Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 03:27, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшим этапом развития европейской философии стала не¬мецкая классическая философия. Понятие классической немецкой философии было введено Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» для обозначения той линии в развитии новоевропейской мысли, которая была представлена учениями И. Канта, ИХ. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха.
Немецкая классическая философия охватыва¬ет период с 70-х гг. XVIII в. (с начала критического периода в творчестве И. Канта) и примерно до середины XIX в. — времени смерти Шеллинга и окончания активной философской деятельнос¬ти Фейербаха.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Социокультурные предпосылки немецкой классической философии 5
2. «Коперникианская революция» И. Канта 7
2.1 Докритическая и критическая философия Канта 7
2.2 Теория познания 8
2.3 Онтология Канта 9
3. Философия Гегеля как вершина развития европейской классической традиции 11
3.1 Абсолютный идеализм Гегеля 11
3.2 Идея развития 12
2.3 Философия Духа 13
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха 16
4.1. Проблема бытия в философии Л. Фейербаха 16
4.2. Учение Л. Фейербаха о человеке 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС 23
Ключевые понятия 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ 28

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

- Она способствовала формированию новой концепции моде­ли мира; появлению оригинальных подходов к его познанию.

 


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

 

Почему немецкая философия XVIII – XIX вв. получила название «классическая»?

 

Как уже отмечалось, специфической ее особенностью, по сравнению с философией Просвещения, было то, что по форме философские системы данного направления представлены в виде классических, образцовых философских сочинений, написанных для весьма ограниченного круга читателей, профессионалов, компетентных специалистов и студентов философских факультетов. Они изобилуют малопо­нятными для непосвященных людей терминами, понятиями, абстракциями; их язык сух и тяжеловесен. Именно форма написания философских трудов немецких мыслителей и дала название этой философии.


Ключевые понятия

 

«Коперникианская революция» - переворот в философии, сделанный Кантом. Сдвиг отношений между субъектом и объектом познания с объекта на субъект (субъект влияет на объект).

Критическая философия Так называл свою философию Кант. До него философы исследовали мир (с помощью разума), но не исследовали сам разум, т. е. не исследовали сам инструмент, само орудие по­знания. Поэтому всю прежнюю философию Кант называет догматической, слепо верящей в способности разума, а критической – ту, которая проверяет их.

Идеалистическая диалектика по Гегелю - процесс саморазвития и самопознания абсолютного духа. Диалектика у него — это метод позна­ния действительности, который учитывает противо­речивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, пе­реходы от низшего к высшему, через отрицание от­жившего и утверждение нового, растущего. Идеалистическая постановка проблем диалектики сводит задачи исследования преимущественно к анализу процесса познания

Антропологический материализм Антропологический материализм – материализм, усматривающий в человеке основную мировоззренческую категорию; и утверждающий, что только на ее основе можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.

Философия природы умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. В немецкой классической философии выдвигается в качестве одной из основных философских дисциплин, особенно у Шеллинга, пытавшегося на основе объективного идеализма обобщить достижения естествознания. Шеллинг выдвинул диалектические идеи о полярности как принципе дифференциации первона­чального единства природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возведение в степень более низших.

«Этика любви» Фейербаха – этика, в которой он видит выход из отчужденного состояния человечества.

«Науконаучение» Фихте общее обо­значение комплекса соч. Фихте, в которых он на протя­жении всей жизни перерабатывал и развивал своё «уче­ние о науке», отождествлявшееся им с философией вообще как «знанием знания», «наукой о сознании» (в отличие от традиционного понимания философии как онто­логии — науки о бытии и знании, сохранявшегося у Декарта и Спинозы); при этом теория знания в «Науконаучении» тождественна теории бытия. В качестве абсолютного единства знания «Науконаучение» должно, но Фихте, содержать в себе обосно­вание всех частных наук; это законченная система, в которой начало («Я равно Я») есть и её конец. Система «Науконаучения» делится на три части: учение об основоположе­ниях, учение о теоретическом «Я» и учение о практи­ческом «Я».

Трансцендентальный идеализм - в учении Канта установка, отождествляющая и ограничивающая наблюдаемые вещи феноменами сознания. Основной предпосылкой этой установки является различие между явлениями как единицами опыта и вещами в себе. Кант в Критике чистого разума прямо отождествляет свою философию с трансцендентальным идеализмом.

Теоретический разум -  понятие немецкой классической фи­лософии, обозначающее высшую познавательную способность, организующую теоретическую деятельность в систему научного знания. Согласно Канту, основная задача разума — до­стижение законченного, безусловного единства человеческого опыта. Эта цель может быть достигнута лишь в том случае, если теоретические принципы разума будут исходить непосредственно из интеллектуального созер­цания идей («вещей в себе»). Однако, по мысли Канта, человеческий разум не способен к познанию этих сверх­чувственных идеальных объектов, поэтому его гносеологическая функция сводится к постоянному синтетическому восполне­нию опыта на основе регулятивного применения исход­но присущих ему трансцендентальных идей. Выход разума за пределы опыта, т. е. чувств. созерцания, по­рождает противоречия, или антиномии.

