Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 17:52, реферат
Эпоха Возрождения – Ренессанс (XIV – XVI вв.) – одна из самых ярких в истории человечества. Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, решительного выхода человека за границы традиционного общества, утверждение индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка и многие другие.
Введение 3
1. Общая характеристика эпохи Возрождения 4
1.1 Социально-экономические и культурные предпосылки развития западноевропейской философии этого этапа 4
2. Развитие науки в Западной Европе в эпоху Возрождения 8
3. Основные направления западноевропейской философии в эпоху Возрождения 12
3.1 Гуманистическое направление 12
3.2 Натурфилософское направление 17
3.3 Социально-политическое направление 19
Заключение 22
Библиографический список 24
Парацельс (1493-1541), врач, ученый, чье имя было окружено легендами (его личность, возможно, была одним из прототипов Фауста), имел магико-мистическое мировоззрение. Этот ученый стремился связать натурфилософию и опытные знания. Он считал, что всякая реальность имеет свою активную духовную жизненную силу, в которой содержится ключ к природе: кто ее познает, тот обретет способ воздействовать на природу и преобразовывать ее. Характерной чертой учения Парацельса стал культ неутомимой творческой активности человека в постижении тайн природы по принципу “мочь, знать, уметь”. Одухотворяя природу, приписывая ей антропные свойства, он подчеркивал взаимозависимость всех вещей, единство мироздания, соответствие между макрокосмом и человеком.
Одну из самых радикальных и последовательных пантеистических систем эпохи Возрождения создал Д. Бруно (1548-1600), убежденный сторонник Коперника. Основные философские сочинения: «О причине, начале, едином» (1584), «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584).
В основе его теории лежали суждения о Едином и беспредельной Вселенной, не имеющей центра. Она не сотворена, не может исчезнуть - существует вечно. Миры множественны. Важные части его учения – идеи о диалектическом совпадении противоречий в единстве Вселенной и о материи как активном, творческом начале, условием существования которого является время и пространство. Бруно выдвинул учение о монадах – неделимых частицах, атомах, из которых состоит материя. Каждый атом есть бог, он заключен во всех вещах, разлит во всей природе. Способность материи-бога к движению Бруно назвал “душой мира”, считая космос живым. В бесконечном его многообразии происходит вечное и непрерывное движение, приводящее к постоянным изменениям, перемещениям “душ” погибающих и вновь возникающих вещей. Пантеизм Бруно заключался в том, что Вселенная, природа и бог у него совпадали. Бруно – решительный враг церкви, христианства. Он полагал, что вера несовместима с разумом. Однако он признавал необходимость религии для наставления невежественных народов. Воззрения Бруно были осуждены церковью, в 1600 он был сожжен в Риме.
3.3 Социально-политическое направление
Поворот ренессансной
Произведения Макиавелли – это теоретические исследования, цель которых – обосновать идею общего блага - возможность создания сильного государства, способного отразить натиск чужеземцев. Макиавелли был противником аристократии, мелко державных князей, католической церкви и папства, эгоистическая политика которых ослабляла, по его мнению, страну. Придавая большое значение религии в нравственном воспитании людей, он отмечал, что она – порождение человеческого ума и создана в интересах государства. Он стремился освободить политику из-под власти христианской морали, подчиняя религию политике.. Созданный им образ всемогущего государя, сочетал в себе идеальные черты (служение отечеству, долгу, всеобщему благу, духовная мощь) с реальными чертами тирана. К великой цели – созданию прочного государства – правитель, согласно Макиавелли, идет, избирая “человеческий путь”, путь добродетели. Но в случае необходимости, ради общего блага, он может пренебречь законами нравственности, свернуть на “звериную тропу”, быть жестоким, хитрым и коварным. Макиавелли был противником деспотизма, его государь действует в интересах общества, опираясь на средние слои народа. Книги Макиавелли вызвали гнев феодальных кругов, они были внесены в Индекс запрещенных книг и подлежали уничтожению.
