Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 15:10, реферат
Целью реферата является исследование мировоззренческой концепции Аристотеля по теме человеческой души, на формирование сакрального подхода к ее проблеме.
В соответствии с указанной целью реферат должен решить следующие задачи:
– показать взгляды Аристотеля на природу и сущность души;
–описать зарождение сакрального подхода к проблеме души;
–проанализировать соотношение души и тела по трактату «О душе».
Введение 3
1. Основные характеристики природы и сущности души в философии Аристотеля 4
2. Соотношение души и тела (в работе «О душе» Аристотеля) 7
Заключение 15
Список литературы 16
2. Соотношение души и тела (в работе «О душе» Аристотеля) 7
Заключение 15
Список литературы 16
Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.) считают основателем психологии как науки, его трактат «О душе» стал первым историко-теоретическим трудом по психологии. Собственно выделение психологии в науки принято считать относящимся к 19 веку, однако это не могло произойти из ничего, этому способствовала долгая эволюция представлений о душе, получившая свой первоначальный научный толчок именно в трудах Аристотеля.
Данное обстоятельство обусловило актуальность и выбор темы работы, главной целью которого является исследование мировоззренческой концепции Аристотеля по теме человеческой души, на формирование сакрального подхода к ее проблеме.
Аристотель также далеко не первым из философов говорил о душе. Так считается, что его трактат в некоторой степени основан и коррелирует с платоновским учением, являясь частью целостной философской системы Аристотеля.
В соответствии с указанной целью реферат должен решить следующие задачи:
– показать взгляды Аристотеля на природу и сущность души;
–описать зарождение сакрального подхода к проблеме души;
–проанализировать соотношение души и тела по трактату «О душе».
Источниками исследования послужили работы самого Аристотеля (прежде всего трактат «О душе», а также учебные пособия и словари по философии и психологии, а также известные «аристотельские семинары», на которых каждый из докладчиков представлял свою узкую тему творчества Аристотеля.
В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием "архе" – первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки.
Учение Аристотеля о душе составляет как бы переход от органической природы вообще к венцу ее – к человеку. По существу, это учение занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля, поскольку душа, по представлению Стагирита, связана, с одной стороны, с материей, а с другой – богом [4, с. 65].
В своем трактате "О душе" Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики – сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехии. Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление (энтелехия) этой возможности и будет душой.
Аристотель считал, что душа включается лишь при завершенности способного к жизни естественного тела. Душа – спутница жизни. Ее наличие – свидетельство завершенности тела, осуществленности возможности жизни. Но это значит, что Аристотель понимает жизнь очень широко.
Аристотель различает три вида души. Два из них принадлежат к физической психологии, поскольку они не могут существовать без материи. Третья метафизична. В своем минимуме душа есть везде, где есть жизнь. А чтобы быть живым, достаточно обладать способностью к питанию, к росту и к закату (естественный цикл живого), т. е. быть растением. Способность к питанию – критерий растительной души. В своем же максимуме душа есть там, где есть ум, при этом даже только ум. Таков бог, о котором, Аристотель говорил, что "жизнь без сомнения присуща ему, ибо деятельность разума есть жизнь" [7, с. 73].
Вот способность к осязанию – для Аристотеля – критерий наличия животной души, так же как способность к питанию – растительной. В свою очередь, способность к ощущению (а осязание – его минимум) влечет за собой удовольствие и неудовольствие, приятное и неприятное, а тем самым желание приятного. Кроме того, некоторым живым существам присуща способность к движению в пространстве. То есть животные обладают не только животной, но и растительной душой.
И наконец, совсем немного существ обладает способностью рассуждения и размышления. Эти существа распадаются на две группы: люди и бог. Люди, обладая способностью к рассуждению и размышлению, обладают как животной, так и растительной душой. Бог, как было уже сказано, обладает лишь разумной душой. Человек – и растение, и животное. Бог – только бог. Так образуется лестница живых существ в психологическом аспекте.
Аристотель также считает, что в большинстве случаев душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, вообще при ощущениях. Он приводит примеры, доказывающие, что эмоции – функции не только души, но и тела. Однако разумная душа – не энтелехия тела. Вот относительно ума и способности к умозрению для Аристотеля не очевидно, существуют ли они отдельно и независимо от тела или же нет, но ему "кажется, что они – иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное – отдельно от преходящего" [11, с. 50].
Итак, Аристотель утверждал, что душа относится к телу, как форма к материи. Но вместе со всем этим он допускал существование разума, называя его формою форм. Относительно этого разума душа представляет материю. Душа принадлежит не только человеку: каждое органическое существо одарено жизненною силою, или душою, в которой заключается внутренняя причина и конечная цель всякого органического движения или развития. На этом основании Аристотель допускает, что степень телесного совершенства зависит от жизненной силы, или души, а не наоборот, как это утверждали некоторые из прежних греческих мыслителей.
Сакральное отношение к проблемам души способствовало социальной адаптации. Если душа становилась понятием более близким к церковной психологии, то и проблемы ее решались, исходя из богословских догматов. Собственно психологии оставались лишь соматические проявления психических отклонений (заболеваний), а также связь психики с сугубо соматическими болезнями.
2. Соотношение души и тела (в работе «О душе»)
Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя.
Хотя душа бестелесна, ее носителем является особое органическое вещество — пневма, которая у животных вырабатывается в крови. Орган души — сердце «Душа ничего не испытывает без тела и не действует без него».
