Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 19:23, реферат
Немецкая классическая философия представляет собой значимый период в западноевропейской философии эпохи Нового времени, который сложно переоценить. Новоевропейская философия, начавшись с трудов Ф. Бэкона и Р. Декарта, прошла путь критического переосмысления, в результате чего были сформулированы основополагающие мировоззренческие принципы, задавшие вектор развития культуры на многие десятилетия вперед. Рефлексия над идейно-нравственными идеалами общества, перспективами его развития, убежденность в рациональном устройстве мироздания – все это позволяет оценить немецкую классическую философию, с одной стороны, как интеллектуальное движение, имеющее сильный просветительский пафос, а с другой стороны, как движение, стремящееся преодолеть те тупики и недостатки, в которые зашла просвещенческая идеология.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Немецкая классическая философия: общая характеристика………………..5
2. Трансцендентально-критическая философия И. Канта……………………..8
3. Философские взгляды И. Фихте……………………………………………..12
4. Система трансцендентального идеализма Ф. Шеллинга…………………..14
5. Сущность объективного идеализма и диалектики Г. Гегеля………………18
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиография……………………………………………………………………23
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Немецкая классическая философия: общая характеристика………………..5
2. Трансцендентально-критическая философия И. Канта……………………..8
3. Философские взгляды И. Фихте……………………………………………..12
4. Система трансцендентального идеализма Ф. Шеллинга…………………..14
5. Сущность объективного идеализма и диалектики Г. Гегеля………………18
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Немецкая классическая философия представляет собой значимый период в западноевропейской философии эпохи Нового времени, который сложно переоценить. Новоевропейская философия, начавшись с трудов Ф. Бэкона и Р. Декарта, прошла путь критического переосмысления, в результате чего были сформулированы основополагающие мировоззренческие принципы, задавшие вектор развития культуры на многие десятилетия вперед. Рефлексия над идейно-нравственными идеалами общества, перспективами его развития, убежденность в рациональном устройстве мироздания – все это позволяет оценить немецкую классическую философию, с одной стороны, как интеллектуальное движение, имеющее сильный просветительский пафос, а с другой стороны, как движение, стремящееся преодолеть те тупики и недостатки, в которые зашла просвещенческая идеология.
Значимость изучения немецкой классической философии обусловлена еще и тем, что идеи, высказанные ее представителями оказали влияние на науку того времени, литературу, искусство, нравственные представления людей. В целом можно отметить, что имея выраженный национальный характер, данная философия стала достоянием всей западной цивилизации. Одновременно немецкая классическая философия высветила ряд противоречий, нерешенных вопросов и проблем, задав направление развития интеллектуальной мысли будущих поколений. Именно по этой причине рассмотрение основного содержания философских взглядов представителей немецкой классической философии выступает целью данной работы.
Для достижения данной цели в работе ставится и решается ряд следующих задач:
- дать общую характеристику немецкой классической философии, выявив общее, что объединяет труды представителей данного периода;
- рассмотреть главные
положения трансцендентально-
- проанализировать философские взгляды И. Фихте;
- определить специфику системы трансцендентального идеализма Ф. Шеллинга;
- выявить сущность объективного идеализма и диалектики Г. Гегеля.
Объектом работы выступает немецкая классическая философия. Предметом – основные идеи представителей немецкой классической философии.
Для решения данных задач в работе будут использованы следующие методы:
- анализ первоисточников и теоретической литературы, посвященной немецкой классической философии, позволяющий выявить специфику взглядов ее представителей: И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля;
- историко-философская
- общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция дефиниция, классификация и др.
При подготовке работы особое внимание будет уделено работам посвященным анализу наследия и творчества: А.В. Гулыги, З.А. Каменского, Дж. Реале, Д. Антисери и др.
«Немецкая классическая философия» - общепринятое в теоретической литературе название для обозначения периода, охватывающего временной промежуток с 80-х годов XVIII века, с одной стороны, и 1831 годом с другой стороны.1Немецкая классическая философия большинством исследователей оценивается как один из наиболее значимых периодов в развитии философской мысли западной цивилизации. Несмотря на свою непродолжительность, данный этап дал мощный интеллектуальный импульс для дальнейшего развития всех сфер общества: науки, искусства, литературы и др.
