Общая характеристика эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 17:52, реферат

Краткое описание

Эпоха Возрождения – Ренессанс (XIV – XVI вв.) – одна из самых ярких в истории человечества. Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, решительного выхода человека за границы традиционного общества, утверждение индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка и многие другие.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика эпохи Возрождения 4
1.1 Социально-экономические и культурные предпосылки развития западноевропейской философии этого этапа 4
2. Развитие науки в Западной Европе в эпоху Возрождения 8
3. Основные направления западноевропейской философии в эпоху Возрождения 12
3.1 Гуманистическое направление 12
3.2 Натурфилософское направление 17
3.3 Социально-политическое направление 19
Заключение 22
Библиографический список 24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат фил.docx

— 55.96 Кб (Скачать файл)

Большие достижения были сделаны в механике. Итальянский ученый Г.Убальдо опубликовал “Книгу о механике” (1575), в которой изложил теорию рычага. С.Стевин опубликовал книгу “Начала статики” (1586), содержавшую теорию рычага, равновесия тел на наклонной плоскости и гидростатику. Около 1300 года были изобретены механические часы с веретенным механизмом, которые способствовали повышению точности научных измерений.

Великие географические открытия дали огромный материал по геологии, ботанике, зоологии, этнографии. Значительно вырос запас знаний по металлургии и минералогии, связанный с развитием горного дела. Фрейбургский монах Б. Шварц в XIY веке изобрел порох. Немецкий ученый и врач Г Агрикола в работе “О горном деле…” в 12 книгах (1550) впервые обобщил опыт горно-металлургического производства, систематизировав его по следующим процессам: поиски и разведка месторождений полезных ископаемых; вскрытие и разработка месторождений; обогащение руд; пробирное искусство и металлургические процессы; обобщил известные к тому времени сведения о минералах, описал 20 новых минералов и установил методы определения их по внешним признакам, обобщил сведения о металлах, систематизировал их по внешним признакам; описал лечебные свойства минералов и металлов. Итальянский инженер и ученый В.Бирингуччо в работе “О пиротехнике” (1540) – технической энциклопедии того времени - обобщил сведения о горнорудном деле, металлургии, использовании пороха. В Праге на немецком языке вышло сочинение Л. Эркера (1574), в котором были подробно описаны инструменты, используемые при добыче минералов и в горных выработках.

После 1475 г. проявился разносторонний художественный, технический и научный гений Леонардо до Винчи (1452-1519). Он проводил эксперименты в области механики, оптики, изучал математику, физику, анатомию человека и животных, геологию, ботанику, астрономию. Он высказал догадку, что Земля – небесное тело – не является центром вселенной. В дошедших до нас заметках Леонардо сохранились рисунки проектируемых им летательных аппаратов - геликоптера и парашюта, гидротехнических и инженерных сооружений, ткацкого станка, плавильных печей, разнообразных машин. Его анатомические рисунки не утратили значения и в наши дни. Он говорил об однородности человека и животных, человека и природы. (Фрагменты).

С XIY века научные сочинения, прежде всего учебники и практические справочники, начали выходить на национальных языках, заменивших латынь как язык науки. На этой основе получает развитие национальная специальная и научная терминология. Первые успехи в развитии естественных наук и их философское истолкование подготовили становление экспериментально-математической науки и механистического материализма XYII - XYIII веков.

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

К основным направлениям философии эпохи Возрождения относятся 3 направления: гуманистическое, натурфилософское и социально-политическое.

3.1 Гуманистическое направление

Ренессансный гуманизм - это идейное движение, содержанием которого было восстановление, изучение и распространение античных языков, литературы, искусства, науки и философии. В античном наследии гуманисты открывали родственные им жизнерадостность, языческий интерес ко всему земному, новые нормы нравственности и красоты. Но это было не простым возвращением к античности, а ее развитием, интерпретацией, соответствующей изменившимся историческим условиям.

Гуманизм носил антропоцентрический (от греч anthropos – человек) характер. Центром мироздания был объявлен человек как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Человек, его переживания, его внутренний мир, его земная жизнь стали главными темами литературы и искусства. В противовес феодально-церковному аскетизму и проповеди пассивности, было провозглашено право человека на реализацию естественных (данных природой) потребностей и право на творческую активность.

Формировался идеал гармонической, свободной личности. Гуманизму в целом присущи жизнерадостный оптимизм, представление о безграничных возможностях человека, гармоничность и цельность мироощущения.

Гуманистическое движение в Италии (Южное Возрождение)

Гуманизм в Италии возникло на этапе Проторенессанса, в его главном центре – во Флоренции. Здесь родился и провел многие годы своей жизни поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321). Свое мировоззрение он изложил в произведениях – “Комедия”, “О монархии” «Новая жизнь».

