прямо отождествляет свою философию с трансцендентальным идеализмом.
Теоретический разум - понятие немецкой классической философии, обозначающее высшую познавательную способность, организующую теоретическую деятельность в систему научного знания. Согласно Канту, основная задача разума — достижение законченного, безусловного единства человеческого опыта. Эта цель может быть достигнута лишь в том случае, если теоретические принципы разума будут исходить непосредственно из интеллектуального созерцания идей («вещей в себе»). Однако, по мысли Канта, человеческий разум не способен к познанию этих сверхчувственных идеальных объектов, поэтому его гносеологическая функция сводится к постоянному синтетическому восполнению опыта на основе регулятивного применения исходно присущих ему трансцендентальных идей. Выход разума за пределы опыта, т. е. чувств. созерцания, порождает противоречия, или антиномии.
Практический разум - понятие немецкой классической философии, означающее способность человека к свободному действию на основе высших безусловных принципов. Согласно Канту, разум, выступая в своих практических функциях, даёт человеку «законы свободы», т. е. моральные принципы, возвышающие человека над миром природы. Благодаря П. р. человек выступает как свободное существо, независимое в своём поведении от «механизма» природы и конечных условий эмпирического существования. Если интерес теоретического разума сводится к вопросу, «что я могу знать?», то интерес П. р. заключается в вопросе: «что я должен делать?». В конечном счёте, по Канту, высший долг человека — относиться к любому человеку (и человечеству в его лице) как к цели и никогда — только как к средству.
Рассудок по Канту, привносит форму в знание, содержание которого есть результат чувств. созерцания. Рассудок всегда носит конечный, ограниченный характер, поскольку конечно и ограничено содержание, порождаемое чувств. познанием. Продолжая кантовскую традицию различения рассудка и разума как двух ступеней рационального познания, Гегель противопоставляет разум (как «бесконечное» мышление) рассудку (как «конечному» мышлению). Конечность рассудка обусловлена тем, что он, фиксируя ограниченные определения мысли, не способен выйти за пределы их содержания. Однако устойчивость, определённость и конечность рассудка лежит, согласно Гегелю, в основе систематизирующей деятельности мышления, упорядочивания доставляемого восприятием материала. Признавая правомерность рассудка, Гегель вместе с тем подчёркивал, что возможности мышления не исчерпываются рассудочной деятельностью.
Априоризм - познание до опыта - априори. Характерен для идеалистической гносеологии кантианства и неокантианства. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и обнаруживаются, т.е. действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия. У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время; однако только с их помощью, без прибавления к ним восприятий, нельзя достигнуть никакого познания.
«Вещь в себе» филос. термин, означающий вещи как они существуют сами по себе (или «в себе»), в отличие от того, какими они являются «для нас» — в нашем познании. Различие это рассматривалось ещё в древности, но особое значение приобрело в 17—18 вв., когда к этому присоединился вопрос о способности (или неспособности) нашего познания постигать «вещи в себе». Понятие «вещи в себе» стало одним из основных в «Критике чистого разума» Канта, согласно которому теоретическое познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно «вещи в себе», этой непознаваемой основы чувственно ощущаемых и рассудочно мыслимых предметов. Понятие «Вещь в себе» имеет у Канта и другие значения, в т. ч. умопостигаемого предмета, т. е. безусловного, запредельного для опыта предмета разума (бог, бессмертие, свобода). Противоречие в кантовском понимании «вещи в себе» заключается в том, что, будучи сверхчувственной, трансцендентной, она в то же время аффицирует наши чувства, вызывает ощущения.
Антиномии Философский смысл понятие приобретает у Канта в «Критике чистого разума» (1781). Согласно Канту, антиномии необходимо возникают в человеческом разуме при попытке мыслить мир как единое целое, подразумевая в качестве предпосылки идею безусловного или абсолютного. По Канту, неизбежные противоречия рождаются в нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного, бесконечного, приложимое лишь к миру вещей в себе (тезис), применяется к миру опыта, где наличествует только преходящее, конечное и обусловленное (антитезис). Отсюда проистекают четыре антиномии 1) Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.— Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве. 2) Всякая сложная субстанция состоит из простых частей.— Ни одна вещь не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого. 3) Причинность по законам природы недостаточна для объяснения всех явлений. Существует свободная (спонтанная) причинность.— Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы. 4) К миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина. — Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира, как его причины. Согласно Канту, диалектические противоречия, возникающие в человеческого разуме,— естественная и неизбежная «иллюзия», проистекающая из его субъективного, сверхопытного применения.
Учение Канта об антиномиях было всесторонне развито немецким классическим идеализмом как фундаментальная предпосылка диалектической логики. Гегель подверг критическому анализу кантовское решение вопроса об А., показав, что противоречие есть неотъемлемая объективная характеристика развивающегося духа, исторического бытия и мышления. В диалектике Гегеля понятие А. было преобразовано в понятие синтетически разрешимого противоречия.