Немецкая классическая философия представлена именами таких мыслителей как: Иммануил Кант (1724-1804 гг.), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814 гг.), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854 гг.), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.).
Каждый из указанных мыслителей создал особую отличную от своих предшественников философскую систему, характеризующуюся своеобразием идей и направленностью мысли. Однако, несмотря на существенные различия, которые имеются в их концепциях, в целом немецкая классическая философия являет собой «единое духовное образование».2 Анализируя немецкую классику как отдельный культурный феномен, можно выделить следующие ее характерные черты, свойственные учениям всех представителей.
Прежде всего, в ряду прочих характеристик немецкой классической философии следует назвать особое понимание статуса и функции философии в структуре культуры, как западного общества, так и в развитии человеческой цивилизации в целом.
Представители немецкой классики исходили из установки, согласно которой философия необходимо должна выступать «критической совестью культуры», особой рефлексией сознания, служащей осмыслению ее тупиков и перспектив развития.3
Вместе с тем, во всех работах философов этого периода, на первый план выходит антропологическая проблематика. Исследуется не столько история цивилизации в ее динамике, сколько сам человек, его природа и сущность. Все философы во главу угла своих исследований ставят человека, интерпретируя его, однако, различным образом. Так, И. Кант рассматривает человека как познающее и нравственное существо. У И. Фихте главным в человеке выступает активная деятельность его самосознания. У Ф. Шеллинга человек исследуется сквозь призму взаимосвязи объективного и субъективного в природе. Г. Гегель ставит вопрос о человеке посредством анализа соотнесенности индивидуального самосознания не только с внешними предметами, но и с другими сознаниями, порождающими разные формы общественного сознания и культуры.4
Следующей общей чертой, объединяющей мыслителей и их философию в общее направление немецкой классики, выступает их особое отношение к философии как к системе философских дисциплин, категорий, идей. Кратно данную черту можно обозначить как системность философии данного периода. Так, уже И. Кант, выделял в качестве базовых философских дисциплин гносеологию и этику. Ф. Шеллинг в качестве таковых называл натурфилософию и онтологию. И. Фихте заменив слово «философия» термином «наукоучение», выделил в ней в качестве самостоятельных разделов онтологию, гносеологию, учение о сущности политического и социального. Г. Гегель сформировал понимание философии как совокупности системы философских знаний, куда вошли: философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства и другие разделы. 5
Также общим для всех мыслителей является то, что в рамках своих учений все они разрабатывали целостные концепции диалектики. Кант представил учение о диалектике как науке о выяснении границ человеческого познания, антиномий человеческого разума. И. Фихте понимал диалектику как науку о познании творческих потенций человеческого Я, а также как дисциплину, исследующую способы взаимосвязи Я и не-Я как фундаментальных онтологических противоположностей, в борьбе которых происходит становление самосознания субъекта. Ф. Шеллинг перенес такое понимание диалектики на исследование природы как становящегося, развивающегося духа.
Историческое значение немецкой классической философии, представленной именами указанных мыслителей, может быть выражено следующим образом: данная философия за сравнительно небольшой период своего существования изменила стиль мышления европейцев, что оказало значительное влияние на трансформацию всей западной культуры. Внесенная ею предельная широта мышления и универсальность разработанных ею принципов выступает особым достижением мыслителей этого периода.
Сложно переоценить значение отдельных разработанных в это время идей. Так разработка проблемы познавательной активности субъекта, анализ идеи всеобщего развития посредством возникновения и разрешения противоречий, осознание универсальной природы духа, сознания сильно обогатили философию. Не менее значимая заслуга представителей немецкой классики состоит в том, что они внесли фактор историчности в понимание и анализ развития культуры.
Основоположником немецкой классической философии выступает И. Кант (1724-1804 гг.). Данный параграф будет посвящен анализу его философского наследия.
В целом в творчестве И. Канта можно обозначить два периода:
- докритический период (до начала 1770-х годов);
- критический (после 1770-го года).