“Комедия” (более известная как “Божественная комедия”) - это энциклопедия теоцентрического мировоззрения средневековья, в которой одновременно отразился кризис христианства. Данте показал единство божественного и человеческого: жизнь человека обусловлена и богом, и природой. Судьба “благородного человека” не предопределена, а строится на неустанном стремлении к “доблести и знанию”. Ценность имеет земная жизнь. В “Монархии” Данте высказал мысль о том, что церковь должна заниматься вопросами вечности, земные же дела – это удел людей, стремящихся к созданию общественного устройства, основанного на счастье и мире.

Если Данте – это вдохновитель итальянских гуманистов, то родоначальник этого движения – поэт и философ Ф.Петрарка (1304-1374). В стихах, посвященных возлюбленной - сонетах «На жизнь мадонны Лауры», «На смерть мадонны Лауры», поэт выразил чувственно окрашенное восхищение земной красотой женщины, которое противоречило аскетическому восприятию жизни; описал сложность внутреннего мира ренессансного человека. (Сонет). Он отверг схоластическую ученость средневековья как бесполезную для человека в новых условиях.

Л. Валла (1407-1457). Основные философские сочинения: “О наслаждении” (1431), его новую редакцию автор назвал “Об истинном и ложном благе“, “О свободе воли”, “Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина” (1440).

Валла разоблачил ложь о том, что император Константин посредством грамоты ставил римского папу главой вселенской церкви. Это разоблачение препятствовало притязаниям папы на светскую власть во всех католических странах Европы. Валла доказывал бессмысленность аскетизма. Он относился враждебно к схоластической метафизике и логике. Этические идеи Валлы были близки к эпикуреизму.

Флорентийские платоники. Гуманизм в значительной степени был связан с переводом, изучением, интерпретацией и использованием философии Платона. Плифон (1360-1425) переехал во Флоренцию из Константинополя, проповедовал платонизм и критиковал ортодоксальное христианство. Он учил о том, что мир имеет божественный характер, зависит от бога, но не был сотворен им, существует вечно. Идея о творении не имеет смысла. Не только вселенная, но и сам бог подчиняются необходимости. Мир в своей гармонии прекрасен. Человек тоже прекрасен и божественен, поскольку он - звено в гармоническом единстве мира. Время расцвета платонизма связано с платоновской Академией, основанной в 1459 г. во Флоренции Козимо Медичи. Эта академия объединяла видных философов, поэтов, художников, дипломатов и политиков того времени.

М.Фичино (1422-1495), основатель платоновской академии, перевел на латынь сочинения Платона и неоплатоников и сделал к ним комментарии. Основное философское сочинение: “Платоновская теология о бессмертии души”.

Платонизм Фичино был направлен против схоластики Фомы Аквинского. Философия, по его мнению, не служанка, а “сестра” теологии. Вопрос об отношении бога и мира он решал пантеистически: бог – первопричина иерархически построенного мира, исходная точка, содержащая в себе весь мир. Идея бога универсальна и является основанием для существования единой и общей для всех людей религии. Человек занимает в иерархии мира высшее место и перед ним стоит задача совершенствования с целью приближения к высшему существу - к богу.

Пико делла Мирандола (1463-1495). Основные философские сочинения: “О достоинстве человека” (1486).

В понимании мира проявились пантеистические воззрения, именно: бог не существует вне природы, он в ней постоянно присутствует. Мир состоит из ангельской, небесной и элементарной сфер. Низшие сферы возникли из высшего бестелесного начала, из “хаоса”, который упорядочил бог. Мир прекрасен в своей сложной гармоничности и противоречивости. В речи “О достоинстве человека” говорится о человеке как о центре мира и как об особом микрокосме, который пронизывает все сферы мировой иерархии – земные и небесные, низшие и высшие. Человек имеет право формировать собственную личность посредством свободной воли и выбора, посредством собственной активности. Человек сам творец своего счастья.

Аристотелизм Ренессанса. П. Помпонацци (1462-1525).

Основные философские сочинения: “О бессмертии души”(1516), “О причинах естественных явлений”(1520), “О судьбе, свободе воли, предопределении” (1520).

В своих трактатах он ссылался на Аристотеля и по-новому, по сравнению со схоластикой, интерпретировал его идеи. В частности, при рассмотрении понятия души он использовал идею о неотделимости души от тела. Душа материальна и поэтому смертна. Бессмертие души нельзя рационально обосновать, в нее можно только верить. Преимущество человека состоит в достижении не бессмертия, а счастья и блаженства. Сочинение Помпонацци “О причинах естественных явлений” содержало идеи о том, что космическое движение подчиняется всеобщим, естественным законам; что все в мире имеет причину; все возникает, изменяется и гибнет, находится в вечном круговороте.

Гуманизм в заальпийских странах (Северное Возрождение).

К концу XY века в Германии и в Нидерландах зародилась и расцвела своеобразная гуманистическая культура. Ее своеобразие заключалось в особом интересе к этико-религиозной и церковно-политической проблематике.

