Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:38, реферат
Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимно проникают, обусловливая весь процесс развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета "в логике понятий". В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, которое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство - как существующее рядом с многообразием.
1 Введение
2 Открытие закона
3 Предметы и явления как единство противоположностей. Противоречие источник развития
3.1 Тождество и различие
3.2 Противоположность
3.3 Противоречие
3.4 Объективный и всеобщий характер противоречий
3.5 относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей
3.6 Многообразие противоречий и формы их разрешения
3.6.1 Внутренние и внешние противоречия
3.6.2 Антагонистические и неантагонистические противоречия
3.7 Противоречивость процесса познания
3.7.1 формально-логические и диалектические противоречия
3.7.2 Диалектическое противоречие и математика
4 Закон единства и борьбы противоположностей
4.1 Аксиомы этого закона:
5 Заключение
6 Литература
Содержание
1 Введение
2 Открытие закона
3 Предметы и явления как единство противоположностей. Противоречие источник развития
3.1 Тождество и различие
3.2 Противоположность
3.3 Противоречие
3.4 Объективный и всеобщий
3.5 относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей
3.6 Многообразие противоречий и формы их разрешения
3.6.1 Внутренние и внешние
3.6.2 Антагонистические и
3.7 Противоречивость процесса познания
3.7.1 формально-логические и
3.7.2 Диалектическое противоречие и математика
4 Закон
единства и борьбы
4.1 Аксиомы этого закона:
5 Заключение
6 Литература
1.Введение
Закон единства и борьбы противоположностей В. И. Ленин назвал сутью, ядром диалектики. Этот закон раскрывает источники, действительные причины вечного движения и развития материального мира. Знание его имеет основополагающее значение для понимания диалектики развития природы, общества и мышления, для науки, практической революционной деятельности. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., которые: 1) находятся в неразрывном единстве; 2) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. взаимопроникают. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообразия именно как конкретное, а не мертвое тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимно проникают, обусловливая весь процесс развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета "в логике понятий". В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, которое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство - как существующее рядом с многообразием.
2. Открытие закона
Открытие и познание закона единства и борьбы противоположности является высшим итогом диалектического понимания процесса развития, итогом многовековой борьбы материализма против идеализма, диалектики против метафизики, выводом истории научной, философской мысли, обобщением всей общественно производственной, политической, идеологической деятельности людей.
На протяжении столетий шли острые споры среди естествоиспытателей и философов по вопросу обо источнике движения.
Начало этой борьбы относится еще к периоду формирования философских взглядов. Уже тогда философы вели между собой борьбу по коренному вопросу философии о том, материален ли мир или он является воплощением духа, познаваем ли мир или не познаваем. Тогда же предметом идейной борьбы стали вопросы о том, есть ли движение в природе или она неизменна, где следует искать причины движения, как выразить движение в логике понятий, т. е. как познать сущность движения. Материалистическая линия по вопросу о противоречиях отчетливо выражена у древнегреческого философа Гераклита (около 540 – 480 гг. до н. э.), а также в древнекитайской книге Дао Дэ Цзин (IV – III вв. до н. э.), где развитие через борьбу противоположностей признавалось закономерностью материального первоначала.
Идеалистическая линия представлена Сократом, Платоном, частью софистов, для которых противоречие и их преодоление были только лишь методом споров и способом обоснования идеализма.
Метафизическая тенденция зародилась в антигераклитовских взглядов Парменида (конец VI – V вв. до н. э.) о всеобщей неизменности бытия, в апориях Зенона Элейского (середина V в. До н. э.), который противоречия, обнаруженные в логическом анализе движения тела (прерывность и непрерывность), рассматривал как признак неистинности движения.
В дальнейшей борьбе диалектической и метафизической концепции по вопросу о противоречиях огромную и в значительной степени роковую роль для правильного решения проблемы играло канонизированное на века положение открытого Аристотелем закона формальной логики, запрещающего логические противоречия. Этот закон гласит: «Невозможно, чтобы тому же самому то же самое в том же отношении принадлежало и не принадлежало».