Пантеизм философское учение, отождествляющее бога и мир. Философские системы таких немецких идеалистов, как Шеллинг и Гегель, по словам Ф. Энгельса, «...пытались пантеистически примирить противоположность духа и материи»
Субъект познания индивид как источник познания и преобразования действительности, носитель активности, связанной с особенностями деятельности
Абсолютная идея основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность (т. е. субстанцию и субъект одновременно). Абсолютная идея своим содержанием имеет процесс своего же собственного раскрытия в виде последовательного движения от абстрактно-общих определений к определениям, обогащённым конкретным содержанием, причём каждая ступень процесса представляет собой полагание определённости, её раскол на противоречащие смысловые полюса и «снятие» противоречия в общности более высокого типа. Первым этапом раскрытия Абсолютной идея является логика или, по Гегелю, изображение бога в его вечной сущности. Разворачивая своё содержание от первой категории (бытие) до последней (Абсолютная идея), логика оказывается абсолютно-конкретным единством всех категорий, т. е. живой истиной, осуществлённой в системе несливающихся, но органически соединённых смыслов. Абсолютная идея как завершение логики — это единство идеи жизни (практической идеи) и идеи познания (теоретической идеи), данное в форме понятия, постигающего себя. Второй этап самодвижения Абсолютной идеи — природа, т. е. «отпустившая» себя в инобытие, растворившаяся в чужом Абсолютная идея. Раскрывая содержание в «ином», которое положено ею самой, Абсолютная идея по ступеням природы восходит к духу и возвращается к единству с собой. Дух — третья и последняя стадия раскрытия Абсолютной идеи — проходит этапы субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа, реализуя окончат, соединение единичного со всеобщим и воплощая полноту Абсолютной идеи.
1. Быховский Б. Людвиг Фейербах. – М.: Мысль, 1967.
2. Волчек Е.З. Философия: Учеб. пособие. - Мн.: "Интерпрессервис"; "Эко-перспектива", 2003.
3. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004.
4. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Рольф, 2001.
5. История философии: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. - М.: «Издательство ПРИОР», 1997.
6. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
7. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - нач. XIX вв. – М.: Высшая школа, 1989.
8. Лойко Л.Е. Философия: Учеб. пособие. - Мн.; Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004.
9. Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века. Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1976.
10. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ высш. учеб, заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. — М: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000.
11. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 3-х томах. Том 1. Вступ. статья М.М. Григорьян. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.
12. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
13. Элез Й. Проблемы бытия и мышления в философии Л. Фейербаха. – М.: Наука, 1971.
[1] Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII— начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов.-М.: Высш. шк., 1989. – с. 8
[2] Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII— начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов.-М.: Высш. шк., 1989. – с. 13.
[3] История философии. Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – с. 176.
[4] Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ высш. учеб, заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. — М: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. – с. 444.
[5] История философии. Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – с. 177.
[6] Гриненко Г.В. История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004. – с. 369
[7] Гриненко Г.В. История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004. – с. 360
[8] Волчек Е.З. Философия: Учеб. пособие. - Мн.: "Интерпрессервис"; "Эко-перспектива", 2003. – с. 130
[9] Волчек Е.З. Философия: Учеб. пособие. - Мн.: "Интерпрессервис"; "Эко-перспектива", 2003. – с. 132
[10] Лойко Л.Е. Философия: Учеб. пособие. - Мн.; Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004. – с. 51
[11] История философии: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. - М.: «Издательство ПРИОР», 1997.- с. 219.
[12] История философии: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. - М.: «Издательство ПРИОР», 1997.- 221
[13] История философии: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. - М.: «Издательство ПРИОР», 1997.- 224
[14] там же
[15] там же
[16] История философии. Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – с. 193.
[17] Быховский Б. Людвиг Фейербах. – М.: Мысль, 1967. – с. 87.
[18] там же – с. 96.
[19] Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 3-х томах. Том 1. Вступ. статья М.М. Григорьян. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – с. 170
[20] Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 3-х томах. Том 1. Вступ. статья М.М. Григорьян. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – с. 171.
[21] там же – с. 176.
[22] там же – с. 192.
[23] Элез Й. Проблемы бытия и мышления в философии Л. Фейербаха. – М.: Наука, 1971. – с. 74.
[24] Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 3-х томах. Том 1. Вступ. статья М.М. Григорьян. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – с. 202.
[25] Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 3-х томах. Том 1. Вступ. статья М.М. Григорьян. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – с. 17.
[26] там же – с. 432.
[27] Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века. Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1976. – 488.
[28] там же – 490.
[29] Быховский Б. Людвиг Фейербах. – М.: Мысль, 1967. – с. 432.
[30] там же – с. 96.
[31] Быховский Б. Людвиг Фейербах. – М.: Мысль, 1967. – с. 473.
[32] там же – с. 202.
[33] Быховский Б. Людвиг Фейербах. – М.: Мысль, 1967. – с. 204.