Интерес к социально-политическим проблемам был характерен для английского гуманизма XYI века. Это проявилось в творчестве Томаса Мора (1478-1535). Основное философское сочинение: Золотой книжечке о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия” (Утопия от греч. слов: у – нет, топос - место, т.е. место, которого нет) (1516). В этой книге он рассказал о народных бедствиях, обрушившихся на Англию в результате огораживаний. Социальному неравенству феодального общества Мор противопоставил идеал общественного строя без частной собственности. Идеальное государство на острове Утопия разумно и справедливо. В нем нет праздных людей, все заняты полезным для общества трудом, обеспечивающим всеобщий достаток, распределение благ по потребностям. В “Утопии” Мор рационалистически обосновал наилучшую, по его мнению, форму человеческого общежития – коммунистическую. Государство, основанное на частной собственности для автора Утопии, - это “заговор богатых” против лучшей части общества – против тех, кто трудится. Мор полагал, что для совершенных людей идеального общества важно максимальное удовлетворение духовных потребностей, занятия наукой, искусством, выполнение нравственного долга по отношению к другим людям при разумном самоограничении добровольном отказе от излишеств и развлечений. Он пытался согласовать религию с общественной пользой и доводами разума. Это была попытка преодоления кризиса феодального мировоззрения на основе теории “естественной религии”. Этика Мора исходила из самой природы человека как разумного существа с его естественным стремлением к совершенству и счастью. Он искал путь к общему благу в радикальном переустройстве общества на основе справедливости, равенства и братства.
“Золотая книжечка” Мора оказала большое влияние на развитие утопической литературы в Италии. Наиболее последовательный идеал жизни общиной был представлен в “Городе Солнца” (1602) Т.Кампанеллы (1568-1639). Прекрасный город напоминал идеализированную итальянскую коммуну той эпохи: он расположен на горе, окружен шестью рядами стен, на вершине возвышается величественный храм. Но внутренний строй этого города отличен от всех государств. Вся жизнь в нем построена согласно наукам, правление отдано в руки мудрецов. В “Городе Солнца” отсутствует частная собственность; общественная организация производства делает обязательный для всех труд не тяжким бременем, но радостным и приятным. В городе Солнца нет индивидуальной семьи, забота о потомстве рассматривалось как важное государственное дело, воспитание отдано под особый надзор правителей. Кампанеллу отличала вера в возможность претворения в жизнь его идей.
Итак, в западноевропейской философии эпохи Возрождения, как было видно, возникли и развивались три основных направления – гуманистическое, натурфилософское и социально-политическое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия Возрождения – особый этап в истории западноевропейской философии, характеризующийся утверждением новой, специфической формы философствования, строящейся на принципиально иных традициях, не зависимых от философской схоластики. Идейными источниками философии Возрождения являются античная философия (Платон, Аристотель, Эпикур, неоплатоники), раннехристианские учения, отчасти арабские и византийские мыслители. Оформлению натурфилософских идей, характерных для Ренессанса, содействовали научные открытия (концепция гелиоцентризма Коперника, астрономические открытия Кеплера и Галилея) и изобретения, свидетельствующие о своеобразной научной революции в XVI веке, происходившей в таких областях знания, как астрономия, механика, география, геометрия. Главным итогом научного прогресса считается переход от созерцательной к активной установке познающего разума, математизация науки, открытие бесконечной Вселенной. Развитие философии Возрождения опиралось и на идеологию гуманизма – мировоззрения, выдвинувшего идеал активности человека как творца своего земного бытия, способного постичь и обратить себе во благо все богатство окружающего мира. Именно в эпоху Возрождения гуманизм впервые предстал в качестве целостной системы взглядов, самостоятельного течения общественной мысли, вызвавшего переворот в нравственно-мировоззренческом направлении идей.
Возрожденческий гуманизм открыл целую эпоху напряженной борьбы философии со схоластикой за право не быть служанкой богословия, за новый стиль и облик самого философствования, возрождающий свободный диалог, спор в движении к истине. Гуманисты обратились к первоисточникам как древнехристианской, так и языческой традиции. Христианство у них предстает в качестве всеобщей этической нормы, продолжающей и совершенствующей, но не отвергающей достижения античной культуры.
Эпоха Возрождения была временем первых выступлений зарождавшейся буржуазии против экономических и политических рамок феодализма, что вызвало интерес к осмыслению социально-политической практики. В «гражданском гуманизме» доминировали идеи патриотизма, служения государству, общественной активности; подчеркивалось, что именно участие в общественной жизни дает личности возможность наиболее полно раскрыть свои способности. В этот период появились такие крайние политические теории, как концепция абсолютной власти Н.Макиавелли и Ж.Бодена и первые социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы.
Философия Возрождения стала чрезвычайно важным этапом в становлении философии Нового времени, заложив основы для последующей еще более радикальной критики схоластики и формирования новой картины мира и человека. Предложенная ей схема устройства мироздания была еще во многом наивной и даже фантастической по сравнению с более строгой механистической концепцией мира Нового времени. Философию Ренессанса отмечал переходный характер, однако многие из ее новаторских идей были развиты всей философской и естественнонаучной традицией следующих веков.
Библиографический список