Практический разум - понятие немецкой классической фи­лософии, означающее способность человека к свобод­ному действию на основе высших безусловных принци­пов. Согласно Канту, разум, выступая в своих практических функциях, даёт человеку «законы сво­боды», т. е. моральные принципы, возвышающие че­ловека над миром природы. Благодаря П. р. человек выступает как свободное существо, независимое в сво­ём поведении от «механизма» природы и конечных ус­ловий эмпирического существования. Если интерес теорети­ческого разума сводится к вопросу, «что я могу знать?», то интерес П. р. заключается в вопросе: «что я должен де­лать?». В конечном счёте, по Канту, высший долг че­ловека — относиться к любому человеку (и человече­ству в его лице) как к цели и никогда — только как к средству.

Рассудок по Канту, привносит форму в знание, содержание которого есть результат чувств. со­зерцания. Рассудок всегда носит конечный, ограничен­ный характер, поскольку конечно и ограничено содер­жание, порождаемое чувств. познанием. Продолжая кантовскую традицию различения рассудка и разума как двух ступеней рационального познания,  Гегель противопоставляет разум (как «бесконечное» мышление) рассудку (как «конечному» мышлению). Конечность рассудка обусловлена тем, что он, фиксируя ограничен­ные определения мысли, не способен выйти за пределы их содержания. Однако устойчивость, определённость и конечность рассудка лежит, согласно Гегелю, в основе систематизирующей деятельности мышления, упорядо­чивания доставляемого восприятием материала. При­знавая правомерность рассудка, Гегель вместе с тем подчёркивал, что возможности мышления не исчер­пываются рассудочной деятельностью.

Априоризм - познание до опыта - априори. Характерен для идеалистической гносеологии кантианства и неокантианства. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и обнаруживаются, т.е. действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия. У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время; однако только с их помощью, без прибавления к ним восприятий, нельзя достигнуть никакого познания.

«Вещь в себе» филос. термин, означающий вещи как они существуют сами по себе (или «в себе»), в отли­чие от того, какими они являются «для нас» — в нашем познании. Различие это рассматривалось ещё в древ­ности, но особое значение приобрело в 17—18 вв., когда к этому присоединился вопрос о способности (или неспособности) нашего познания постигать «вещи в се­бе». Понятие «вещи в себе» стало одним из основных в «Критике чистого разума» Канта, согласно которому теоретическое познание возможно лишь относительно явле­ний, но не относительно «вещи в себе», этой непознавае­мой основы чувственно ощущаемых и рассудочно мыс­лимых предметов. Понятие «Вещь в себе» имеет у Канта и другие значения, в т. ч. умопостигаемого предмета, т. е. безус­ловного, запредельного для опыта предмета разума (бог, бессмертие, свобода). Противоречие в кантовском понимании «вещи в себе» заключается в том, что, буду­чи сверхчувственной, трансцендентной, она в то же вре­мя аффицирует наши чувства, вызывает ощущения.

Антиномии Философский смысл понятие приобретает у Канта в «Критике чистого разума» (1781). Согласно Канту, антиномии необходимо возникают в человеческом разуме при по­пытке мыслить мир как единое целое, подразумевая в качестве предпосылки идею безусловного или абсо­лютного. По Канту, неизбежные противоречия рож­даются в нашем уме вследствие того, что понятие абсо­лютного, бесконечного, приложимое лишь к миру вещей в себе (тезис), применяется к миру опыта, где наличест­вует только преходящее, конечное и обусловленное (ан­титезис). Отсюда проистекают четыре антиномии 1) Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.— Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространст­ве. 2) Всякая сложная субстанция состоит из простых частей.— Ни одна вещь не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого. 3) Причинность по законам природы недостаточна для объяснения всех явлений. Существует свободная (спонтанная) причин­ность.— Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы. 4) К миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина. — Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира, как его причины. Согласно Канту, диалектические противоречия, возникающие в человеческого ра­зуме,— естественная и неизбежная «иллюзия», проистекаю­щая из его субъективного, сверхопытного применения.

Учение Канта об антиномиях было всесторонне развито немецким классическим идеализмом как фундаментальная предпо­сылка диалектической логики. Гегель подверг критическому ана­лизу кантовское решение вопроса об А., показав, что противоречие есть неотъемлемая объективная характе­ристика развивающегося духа, исторического бытия и мыш­ления. В диалектике Гегеля понятие А. было преобра­зовано в понятие синтетически разрешимого противо­речия.