Сила влияния этого закона в условиях, когда он рассматривался как абсолютный закон не только мышления, но и бытия, т. е. превратился в метафизический принцип, была такова, что философы предпочитали признание отсутствия движения или непознаваемости мира предположениям об ограниченной сфере действия этого закона. Все последующее развитие философской мысли характеризуется острым конфликтом между потребностью ответить на вопрос об источниках развития в самой природе и запретом, который налагал метафизика на утверждения о наличии противоречия в природе.
Отрицание объективности противоречий и запрет их признания господствовали в схоластике и логистике средневековых мыслителей-теологов.
В период становления научного естествознания, в эпоху формирования раннего капитализма возродился интерес к объективным противоречиям природы (анализ отношения теплого и холодного у Б. Телезио (1509 – 1588 гг.), конечного и бесконечного у Д. Бруно (1548 – 1600 гг.), максимума и минмума у Н. Кузаноского и Д. Бруно).
Однако возрожденная наивная диалектика не имела основы в развивающемся механическом естествознании XVII – XVIII вв.
В условиях господства идеалистической философии и широкого распространения метафизических взглядов в естествознании, в конце XVIII и начале XIX в. назрела потребность в раскрытии действительных источников развития. Эта потребность прокладывала себе дорогу вопреки идеализму и метафизике, но отразилась в философии прежде всего в идеалистически перевернутом виде. Поэтому когда развернутая критика метафизического подхода к противоречиям впервые была дана Гегелем, то он не только открыл, но и вместе с тем идеалистически затенил закон единства и борьбы противоположностей, представив его как источник саморазвития абсолютного духа. Действительной причиной того, что немецкая идеалистическая философия того времени занялась вопросом о противоречиях развития, являлось, конечно, не стремлением «абсолютного духа» к познанию самого себя, как это утверждал Гегель. Развитие производительных сил и техники в связи со становлением капитализма, исследование электрических и магнитных явлений, разработка дифференциального и интегрального исчисления, данные биологии и физиологии, обнаружение противоречий общественного развития в эпоху Французской буржуазной революции, обострение социальных противоречий в других странах, наконец, глубокое исследование противоречивого процесса познания, проведенное немецкими философами XVIII – XIX вв. – все это явилось подлинной основой гениальных открытий и догадок Гегеля о роли противоречий в развитии.
Для выяснения сущностных моментов закона надо разбирать строение категорий, который его конкретизируют
3. Предметы и явления как единство противоположностей. Противоречие источник развития
Всем предметам внутренне присуще тождество и различие. В ходе работы над вопросами темы следует выяснить смысл и значение таких категорий как «тождество» и «различие», «единство противоположностей» и «борьба противоположностей», «противоречие».
3.1 Тождество и различие
Тождество – это равенство, одинаковость предмета или явления с самим собой или нескольких предметов и явлений. Поэтому различают два вида тождественности.
Тождество следует отличать от сходства, подобия и единства. Сходными мы называем предметы, обладающие одним или несколькими общими свойствами; чем более у предметов общих свойств, тем ближе сходство их подходит к тождеству. Два предмета считаются тождественными, если качества их совершенно сходны. Следует, однако, помнить, что в мире предметном (материальном) тождестве быть не может, ибо два предмета, сколь бы ни были они сходны по качествам, все ж отличаются числом и занимаемым ими пространством; только там, где материальная природа возвышается до духовности, появляется возможность тождества. Необходимое условие тождества - это единство: где нет единства, не может быть и тождества. Материальный мир, делимый до бесконечности, единством не обладает; единство появляется с жизнью, в особенности с духовною жизнью. Мы говорим о тождестве организма в том смысле, что единая жизнь его пребывает, несмотря на постоянную смену частиц, образующих организм; где есть жизнь, там есть единство, но в настоящем значении слова нет еще тождества, ибо жизнь убывает и прибывает, оставаясь лишь в идее неизменною. То же самое можно сказать и о личности — высшем проявлении жизни и сознания; и в личности нами лишь предполагается тождество, в действительности же его нет, ибо самое содержание личности постоянно меняется. Истинное тождество возможно только в мышлении; правильно образованное понятие имеет вечную ценность независимо от условий времени и пространства, в коих оно мыслится. Выражением тождества понятий служит логический закон тождества, формула коего: А = А; этот закон требует, чтобы правильно образованные понятие и суждения имели для всех одинаковое значение. Лейбниц своим principium indiscernibilium установил мысль, что не могут существовать две вещи совершенно сходные в качественном и количественном отношениях, ибо такое сходство было бы ни чем иным, как тождеством. Поэтому любое тождество необходимо предполагает различие.
