Общая характеристика эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 17:52, реферат

Краткое описание

Эпоха Возрождения – Ренессанс (XIV – XVI вв.) – одна из самых ярких в истории человечества. Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, решительного выхода человека за границы традиционного общества, утверждение индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка и многие другие.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика эпохи Возрождения 4
1.1 Социально-экономические и культурные предпосылки развития западноевропейской философии этого этапа 4
2. Развитие науки в Западной Европе в эпоху Возрождения 8
3. Основные направления западноевропейской философии в эпоху Возрождения 12
3.1 Гуманистическое направление 12
3.2 Натурфилософское направление 17
3.3 Социально-политическое направление 19
Заключение 22
Библиографический список 24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат фил.docx

— 55.96 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика эпохи Возрождения 4

1.1 Социально-экономические и культурные предпосылки развития западноевропейской философии этого этапа 4

2. Развитие науки в Западной  Европе в эпоху Возрождения 8

3. Основные направления западноевропейской философии в эпоху Возрождения 12

3.1 Гуманистическое направление 12

3.2 Натурфилософское направление 17

3.3 Социально-политическое направление 19

Заключение 22

Библиографический список 24

 

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха Возрождения – Ренессанс (XIV – XVI вв.) – одна из самых ярких в истории человечества. Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, решительного выхода человека за границы традиционного общества, утверждение индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка и многие другие.

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов. Название эпохи и означает «возрождение античности».

Средневековье – это религиозная эпоха, а Возрождение – эпоха преимущественно художественно-эстетическая. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в Средние века – Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно назвать антропоцентрическим. Период Ренессанса – переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Высшей ценностью становится человек, что обусловило важнейшую черту культуры Возрождения – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Философия Ренессанса «реабилитировала» мир и человека, поставила, хотя и не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного, поколебала незыблемые ранее позиции церкви. Был указан путь дальнейшего развития философии, культуры и науки.

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1.1 Социально-экономические и культурные условия развития философии

Возрождение – это эпоха в истории культуры стран Западной и Центральной Европы, переходная от средневековой культуры к культуре Нового времени. Приблизительные временные границы этой эпохи: в Италии – XIY-XYI века, в других странах – конец XY – XYI века.

Отличительные черты культуры Возрождения:

  • антифеодальная направленность,
  • светский характер,
  • гуманистическое мировоззрение,
  • обращение к античному наследию, которое заключалось в поиске, воссоздании, коллекционировании, изучении (возрождении) – художественных, научных и философских произведений античных авторов.

Именно обращение к античности и ее воссоздание в различных формах дало название этой эпохи - “Возрождение”. Этот термин встречался у итальянских гуманистов и утвердился в науке с XYIII века.

Начало эпохи Возрождения было связано с коренными сдвигами в экономической и политической жизни европейского общества XIY-XYI веков:

  • с разложением феодальных отношений,
  • появлением в наиболее развитых странах ростков капиталистических отношений и буржуазии.

Эта эпоха начиналась в Италии - стране наиболее развитой городской жизни того времени, где рано было подорвано экономическое и политическое влияние феодалов, и уже в XIII - XIY веках существовало раннекапиталистическое производство. В этой же стране эпоха Возрождения получила свои наиболее завершенные, классические черты. На возникновение Возрождения именно в Италии и на и его характер оказало существенное влияние и то обстоятельство, что ранее ее территория была очагом античной культуры.

В условиях возросшей деловой активности во время зарождения новых социально-экономических отношений на передний план выдвинулась человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человеку становились тесными рамки сословно-феодальных отношений, церковно-аскетической морали, средневековых традиций. Он начинал по-иному видеть себя, мир природы и общества, их прошлое, иначе говоря, формировалось новое мировоззрение. Его носителями были люди разных профессий и разного социального положения, прежде всего - городская интеллигенция: поэты, филологи, философы, художники. Это были представители тех отраслей знания, которые имели своим объектом человека и все человеческое - (лат. studia humaniora), в отличие от схоластического изучения “божественного” - (studia divina). Отсюда их наименование – гуманисты (от лат. Homo – человек, humanus – человеческий), а нового мировоззрения – гуманизм. Гуманисты выступили против контроля католической церкви над человеком и его мыслями. Ими были критически пересмотрены средневековые авторитеты, догмы, традиции, моральные нормы. Было провозглашено право на свободу научного исследования.