В развитии гуманизма в XY века большую роль сыграли философские идеи Николая Кузанского, пропаганда новой образованности в этих странах итальянскими гуманистами, лекции об античной культуре, которые читали в университетах странствующие немецкие поэты. На рубеже веков быстро шли процессы объединения гуманистов в сообщества и формирования городских центров гуманизма. Была опубликована сатирико-дидактическая поэма С.Бранта (ок. 1458-1521) “Корабль дураков”(1494), в которой проявилось гуманистическое понимание природы человека, сочетавшееся с отказом от религиозных критериев оценки его поведения. Брант обличал невежество, своекорыстие, засилье “господина Пфеннинга”. Эразм Роттердамский (1469-1536), голландский мыслитель, много путешествовал, изучал античные рукописи, переводил их на латынь. Подготовил первое печатное издание на латинском языке Нового завета с комментариями, сделав тем самым важный шаг к Реформации. Эразм был лично знаком с выдающимися гуманистами, в частности с Т.Мором. В своей сатире “Похвала глупости”(1509 - 1511) он обобщил свой опыт и взгляды по всем вопросам человеческой жизни, критиковал средневековую схоластику, религиозную мораль, требовал возврата к подлинной христианской морали. Смысл жизни видел в пользовании земными благами.

М.Монтень (1533-1592). Основное философское сочинение: Опыты” (1580). Французский философ хорошо знал античную и средневековую культуру. Он критиковал схоластический догматизм, преклонение перед авторитетом, распространенные предрассудки. Он был сторонником скептицизма: в центре его произведения “Опыты” был вопрос “что я знаю?”, полагал, что “философствовать – значит сомневаться”. Монтень доказывал изменчивость и ограниченность человеческих знаний, необходимость их совершенствования. Он считал, что жизнь людей подчинена законам природы; душа зависит от тела и смертна. Этика Монтеня была близка эпикуреизму: содержала признание право человека на земные наслаждения. “Опыты” Монтеня были включены Ватиканом в 1676 г. в индекс запрещенных книг.

Идеи гуманизма нашли отражение в педагогической теории и практике. Гуманисты (Эразм Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень) критиковали всю средневековую схоластическую систему образования и воспитания, противопоставив ей новую систему, направленную на развитие самостоятельного мышления у человека, высоких нравственных качеств в духе гуманистической морали. Они считали необходимым изучать в школах не только античное наследие, но и предметы, вооружавшие нужными в практической жизни знаниями и умениями.

Важным явлением общественной, идейной и культурной жизни ряда стран Западной и Центральной Европы XYI-XYII веков была Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление). Это было разнородное движение, направленное против средневековой католической церкви. В узком смысле слова Реформация – это проведение религиозных преобразований в духе протестантизма. Ее наиболее глубокие причины были связаны с разложением феодального способа производства, зарождением капиталистических отношений и новых классов. Реформация была подготовлена гуманистической критикой средневекового миросозерцания и средневековыми ересями. Ее идеологи создали учение о том, что человек для спасения своей греховной души не нуждается в церкви со всей ее иерархией во главе с папой. Спасение достигается не внешним проявлением религиозности, а лишь внутренней верой каждого в искупительную жертву Христа. Единственным источником религиозной истины провозглашалось Священное писание.

Выдающимися представителями реформационного движения были в Германии М. Лютер (1483-1546), Ф. Меланхтон (1497-1560), У. Цвингли (1484-1531), Т. Мюнцер (1490-1525), во Франции Ж. Кальвин (1509-1564). В результате Реформации католическая церковь утратила монополию в Западной Европе. В странах, где она победила - в Германии, Швейцарии, Англии, Нидерландах и др. возникли протестантские церкви и новая идеология – протестантизм.

3.2 Натурфилософское направление

Возникновение и расцвет во второй половине XYI веке натурфилософии (от лат. Natura – природа, философии природы) были связаны с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Дж. Кампанеллы, Д. Кардано, Парацельса и др. Она развивалась на основе античного наследия – платонизма, пантеизма, признания единства микро- и макрокосмоса, целостности природы и параллельно с новым естествознанием, в котором на первый план были выдвинуты экспериментальные и математические методы исследования.

 Николай Кузанский (1401-1464) - видный  церковно-политический деятель, значительную  и наиболее плодотворную часть  жизни провел в Италии. Основные философские сочинения: “Об ученом незнании” (1440), “О предпосылках”, “О скрытом боге”.

Объединив традиции средневекового неоплатонизма и гуманистические веяния, он создал оригинальную диалектическую философскую систему. Важное место в ней занимали понятия метода, априорного (доопытного) предвосхищения реальности, строгих критериев научного познания. Условием познавательной деятельности он считал соединение “видимых противоположностей в предшествующем им единстве”. Он трактовал мир как потенциальную бесконечность. Проблема отношение бога и мира была решена им теоцентрически и пантеистически, хотя и с новыми, по сравнению со средневековьем, идеями. Естественнонаучные и математические произведения Кузанского предвосхищали новую европейскую науку

Информация о работе Общая характеристика эпохи Возрождения