В первый период своего творчества И. Кант не мыслил себя в качестве философа-идеалиста и скорее связывал свою научную деятельность с проблемами естествознания. В этот период он хотел найти решение ряда существующих в то время научных затруднений. В качестве значимых результатов его исследований указанного периода можно назвать гипотезу Канта о формировании Солнечной системы из первичной газообразной туманности.
С 70-х годов И. Канта начинает интересоваться собственно философской проблематикой, особенно проблемами гносеологии. В этот период пишутся и публикуются наиболее значимые его труды, среди которых следует отметить «Критику чистого разума», «Критику способности суждения», «Критику практического разума». Философ переходит на нематериалистические позиции и на основе критического разбора познавательных способностей субъекта познания очерчивает новый для философии того времени круг проблем. Единство взглядов философа в критический период обусловливается логикой постановки и решения следующих вопросов:
- Что я могу знать?
- Что я могу делать?
- На что я могу надеяться?
- Что такое человек?
По мнению мыслителя, именно ответ на заключительный вопрос выступает ключевым вопросом в данном списке, его решение должно привести к разрешению всех остальных проблем.6
Рассмотрим последовательно основные идеи Канта в гносеологии и этике.
В теории познания И. Кант осуществляет так называемый «коперниканский переворот». Сущность его состоит в том, что не наши представления сообразуются с окружающими вещами и объективно существующим миром, но, напротив, мир сообразуется с нашими представлениями. Данную мысль И. Кант формулирует и последовательно доказывает в «Критике чистого разума».
В этой работе философ осуществляет отказ от базовой установки метафизики, полагающей необходимость согласования нашего знания с предметами. По мнению философа, придерживаясь такой позиции, нельзя доказать возможность объективного, т.е. общезначимого знания. В своей трансцендентальной философии И. Кант настаивает на том, что, наоборот, предметы должны сообразоваться с нашим познанием, что, по его мнению, «лучше согласуется с требованием возможности априорного знания о них, которое должно установить нечто о предметах раньше, чем они нам даны»7. Для подтверждения данной позиции И. Кант развивает теорию схематизирующей активности априорных форм, обусловливающих познавательную деятельность субъекта.
Согласно И. Канту, мир и объекты мира существуют как «вещи в себе», независимые от познающего субъекта, однако, способные производить воздействие на его органы чувств. Аффицирование человеческой чувственности (хотя сам И. Кант нигде прямо не указывает на это) оказывается возможным лишь постольку, поскольку в ней уже содержатся априорные формы, упорядочивающие и организующие содержание чувственного познания и выступающие объективными условиями его возможности. Для организации всего многообразия чувственного опыта фундаментальными выступают априорные формы пространства и времени. Таким образом, всякое опытное знание складывается из того, «…что мы воспринимаем посредством впечатлений и из того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой…».8
Однако человеческий опыт детерминирован не только наличием априорных форм чувственного созерцания, но и априорными категориями (предикаментами) его рассудка, «которые рассудок соединяет в себе a priori и с помощью которых он только и может понимать что-либо в многообразии наглядного представления». Вне этих категорий не может быть осознано ни одно чувственное восприятие. К априорным формам рассудка И. Кант относил четыре класса категорий: категории качества, количества, отношения и модальности.
В результате анализа познавательной способности человека И. Кант приходит к выводу, что процесс познания протекает как синтетическая деятельность, в которой объединяются продукты двух в принципе не сводимых друг к другу способностей – чувственности и рассудка, различие которых заключается в том, что «посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся».9 Формой единства, позволяющей реализовать данный синтез, философ называет трансцендентальное единство апперцепции (самосознания). Оно и есть основание всякого синтеза и объективности вообще. Никакой процесс познания, согласно И. Канту, в принципе не был бы возможен без способности субъекта отдавать себе отчет в собственной познавательной активности (что отнюдь не подразумевает изначальное понимание им принципов и механизмов, согласно которым эта активность протекает). Трансцендентальное единство апперцепции предшествует всякому акту познания, оно является априорной данностью, то есть изначально предзадано субъекту в качестве первичного условия всякого знания. Это чистая возможность рефлексивного отношения к акту познания безотносительно к содержанию каждого индивидуального «Я».
Информация о работе Немецкая классическая философия: общая характеристика