Огромную роль в развитии культуры Возрождения, особенно в распространении античного наследия и новых гуманистических взглядов, сыграло изобретение И. Гуттенбергом книгопечатания (1436) и последующее его распространение. К 1500 г. в европейских городах было 250 типографий, в которых было отпечатано более 50 000 сочинений. В их числе были произведения античных авторов и ренессансных гуманистов, например, первые печатные издания “Начал” Евклида, “Альмагеста” Птолемея, сочинения Архимеда.

Большую роль в процессе распространения светских - естественнонаучных и гуманистических - знаний сыграли университеты и библиотеки. В XIY-XYI веках были открыты университеты в Праге, в Кракове, в Вене, во Фрейбурге, в Базеле, в Упсале, в Копенгагене и др., библиотеки во Флоренции, в Ватикане, в Париже.

Эпоха Возрождения была переходной, поэтому в ней старое и новое нередко переплеталось. С одной стороны, возник утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла), начали развиваться демократические явления в литературе и изобразительном искусстве. С другой стороны, новые ренессансные формы культуры воспринимали представители феодальной аристократии и католической церкви, приспособляли их к своим интересам (в то же время сами испытывали их воздействие). Папский, императорский, княжеские дворы нередко были главными заказчиками новых произведений искусства. (Примеры).

Далеко не все явления культуры XY-XYI веков были ренессансными, в этот период продолжала существовать средневековая культура. В XIY веке ренессансный гуманизм сосуществовал с поздней схоластикой.

Областями, в которых новое мировоззрение получило яркое выражение, были литература, изобразительной искусство и архитектура. Литературные произведения, например, “Декамерон” Боккаччо, “Гаргантюа и Пантагрюэль” Рабле, “Дон Кихот” Сервантеса, драмы Шекспира, новеллы являются своеобразными энциклопедиями гуманизма. В изобразительном искусстве, как и в литературе, на смену религиозному спиритуализму и аскетизму пришли реалистические изображения человека и земного мира, жизнелюбие, вера в человека, в его разум. В них утверждалась красота и гармония природы и самого человека. Религиозные сюжеты приобретали земной облик, появлялись светские сюжеты. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения, дворцы, городские дома.

На материале изобразительного искусства и архитектуры ученые выработали периодизацию культуры Возрождения. В итальянском Возрождении, не считая Проторенессанса (рубеж ХIII-ХIY вв.), различают:

  • Раннее Возрождение (в изобразительном искусстве и архитектуре – ХУ в., в итальянской гуманистической литературе – уже с XIY в.),
  • Высокое Возрождение (кон. XY в. – 1-я четв. XYI в.),
  • Позднее Возрождение (XYI в.).

Распространение культуры Возрождения в странах Европы – во Франции, в Нидерландах, Германии, Англии, Испании, России, подготовленное национальным развитием, происходило под влиянием усвоения достижений итальянской культуры. Италия была “школой” европейского гуманизма, в нее устремлялась передовая интеллигенция других стран.

Степень и время распространения ренессансной культуры в разных странах была различной. В странах, расположенных к северу от Альп, эта культура начала формироваться в основном с конца XY – начала XYI веков и получила в них специфический характер, отразив как особенности исторического развития и национальные традиции каждой страны, так и новый этап в развитии европейской истории в целом. На культуру Европы этого периода оказали влияние следующие обстоятельства: экономические и социальные сдвиги в общеевропейском масштабе - разложение феодализма и формирование капиталистического уклада; воздействие на умы людей процессов первоначального накопления капитала; влияние на них Великих географических открытий; консолидация национальных государств и национального самосознания; острейшие классовые, национальные, политические, религиозные конфликты (Крестьянская война 1524-1526 гг. в Германии, Нидерландская буржуазная революция XYI в., религиозные войны во Франции и др.). В ряде стран, особенно в Германии, идеи Возрождения развивались в переплетении и в то же самой время в борьбе с идеями Реформации. Все это придавало культуре Возрождения в странах, расположенных к северу от Альп, противоречивый характер; здесь слабее, чем в Италии, сказывалось античное влияние и сильнее - влияние национальных традиций и феодальной культуры. 
2. РАЗВИТИЕ НАУКИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В эпоху Возрождения, особенно в XYI веке, было сделано много научных открытий. Развитие естествознания было непосредственно связано в этот период с запросами практической деятельности - торговли, мореплавания, строительства, военного дела, зарождавшегося капиталистического производства. Особенностью науки того времени была тесная связь с искусством. Примером этому может служить сочинение Л.Б.Альберти “О живописи”(1435), в котором впервые дано полное теоретическое толкование перспективы, широко примененной в архитектуре и живописи этой эпохи.

