Новации психодинамического направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 19:01, реферат

Краткое описание

З. Фрейд (1856-1939) первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода — она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека. Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА З. ФРЕЙДА
1.1. История жизни З. Фрейда........................................................................ 5
1.2. Основные положения и принципы психоанализа.............................. 6
1.3. Структурная модель личности......................................................... 7
Глава 2. НОВАЦИИ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ: АЛЬФРЕД АДЛЕР И КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ.
2.1. Последователи З. Фрейда....................................................................... 13
2.2. Индивидуальная философия А. Адлера.............................................. 14
2.3. Учение о коллективном бессознательном К.Г.Юнга....................... 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................... 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................... 27

Вложенные файлы: 1 файл

фрейд.docx

— 68.60 Кб (Скачать файл)

Каждый человек, по мнению К.Г. Юнга, наделен всеми четырьмя психологическими функциями одновременно. Однако аналогично тому, как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей, а стало быть, и осознаваемой, только одна функция из рациональной или иррациональной пары преобладает, управляет мышлением и поведением и осознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Из перечисленных функций ведущей может быть любая и поэтому наблюдать в реальности можно мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный психологические типы индивидуумов. Согласно концепции К.Г. Юнга для совладания с жизненными обстоятельствами личности необходимо использовать все противоположные функции и поэтому в идеале нужно стремится кинтегрированности, своеобразному “доразвитию” вспомогательных функций - большей осознанности их деятельности в структуре собственного мышления. Процесс интеграции всех функций личности К.Г. Юнг назвал процессом индивидуации. 

Итак, индивидуальная психология А. Адлера описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного. Аналитическая психология К.Г. Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.

А. Адлер предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой было оказание помощи людям в понимании себя и других. Основные принципы его системы следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, обладающая социальной принадлежностью.

Согласно А. Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению целей, ориентированных на превосходство или совершенство. По А. Адлеру, стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работы, дружбы и любви. Опираясь на оценку степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трем задачам, А. Адлер различал четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный тип.

А. Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума и определенное влияние на его формирование оказывает также порядковая позиция в семье. Он различал четыре порядковые позиции: первенец, единственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок в семье. Последним конструктом, на котором делается упор в индивидуальной психологии, является социальный интерес — внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества. С точки зрения А. Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья.

Судя по исходным положениям, которых придерживался А. Адлер, этот ученый, отнюдь не будучи “неофрейдистом”, как он сам считал, может быть гораздо лучше понят как предвестник современной гуманистической и феноменологической философии. Его философия индивидуальности отражает:

• сильную приверженность положениям свободы, холизма, неизменности, субъективности, проактивности, гетеростаза и непознаваемости;

• умеренную приверженность положению рациональности;

• промежуточную позицию по положению конституционализм — инвайронментализм (экологически мыслящий субъект).

Применение положений Адлера в психотерапии способствовало пониманию природы неврозов и путей их лечения. В адлеровском терапевтическом подходе подчеркивается важность понимания стиля жизни пациента, осознания им своих проблем и усиления его социального интереса.

Главные усилия К.Г. Юнга были сосредоточены на пересмотре природы либидо. Фрейд видел в последнем, главным образом, сексуальную энергию, в то время как Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту индивидуума.

К.Г. Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. В этом представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное — это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. В архетипах заключен опыт всего человечества, начиная от наших древнейших предков, предрасполагающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт. Наиболее значительными архетипами в юнговской теории являются персона, тень, анима, анимус и самость. Символом архетипа самости является мандала (круг).

К.Г. Юнг прославился своей теорией психологических типов, нашедшей в дальнейшем развитие в работах других ученых. Результатом комбинации двух видов личностных ориентации и четырех психологических функций явились восемь различных типов личности, описаных Юнгом.

Рассматривая вопрос о развитии личности, К.Г. Юнг особо выделяет движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Для описания происходящего на протяжении всей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он использовал термин “индивидуация”. Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь самореализации. По мнению К.Г. Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития личности.

Аналитическая психология в последние годы оказывает огромное влияние на интеллектуальную общественность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеры архетипов, описанных Юнгом

 

Архетип

Определение

Символы

Анима

Бессознательная женская сторона личности мужчины

Женщина, Дева, Мона Лиза

Анимус

Бессознательная мужская сторона личности женщины

Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан

Персона

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

Маска

Тень

Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

Сатана, Гитлер, Саддам Хусейн

Самость

Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности

Мандала (Круг)

Мудрец

Персонификация жизненной мудрости и зрелости

Пророк 

Бог

Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир

Солнечное око


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Труды З.Фрейда оставили неоспоримо очень глубокий след в истории не только психологии, психиатрии, неврологии, но и всей культуры нашего века. Им были открыты проблемы, психические механизмы, феномены, факты, касающиеся того обширного пласта регуляции человеческого поведения, в котором представлена сложная и загадочная область бессознательной психики.

Следует отдать должное тому факту, что основы психоаналитической техники, которые заложил Фрейд в своих работах более чем 80 лет тому назад, до сих пор являются основой психоаналитической практики. Ничего принципиально нового в технику психоанализа за этот период времени, несмотря на огромное количество работ, внесено не было.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили  научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой культуры в целом. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством. Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей, настолько проникли в "кровь" западной культуры, что многим ее представителям значительно легче мыслить ими,

чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается критике.

Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда его последователями основные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся прежде всего следующие положения:

    • представление о развитии как адаптации к среде; хотя среда и

не является всегда и полностью враждебной, однако она всегда противостоит

конкретному индивиду;

  • идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем не претерпевает.

Завоевав определенное место в западной культуре как течение, имевшее вначале психотерапевтическую, а затем также философскую и социологическую ориентацию, психоанализ стал постепенно наталкивался в возрастающих масштабах на довольно резкое сопротивление его дальнейшей экспансии.

Но следует прежде всего подчеркнуть, что своеобразие судьбы психоанализа объясняется своеобразием спектра идей, которые он пытается утвердить. Если идеи малой и даже негативной научной ценности придают истории психоанализа Фрейда облик динамичной мозаики, то важных идеи, имеющие серьезное значение для дальнейшего развития наших знаний выступают как основа неоспоримой сопротивляемости, которую это течение оказывало на протяжении десятилетий самым разнообразным попыткам его критики.

Почти уже вековая история психоанализа убедительно говорит в пользу того, что, сколь бы ярко ни проявлялась изменчивость направлений психоаналитической мысли, все основывается так или иначе на идее существования бессознательного, понимаемого как категория принципиально психологическая. Именно эта опора на категорию бессознательного, которая объединяет самые различные направления психоаналитической мысли, начиная с Зигмунда Фрейда позволила психоанализу уцелеть как специфическому концептуальному течению на протяжении почти уже целого столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991. – 456с.
  2. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. – М.: Политиздат, 1990. – 397с.
  3. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. – М.: «Гуманитарий» АГИ, 1996. – 448с.
  4. Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: «Урал LTD», 1999. – 348с.
  5. Браун Дж. Психология Фрейда и постфредисты. – М.: «Фефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. – 304с.

 

 

 


Информация о работе Новации психодинамического направления