Отношение "мир - человек" как проблема философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:56, контрольная работа

Краткое описание

Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.

Вложенные файлы: 1 файл

Основной документ.docx

— 60.95 Кб (Скачать файл)

   Введение.

   Философия является одной из основных и древних  форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что  буквально означает любовь к мудрости.

   

   Однако  данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.

   Термин  «философия» впервые встречается  у выдающегося философа и математика Пифагора, который считал, что от философии «рождается три плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Позднее Платон придает этому понятию новое значение: наука, которая изучает мир в целом и место человека в этом мире.

   Философия зародилась в VI – V веках до н.э. в  Индии, Китае, Греции в условиях углубления разделения труда, разрушения традиционных связей родового общества, а также в результате общественно – исторической необходимости развития познания, становления научного мировоззрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
  1. Мировоззрение и его исторические типы.

  1.1 Понятие мировоззрения.

  

  Человек разумное социальное существо. Его  деятельность целесообразна. И чтобы  действовать целесообразно в  сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь  выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему  необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

  Мировоззрение -  это система взглядов на объективный  мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и  самому себе. А также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.  Человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.

  У человека всегда существовала потребность  выработать общее представление  о мире в целом и о  месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картой мира.

  Универсальная карта мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек  всегда задумывался о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.

  Каждая  эпоха, каждая общественная группа, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают картину мира, которая дает обобщенное значение о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

  Обладая общими знаниями о своем месте  в мире, человек строит и общую  свою деятельность, определяет общие  и частные свои цели в соответствии с определенном мировоззрением. Эта  деятельность и эти цели есть, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.

  В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

  В центре всех философских проблем  стоят вопросы о мировоззрении  и общей картине мира, об отношении  человека к внешнему миру, его способности понять это мир и целесообразно действовать в нем.

  

  Мировоззрение – это фундамент человеческого  сознания. Полученные знания, сложившиеся  убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания  человеком мира и самого себя. В  реальной жизни мировоззрение в  сознании человека – это определенные воззрения. Взгляды на мир и свое место в нем.

  Мировоззрение является образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности; во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

  Мировоззрение - это представление о мире в  целом и об отношении человека к этому миру.

  1.2 Исторические типы  мировоззрения.

   

  Существуют  разные взгляды на то, по каким признакам  можно выделить самостоятельные  или относительно автономные типы мировоззрения; существенным оказывается также вопрос о главных и неглавных формах мировоззрения. За основу разграничения форм и их разновидностей могут быть взяты такие, к примеру, признаки:

  - способы духовного освоения мира;

  - уровни субъекта мировоззрения;

  - этнические и расовые особенности;

  - социально-технологические признаки;

  - социально-классовые градации;

  - общая мировоззренческая ориентация;

  - уровни научного освоения объектов;

  - характер практики;

  - отношение к направленности развития  общества;

  - характер мироощущения;

  - формы познания.

  Нередко имеются сочетательные формы, когда  одновременно используются разные признаки деления мировоззрения. Иногда при этом возникают гармоничные связи. Чаще всего к основным типам относят: мифологическое, религиозное, натуралистское (сциентистское) и философское мировоззрение.

  

  Мифологическое  мировоззрение  основано не на теоретических доводах и рассуждениях, или на художественно-эмоциональном переживании мира, или на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.

  Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой  ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижении людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитие земледелия, приручения диких животных.

  Задача  мифа не состоит в том, что бы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения.

  Миф – это не первоначальная форма  знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление  о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

  Обычно  миф совмещает в себе два аспекта  – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом с помощью мифа прошлое связывалось с будущем и это обеспечивало духовную связь поколений.

  Мифология играла огромную роль в жизни людей  на ранних стадиях их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

  

  Важной  стороной мифологической формы мировоззрения  была магия. Она охватывала часть бытия мира первобытного человека и в максимальной мере проявлялась во взглядах и действиях особых личностей или групп людей (магов, колдунов, шаманов), выделившихся из остальных членов племени или рода своими важными функциями, главными из которых были способности установления связей с миром мифов, тесного с ними общения и получение благодаря такому общению реального воздействия на других людей и на природу. Считалось, что маг несет в себе тотем своего племени, который связывает его с мифологическими силами, является его частью и в то же время имеет связь с родом, с обычными членами рода. Да же внешний вид мага призван напоминать всем остальным о священном животном (птице, насекомом), находящемся не только вовне, но и внутри мага. Этот тотем призван помогать племени, но только маги способны вызвать через него нужные последствия. Тотемом считалось особое животное (птица, насекомое, растение и т.п.) на него нельзя было охотиться, нанести вред или убить.

  В подготовку мага к его деятельности входило овладение магическими  принципами мышления. Первый принцип  гласит: подобное производит подобное, или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, второй -  закон соприкосновения, или заражения.

  В магическом знании отражалось как фундаментальная  ограниченность примитивной практики, так и стремление выйти из нее. Магия оказалось социально значимой.

  На  ранней стадии человеческой истории  мифология не была единственной мировоззренческой  формой. В этот же период существовала религия. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса на мир естественный и сверхъестественный.

  В религии главное место занимает сверхъестественный мир, а его центром  является творческая всемогущая сила - Бог. Он-то и определяет все другие структуры сверхъестественного  мира и оказывается также творцом  мира естественного. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

  На  протяжении истории человечества религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру  развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. В центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по высшему, абсолютному критерию.

  В первобытном обществе мифология  находилась в тесном взаимодействии с религией. Было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии  как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие – «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику.

  Специфика религии обуславливается тем, что  основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

  С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Информация о работе Отношение "мир - человек" как проблема философии