Познание и интуиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2014 в 14:53, контрольная работа

Краткое описание

Проблема познания является одной из важнейших, которыми занимается философия, наряду с такими проблемами, как сущность бытия, человека и общества. Ее решение находится в тесной связи, а зачастую и в прямой зависимости от того, как решаются проблемы бытия.
Вспомним древнегреческого философа-материалиста Демокрита. Все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц-атомов. И душа тоже состоит из атомов. От вещей отделяются тончайшие оболочки - эйдосы. Эйдос Демокрита- это материальная форма вещи. Попадая в человека через глаза, эйдосы отпечатываются на душе как печать на мягком воске. Итак, два процесса определяют познание: истечение эйдосов и их впечатывание в душу.

Содержание

Введение 3
1 Познание как предмет философского анализа 4
1.1 Сущность и смысл познания 4
1.2 Виды познания 8
2 Структура знания 9
2.1 Чувственное и рациональное познание 9
2.2 Понятие как основная форма рационального познания 14
3 Интуиция 17
3.1 Интуиция как способ и форма познания 17
Заключение 22
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Котр.Познание и интуиция-20.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

              Знание должно приобрести обобщенную  форму и в том смысле, что  в нем должны найти выражение  общие объективные отношения, и  в том смысле, что оно так  или иначе должно приобрести  объективное значение для множества людей. В этом случае результатами практической деятельности становятся не только конкретные предметы и явления, вновь созданные или преобразованные, но также и понятия, возникшие в ходе этого процесса и от него на данной стадии неотделимые. Затем созданные в ходе практической деятельности понятия становятся важным компонентом и формой этой деятельности. В последующих процессах использования они проверяются, уточняются и видоизменяются благодаря постоянному сопоставлению с конкретными объектами и отношениями, принадлежащими к данному типу.

           Понятия - такие воплощенные в словах  продукты социально- исторического  процесса  познания, которые выделяют  и фиксируют  общие существенные  свойства, отношения предметов и  явлений, а благодаря этому одновременно суммируют важнейшие знания о способах действия с данными группами предметов и явлений.

         Возьмем, к примеру, процесс познания количественных отношений. Сегодня он достиг очень важных научных и практических результатов: математизация знания  есть одна из главных объективных тенденций развития наук в эпоху научно-технической революции. Вместе  с тем многие понятия и представления о количественных отношениях приобрели  такую  абстрактность и отвлеченность, что иногда истолковываются  как совершенно « свободные» и « произвольные» творения человеческого ума. Но нельзя забывать, что познание количественных отношений с давних пор было вплетено в практическую предметную деятельность человека и до с их пор продолжает развиваться также и в этой форме.

        В ходе этого  процесса люди с давних пор  сначала научились сопоставлять, измерять определенные материальные  объекты, потом уловили общность  между своими действиями, направленными  на измерение и пересчет различных  объектов, и ,  подвергнув анализу эти действия, установили количественные отношения между  самими материальными объектами. В их сознании сформировались знания о количественных отношениях, которые приобрели обобщенную форму, знаковое выражение и стали важнейшим фактором дальнейшей практической деятельности. Лишь в последствии выделялись особые группы людей, которые стали носителями знания о количественных отношениях и накопили специальные навыки работы с числами.[5,с.460]

 

         3 Интуиция

         3.1 Интуиция как способ и форма познания

 

       1) Об интуиции в творчестве.

       Способность постижения истины или идеи изобретения, открывающее нечто или изобретающей нечто, без обоснования с помощью логики именуется интуицией. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Интуиция – это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверх-сознание. Она, как бы в одно мгновение, пробегая по частям, по малейшим деталькам объекта, схватывает суть целого, как бы "вывертывая наизнанку" всю его подноготную. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно, схватывает мыслью сложную ситуацию, например, во время венного сражения, и, ясно осознавая "что к чему", находит правильное решение. Интуиция – это способность к постижению истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. [1, с.480]

         Опытный врач сразу без рассуждений может понять суть болезни, а потом уже обосновывает правильность своего "чутья". Деятели науки, искусства, полководцы, государственные и политические деятели, изобретатели не раз отмечали, что самыми плодотворными периодами творческого процесса их мышления являются моменты как бы наплыва вдохновения, упоительного восторга и внезапного "озарения" мысли. На крыльях этого счастливого чувства человек поднимается до удивительной остроты и ясности сознания, когда его взгляд на вещи становятся максимально проницательным и он оказывается способным предвосхищать итог мыслительной работы, мгновенно пробегая и как бы перескакивая через отдельные ее звенья. Композитор в эти мгновения, по словам В.А. Моцарта, слышит всю ненаписанную симфонию, а у поэта, как отметил А.С. Пушкин:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге

Минута – и стихи свободно потекут.

          Этот способ мышления нередко окутывают густым туманом мистики и объявляют его бессознательным процессом. В каждом научном открытии и изобретении решающую роль играют последнее звено длинной цепи подготовительных работ. Интуитивные выводы возможны лишь на почве огромных усилий ума не одного человека. [1, с.482]

           Интуиция тесно связана с так называемым жестким экспериментом, когда объект исследования ставится в неимоверно тяжелое, необычное условия. Интуиция – это как бы свернутая, резко сгущенная логиком мысли. Она также относится к логики, как внешняя речь к внутренней, где очень многое опущено и фрагментарно.

          Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущения, представления и мышлению. Она составляет качественно особый вид умозаключения, когда отдельные звенья логической цепи проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли – истина.