Различие – это такой специфический тип отношения вещи к себе самой и к другим вещам, который характеризуется несовпадением друг с другом сторон (сил, свойств, тенденций) этого отношения.
Значит одна и та же вещь и тождественна, и различна одновременно. Тождество выражает относительную устойчивость вещи, а различие ее изменчивость.
Развитие, усиление различия между существенными сторонами объекта приводит к появлению отчетливо выраженных противоположностей и к их активному взаимодействию, т. е. к зрелому противоречию.
3.2 Противоположность
Противоположность – такая форма различия, при которой какие-то признаки, свойства, тенденции, присущие объекту как системе, взаимно исключают, отрицают друг друга.
Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фактов, полученных в различных науках, а также общественно-исторической практики, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти противоположности. В математике - плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в физике - положительные и отрицательные заряды; в механике - притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в химии - анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциация; в биологии - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиологии высшей нервной деятельности - возбуждение и торможение - таков беглый перечень противоположностей, открываемых наукой. Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принципиальное значение для формирования диалектико-материалистического миропонимания, для осмысления процессов изменения, развития.
Противоположными называют такие свойства предметов (явлений, процессов), которые в некоторой школе занимают "предельные", крайние места. Примеры противоположностей: верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое, горячее - холодное и т.д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимопредполагают (т. е. не могут существовать одна без другой) и взаимоисключают (т. е. их действие направлено прямо противоположно) друг друга. Диалектическим противоположностям присуще единство, взаимосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между собой. Без единства каких-то , для каждого объекта определенных, противоположностей не может существовать ни одни предмет, ни одно явление. Если это единство исчезает, то прекращается существование того объекта, которому были свойственны данные противоположности. Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть противоположностями по отношению друг к другу. Таким образом, о диалектических противоположностях бессмысленно говорить порознь, вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого. Например, атом представляет собой единство двух его необходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то связях. Соответственно, они перестают быть противоположностями - сторонами противоречивого единства атома.
В столкновении противоположных сил, тенденций осуществляются процессы изменения, развития, как и в обществе (где это обнаруживается в достаточно наглядной форме), так и в живой и неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности. Сложное, подвижное отношение между противоположностями было названо диалектическим противоречием. Иначе говоря, термин "единство и борьба противоположностей" и "диалектическое противоречие" заключают в себе одно и то же содержание. Правда, надо учитывать, что если в общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть отнесена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкновению их реальных интересов и т.д., то применительно к природе, к сознанию (да во многом и к обществу) слово "борьба" не следует понимать буквально. Нелепо было бы думать, например, что при решении математических задач "борются" операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в процессе обмена веществ "борются" процессы ассимиляции и диссимиляции веществ и т.д. Очевидно, что термин "борьба противоположностей" по отношению ко всем этим явлениям имеет специальный смысл, что слово "борьба" употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы "единство-и-борьба противоположностей".
В истории культуры издавна существовали концепции, в которых признавалась такая полярность (борьба противоположностей), но трактовалась в духе взаимодополнительности, взаимоуравновешенности, нахождения известного баланса противоположных сил. В частности, это было характерно для мифологического сознания и для тесно связанных с ним ранних философских систем. Основополагающие полярности, так называемые бинарные оппозиции (типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и левого, женского и мужского начал), являлись для мифологического сознания принципами как бы некоего вселенского "гомеостаза", то есть постоянно воспроизводящихся циклов нарушения и восстановления равновесия между этими полярностями.
Английский философ К.Поппер пишет: "Если мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтверждают всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявляется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с помощью слова "полярность". Пример такой структуры - существование положительного и отрицательного электричества".
Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией таких полярностей, а стремится понять их "пульсацию", дающую ключ к уяснению сложных, динамичных, живых процессов существования, изменения и развития всего сущего. Соотношение противоположностей подвижно. Усиление или ослабление (разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли, значимости в рамках противоречивого единства изменяющегося, развивающегося предмета и, соответственно, влияет на роль и значение, "удельный вес" другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в целом, его баланса, дисбаланса и т.д. Одним словом, здесь открывается целый комплекс нелегких, но важных проблем.