Пантеизм философское учение, отождествляющее бога и мир. Философские системы таких немецких идеалистов, как Шеллинг и Гегель, по словам Ф. Энгельса, «...пы­тались пантеистически примирить противоположность духа и материи»

Субъект познания индивид как источник познания и преобразования действительности, носитель активности, связанной с особенностями деятельности

Абсолютная идея основная категория филосо­фии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность (т. е. субстанцию и субъект одновременно). Абсолютная идея своим содержанием имеет процесс своего же собственного рас­крытия в виде последовательного движения от абстрактно-общих определений к определениям, обогащённым конкретным содержанием, причём каждая ступень процесса представляет собой полагание определённо­сти, её раскол на противоречащие смысловые полюса и «снятие» противоречия в общности более высокого типа. Первым этапом раскрытия Абсолютной идея является логика или, по Гегелю, изображение бога в его вечной сущ­ности. Разворачивая своё содержание от первой кате­гории (бытие) до последней (Абсолютная идея), логика оказывается абсолютно-конкретным единством всех категорий, т. е. живой истиной, осуществлённой в системе несливаю­щихся, но органически соединённых смыслов. Абсолютная идея как завершение логики — это единство идеи жизни (практической идеи) и идеи познания (теоретической идеи), дан­ное в форме понятия, постигающего себя. Второй этап самодвижения Абсолютной идеи — природа, т. е. «от­пустившая» себя в инобытие, растворившаяся в чужом Абсолютная идея. Раскрывая содержание в «ином», которое положено ею самой, Абсолютная идея по ступеням природы восходит к духу и возвращается к единству с собой. Дух — третья и последняя стадия раскрытия Абсолютной идеи — проходит этапы субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа, реализуя окончат, соединение единичного со все­общим и воплощая полноту Абсолютной идеи.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ

 

 

1.      Быховский Б. Людвиг Фейербах. – М.: Мысль, 1967. 

2.      Волчек Е.З. Философия: Учеб. пособие. - Мн.: "Интерпрессервис"; "Эко-перспектива", 2003.

3.      Гриненко Г.В. История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004.

4.      Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Рольф, 2001.

5.      История философии: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. - М.: «Издательство ПРИОР», 1997.

6.      История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: Фе­никс, 2000.

7.      Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - нач. XIX вв. – М.: Высшая школа, 1989.

8.      Лойко Л.Е. Философия: Учеб. пособие. - Мн.; Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004.

9.      Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века. Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1976.

10. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ высш. учеб, заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. — М: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000.

11. Фейербах Л. Избранные философские произведения.  В 3-х томах. Том 1. Вступ. статья М.М. Григорьян. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.

12. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

13. Элез Й. Проблемы бытия и мышления в философии Л. Фейербаха. – М.: Наука, 1971.

 

 

 



[1] Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII— начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов.-М.: Высш. шк., 1989. – с. 8

[2] Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII— начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов.-М.: Высш. шк., 1989. – с. 13.

[3] История философии. Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Фе­никс, 2000 – с. 176.

[4] Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ высш. учеб, заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. — М: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. – с. 444.

[5] История философии. Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Фе­никс, 2000 – с. 177.

[6] Гриненко Г.В. История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004. – с. 369

[7] Гриненко Г.В. История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004. – с. 360

[8] Волчек Е.З. Философия: Учеб. пособие. - Мн.: "Интерпрессервис"; "Эко-перспектива", 2003. – с. 130

[9] Волчек Е.З. Философия: Учеб. пособие. - Мн.: "Интерпрессервис"; "Эко-перспектива", 2003. – с. 132

[10] Лойко Л.Е. Философия: Учеб. пособие. - Мн.; Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004. – с. 51

[11] История философии: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. - М.: «Издательство ПРИОР», 1997.- с. 219.

[12] История философии: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. - М.: «Издательство ПРИОР», 1997.- 221

[13] История философии: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. - М.: «Издательство ПРИОР», 1997.- 224

[14] там же

[15] там же

[16] История философии. Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Фе­никс, 2000 – с. 193.

[17] Быховский Б. Людвиг Фейербах. – М.: Мысль, 1967. – с. 87.

[18] там же – с. 96.

[19] Фейербах Л. Избранные философские произведения.  В 3-х томах. Том 1. Вступ. статья М.М. Григорьян. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – с. 170

[20] Фейербах Л. Избранные философские произведения.  В 3-х томах. Том 1. Вступ. статья М.М. Григорьян. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – с. 171.

[21] там же – с. 176.

[22] там же – с. 192.

[23] Элез Й. Проблемы бытия и мышления в философии Л. Фейербаха. – М.: Наука, 1971. – с. 74.

[24] Фейербах Л. Избранные философские произведения.  В 3-х томах. Том 1. Вступ. статья М.М. Григорьян. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – с. 202.

[25] Фейербах Л. Избранные философские произведения.  В 3-х томах. Том 1. Вступ. статья М.М. Григорьян. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – с. 17.

[26] там же – с. 432.

[27] Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века. Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1976. – 488.

[28] там же – 490.

[29] Быховский Б. Людвиг Фейербах. – М.: Мысль, 1967. – с. 432.

[30] там же – с. 96.

[31] Быховский Б. Людвиг Фейербах. – М.: Мысль, 1967. – с. 473.

[32] там же – с. 202.

[33] Быховский Б. Людвиг Фейербах. – М.: Мысль, 1967. – с. 204.


Информация о работе Немецкая классическая философия