          В интуиции тесно смыкаются мышление, чувство и ощущение. Она сближает научное познание с художественным творчеством и наоборот. Когда талантливый актер играет негодяя, то этот негодяй "находиться в нем", а самость актера выражается в оригинальном мастерстве игры, что проявляется в правде этого художественного образа, в котором как бы слиянно существуют "два человека в одном лице". Но это, разумеется, - не шизофреническое раздвоение личности, а вполне здоровый феномен подлинно творческого искусства.

         Что же  образует механизм творчества, его  пружину, его отличительные особенности? Важнейшим из таких механизмов  является интуиция. Древние мыслители, например Демокрит и особенно  Платон, рассматривали  ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. В отличие от обычного чувственного зрения, дающего информацию о преходящих явлениях, не представляющих большой ценности, умозрение, согласно Платону, позволяет подняться до постижения неизменных и вечных идей, существующих вне и независимо от человека. Декарт считал, что интуиция позволяет  отчетливо и ясно усматривать идеи, заключенные в нашей душе. Но как именно « устроена» интуиция, никто из них не пояснял.  Несмотря на то что последующие поколения европейских философов по- разному толковали интуицию (Фейербах, например, считал, что она коренится не в усмотрении высших идей, а в самой чувственности человека ), мы до с их пор очень мало продвинулись в понимании ее природы и механизмов. Именно поэтому интуиция и связанное с ней творчество не могут  быть в сколько-нибудь полной и удовлетворительной форме описаны  системой правил. Однако современная психология творчества и нейрофизиология позволяют с уверенностью утверждать, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов. К ним относятся:

      1)накопление и  бессознательное распределение  образов и абстракций в системе  памяти;

      2) неосознанное комбинирование  и переработка накопленных  абстракций, образов и правил в целях  решения определенной задачи;

      3) четкое осознание  задачи;

      4) неожиданное для  данного человека нахождение  решения (доказательство теоремы, создание  художественного образа, нахождение  конструктивного или военного  решения и т.д.), удовлетворяющего  сформулированной задаче. Нередко  такое решение приходит в самое неожиданное время, тогда сознательная деятельность мозга ориентирована на решение других задач, или даже во сне. Известно, что знаменитый математик Пуанкаре нашел важное  математическое доказательство во время прогулки по берегу озера, а Пушкин придумал нужную ему поэтическую строку во сне.

          Однако  ничего таинственного в творческой  деятельности нет, и она подлежит  научному изучению. Эта деятельность  осуществляется  мозгом, но она  неидентична набору  выполняемых им операций. Ученые обнаружили так называемую право-левую ассиметрию мозга. Экспериментально было доказано, что у высших млекопитающих правое и  левое полушария мозга выполняют разные функции. Правое в основном перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов, левое же осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение, вырабатывает и хранит рациональные, в том числе логические, правила. Целостный процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций и знаний, выполняемых этими полушариями. Если в результате болезни, травмы или хирургического  вмешательства связь между ними нарушается, то процесс познания становится неполным, неэффективным или вообще невозможным. Однако право-левая ассиметрия возникает не на нейрофизиологической, а на социально-психологической основе в процессе воспитания и обучения. Она связана также с характером предметно-практической деятельности. У детей она четко фиксируется лишь в возрасте четырех-пяти лет, а у левшей функции полушарий распределены противоположным образом: левое полушарие выполняет функции чувственного, а правое - абстрактного  рационального познания.

          В процессе творчества и интуиции совершаются сложные функциональные  переходы, в которых на каком-то этапе разрозненная  деятельность по оперированию абстрактными  и чувственными  знаниями, соответственно осуществляемая левым и правым полушариями, внезапно объединяется, приводя к получению  искомого результата, к озарению, к некоему творческому  воспламенению, которое воспринимается как открытие, как высвечивание  того, что ранее находилось во мраке бессознательной деятельности.[ 5,с.465]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          В заключении можно сказать, что "Знание – сила" - эти слова произнес английский философ Фрэнсис Бэкон. Сознание человека всегда есть осознанное бытие, выражение его отношения к своему бытию. Знание- это объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. В них в афористической форме выражена мысль об огромном роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Действительно, знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности – для строительства жилищ и производства стали, ухода за детьми и создания ЭВМ; знания дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей и природных явлений, помогают объяснять и предвидеть события. В наших знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей, и это огромное богатство человечества.

          На крыльях интуиции, а не только по лестнице логики осуществляется интеллектуальный скачок от старого знания к новому, открытия в науке, изобретения в технике и созидание в области искусства. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

          Познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри его. Мы можем познать сущность вещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение ее в нашу активную деятельность. Результаты познавательной деятельности будут отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.) .

 

 

 

                   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Конович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: Учебник высших учебных заведений. – Ростов - на - Дону.: Феникс, 2002. 576 с.

2.Кохановский В.П. Философия :учебн. для вузов.-Ростов-на-Дону.:Феникс,2007.576 с.

3.Лавриненко В.Н. Философия: учебник.- 3-е изд., исп. и доп.-М.: Юристъ,2008.506 с.

4.  Спиркин А. Г.: Философия, Учебник – 3-е издание – М.: Гардарики, 2003. 736 с.

5. Фролов И.Т. Введение в философию:учебн.пособие.-3-е  изд. перераб. и доп.-М.: Республика,2005.623 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Познание и интуиция