Центрами развития естествознания были уже названные университеты. Этому развитию способствовало, помимо распространения книгопечатания и расширения библиотек, создание садов и разнообразных коллекций. Так, в XYI веке были открыты первые ботанические сады – (1533, в Северной Италии, с медицинскими целями), появились гербарии растений (немецкий врач Л. Фукс, 1542), коллекции минералов (И. Кентмана и Ватиканская коллекция), во второй половине XYI века вышли альбомы животных – основы для зоологических классификаций.

Наиболее крупные победы естествознание одержало в астрономии, географии, анатомии, медицине, математике.

В астрономии были сделаны открытия, означавшие революционный переворот в науке и в мировоззрении. Польский астроном Н. Коперник (1473-1543) разработал гелиоцентрическую систему мироздания и изложил ее в труде “Об обращениях небесных сфер” (1543), опровергнув тем самым многовековую геоцентрическую традицию Аристотеля-Птолемея и нанеся удар по религиозно-теологическим представлениям о Вселенной и месте человека в ней. (Фрагменты).

Итальянский философ-естествоиспытатель Д.Бруно (1548-1600) в своем сочинении “О бесконечности, Вселенной и мирах” (1584) высказал идеи о бесконечности Вселенной и бесконечном множестве миров, он признал и развил идеи Коперника. Во второй половине XY в. получила развитие европейская астрономическая служба, создателем которой был австрийский астроном и математик Г.Пурбах. Немецкий астроном и математик Региомонтан вычислил и составил новые астрономические таблицы, которые сыграли немалую роль в последующих географических открытиях. В XYI в. датский астроном Т. Браге вблизи Копенгагена построил обсерваторию и предложил “компромиссную” систему мира, в которой центром является Земля, вокруг нее вращается Солнце, а вокруг Солнца вращаются другие планеты.

Развитию географии способствовали в первую очередь Великие географические открытия. В 1492г. Х. Колумб, уроженец Генуи, открыл Америку, в 1498 г. португальский мореплаватель Васко де Гама обогнул Африку и морским путем достиг Индии, в 1521 г. испанские мореплаватели во главе с Ф. Магелланом совершили первое кругосветное путешествие. Эти открытия практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши. В 1492 г. немецким географом и путешественником М. Вехаймом был создан первый глобус - “Земное яблоко”, отобразивший представления о поверхности Земли накануне открытия Америки. В 1569 г. голландский ученый Г. Меркатор составил карту Европы и мира, известную под названием “Атлас”.

Основы научной анатомии были заложены учеными Падуанского университета во главе с А.Везалием, в сочинении которого “О строении человеческого тела” (1543), было изложено принципиально новое понимание анатомии человека. Испанский ученый М.Сервет высказал идею о существовании малого круга кровообращения. В медицине появились новые методы лечения болезней. Немецкий врач Т.Парацельс заложил основы ятрохимии.

Ряд открытий был сделан в математике и физике. Были введены тригонометрические функции, подготовлено открытие логарифмов, начали пользоваться комплексными числами. В сочинении немецкого художника А.Дюрера “Наставление об измерении с помощью циркуля и линейки” (1525) были заложены основы начертательной геометрии. Нидерландский ученый С.Стевин в своем сочинении “Десятина”(1585) изложил методы вычислений с десятичными дробями, которые впоследствии широко распространились в европейской математике. Французский математик Ф.Виет в работе “Введение в аналитическое искусство” (1591) кратко изложил алгебраические идеи, ввел буквенные символы для численных коэффициентов. В работах Альберта Саксонского и Н.Орема (ок.1530) формировалось понятие равномерного и изменяющегося движения, впервые было представлено графическое изображение движения. Итальянский математик и физик Н.Тарталья в сочинении “Новая наука” (1537) предпринял попытку разработать теорию баллистики.

Информация о работе Общая характеристика эпохи Возрождения