Отношение "мир - человек" как проблема философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:56, контрольная работа

Краткое описание

Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.

Вложенные файлы: 1 файл

Основной документ.docx

— 60.95 Кб (Скачать файл)

  В философии эмоциональный заряд  в целом меньше, чем в искусстве, но по сравнению с естественными  науками все же достаточно значителен, что бы ставить вопрос о том, является ли философия также искусством.

  

  Вхождение в содержание философского знания и  в творческий процесс философского познания таких компонентов, которые  специфичны для искусства, можно проследить по множеству линий – начиная от собственно эстетических представлений, составляющих, кстати, весьма значительную часть философского знания, вплоть до так называемой картины мира, занимающей важное место в философии бытия.

  Общая философская картина мира содержит в себе также человеческое, эмоциональное  отношение к миру, его оценку с  точки зрения судеб индивида и человечества.

  Родственность философии и искусства и их взаимопроникновение вплоть до слияния  демонстрируется еще и тем  фактом, что несомненно философские труды нередко обретали форму художественных произведений.

  3.5 Философия – трансцендирующее  постижение объекта.

  Еще одна сторона философского познания – его трансцендирующих характер.

    «Трансцендентный» понимается как  выходящий за границы возможного  опыта, лежащий за пределами  этого опыта, выходящий за пределы  человеческого сознания. Трансцендентный – термин, характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта; предмет религиозного и метафизического познания.      

  Трансцендирование в человеческой любви выявляет нам  ее ценность, так и трансцендирование  в отношении окружающего нас  мира подводит к убеждению, что имеется единство бытия и ценности, и оно составляет, Божество. Оно постижимо и непостижимо. Божество есть творческая любовь, это некий поток, постоянно переливающийся через края «самого себя», - реальность, которая всегда есть нечто большее, чем только «она сама», - именно объемлющая, за пределами себя самой и меня, ею творимого. Поэтому и моя любовь к Богу есть лишь рефлекс его любви ко мне и обнаружение Его самого как любви.

  Трансцендирование хотя и не дает определенного и  точного знания, но оно способно уловить некоторые глубинные  свойства постигаемого бытия.

  

  Постижение  богатства первоосновы мира происходит также благодаря медитации. Углубляясь в себя, человек через себя постигает мир в его первооснове, а углубляясь в эту первооснову, человек постигает все более самого себя. Медитация – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности.

  Трансцендирование тесно связано и с мистикой, если под ней понимать «нечто загадочное, непонятное, необъяснимое», «веру в  сверхъестественное, божественное, таинственное». Мистика – это религиозно-идеалистический  взгляд на действительность. Возможность  мистики предполагает для себя наличие  у человека особой способности непосредственного, сверхразумного и сврхчувственного, интуитивного постижения. Мистический  опыт имеет объективный характер, он предполагает выхождение из себя, духовное касание или встречу.

  Результатом философского трансцендирования с  включенными в него элементами –  медитацией и мистикой – является философская вера. Специфика этой веры – в ее предмете, каковым оказываются первоосновы мира и бытия человека.

  Подлинное отличие философии от предметного  познающего мышления, применяемого в  науках, состоит в том, что философии  присуще трансцендирующее мышление.

  3.6 Философия – любовь  к мудрости.

  Философия внутренне связана с неспециализированным, обыденным знанием. Проявляется эта связь прежде всего в языке философии. Он богат словами, фиксирующими жизненный опыт индивидов; их назначение – обеспечивать повседневную практику людей, непосредственные контакты с окружающей действительностью, в том числе с социумом.

  Содержание  философского знания включает в себя  установку здравого смысла с его  ориентацией на ближайшие причины  явлений, их познание и использование  в повседневной практике.

  Именно  в обыденном знании, в его глубинах происходит кристаллизация того драгоценного феномена сборной человеческой жизни, проявляющегося не столь уж редко, который  называется мудрость. Мудрость - это  соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего  состояния умственного и нравственного совершенства. Мудрость – это проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью.

  Буквальное  значение слова «философия» (от греч. phileo – «люблю» и sophia – «мудрость») – любовь к мудрости. У древних греков это означало «стремление к пониманию», «стремление к знанию», «жажду знания».

  

  Философское знание имеет сущностные признаки, свойственные естественнонаучному знанию, идеологическому знанию, художественному  знанию, трансцендирующему постижению и обыденному, повседневному знанию людей. В философском знании эти виды знания представлены как стороны, компоненты его внутреннего содержания. Они внутренне взаимосвязаны между собой, что порой оказывается слитыми, неразделимыми. Мудрость же, в свою очередь, основывается на знании, получаемом не только из жизненного опыта, но и из тех или иных научных источников, среди которых большое место занимают наиболее общие представления естественнонаучного и гуманитарного знания.

  Философское знание есть комплексный, интегральный вид знания.

  Одно  из определений философии таково: Философия – это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи.

  Философское знание имеет целый комплекс сторон: это шестигранник, в котором каждая из сторон специфична, не сводима ни к какой стороне. Все виды духовной деятельности человека реализованы  в философии, все они представлены и воплощены в ней. И если  будут обнаружены еще какие-то познавательные способности человека или еще  какие-либо предметы сферы, подлежащие освоению человеком, то и философское  познание обретет, новые стороны, новые грани. 
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы. 

  
  1. П.В. Алексеев, А.В. Панин Философия. Учебник . 4-е  изд, перераб. и доп. -  М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2007г.
  2. Мир философии. Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. I – М.: Политиздат, 1991.  С. 97-111.
  3. 3.Ильин И.А. Что есть философия? // Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993.
  4. Бибихин В.В. Философия и религия. // Вопросы философии. – 1992. -№7.

  

Информация о работе Отношение "мир - человек" как проблема философии