Все состояния души сопровождаются структурными проявлениями. Единство души и тела означает необходимость воплощения принципа единства в самих методах исследования. Изучение души дело двух наук – естествоиспытателя и диалектика. Например, без психофизиологии нет гнева. Орган мышления нус – часть души [6, с. 102].
Таблица 1.
Виды (способности) души |
1. Растительная (питание, рост, размножение) 2. Животная (движение, ощущения, стремления) 3. Разумная -> бессмертная, т.к. часть божественного ума |
Бессмертие души |
|
Способности души |
- познавательные.
- движущие. Что касается движущих, то тут, по ходу, надо рассказать про энтелехию, душу как цель и т.п. Затем про соотношение чувства и разума. - чувства и аффекты. |
Изучение души |
Аристотель говорит о трудностях познания души. Свое учение рассматривает в процессе размышления о душе. Выбирает способ изучения души по отдельным способностям. Этот способ воплотился в современной психологии в рассмотрении психики по отдельным процессам. Это заложил Аристотель. Хотя все пониманию, что и душа, и психика – нечто целостное. |
Таблица 2.
Познавательные процессы |
|
Ощущения |
5 видов: слух, зрение, обоняние, вкус, осязание. Результат: конкретные свойства. Источник ощущения - внешнее воздействие. - воздействие извне на 5 внешних органов чувств; уподобление ощущения воспринимаемому объекту (подобно тому как воск принимает форму чего-то там). "Общее чувство" общее качество: движение, покой, фигура, число, форма, величина. Интеграция ощущения в единый (перц) образ. Благодаря общему чувству есть сознание того, что мы ощущаем |
Память |
Сохранение и воспроизведение ощущений – результат работы памяти. Различает три ее вида: - низшая: сохранение ощущений в виде копий предметов (ею обладают все животные); - собственно память: к образу присоединяется временная характеристика (у животных, обладающих способностью к восприятию времени); - высшая память: при участии суждения (только человек). Активный, произвольный ее характер, поиск путем установления каких-либо отношений. (суждение - синтез) |
Воображение |
Воображение, или фантазия – процесс образования представлений (образов). Представление – это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне. В представлении содержания первоначальных, обусловливающих их впечатлений обобщаются. Животным оно заменяет мышление. Важность и для человека. Воображение составляет фундамент мышления. Можно комбинировать и перекомбинировать |
Мышление |
Мышление Составление суждений, постижение общего. Оперирование понятиями. Орган мышления нус – часть души, не прикрепленная ни к какому органу. При рождении ребенка нус вселяется в тело новорожденного, соединяясь с растительной и животными частями. Таким образом и происходит передача опыта, так как разумная часть души хранит все знания, существующие в нусе, т. е. всю культуру, накопленную человечеством к моменту рождения данного ребенка. Аристотель различает высшее и низшее мышление. 1. низшее мышление: это мнения и предположения, в нем нет необходимости, оно ничего не исследует, не отвечает на вопрос «Почему?». Однако все равно необходимо в определенных ситуациях. Мнение (в отличие от воображения) связано с верой. 2. высшее мышление: постижение истины, основы вещей, высших принципов науки. В свою очередь разделяется на 3 типа: 1) рассуждающее, логическое, дискурсивное (заключение из имеющихся посылок); 2) интуитивное (умение находить посылки); 3) мудрость (наивысший тип). В зависимости от того, на что направляется мышление, выделяются два типа ума: - теоретический разум: это наука, познание сущего таким, какое оно есть, создание истины о вещах. Касается общего. - практический ум: направлен на деятельность; нормы и принципы действия, средства осуществления. Касается частного. |
Чувства и аффекты. В концепции Аристотеля чувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью: они сопровождают деятельность и являются ее источником. Описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели беспрепятственного протекания или нарушения протекания душевных и телесных процессов. Идея двойной регуляции поведения – эмоциями и разумом [10, с. 86].
Сдержанно оценивает телесные удовольствия, но тем не менее высоко оценивает роль чувств в жизни человека, призывает не ограничиваться лишь удовольствиями высшего порядка. Типа, они придают полноту жизни.
Подробно анализирует аффекты (влечение, гнев (стремление к наказанию, неудовольствие), страх, отвага, злоба, радость, любовь, ненависть, тоска, зависть, жалость). В отличие от чувств аффекты как наиболее сильные и ярко выраженные виды эмоций мало поддаются рациональному осмыслению, и потому с ними очень сложно бороться. Аффект, по мнению Аристотеля, всегда приводит к спонтанному поведению либо к изменению ранее планировавшегося действия, поэтому последствия аффекта могут быть самыми разрушительными для человека. Аффект – страдательное состояние, вызванное каким-либо воздействием, возникает без намерения и обдумывания. Сопровождается телесными изменениями.
Рационализм: решающим компонентом аффекта является представление.
Сами по себе аффекты не являются ни добродетелями, ни пороками - о человеке следует судить по его делам, а аффект лишь определяет манеру поведения. Был против подавления аффектов (аффект необходим для подвига, например), следует лишь соблюдать меру, соразмерность аффекта причине. Он считал, что поступок всегда сопряжен с аффектом, причем каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее. Когда она избыточна либо недостаточна, люди поступают дурно. Правильный способ реагирования необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным трудом. Идея о том, что разумная регуляция, практическое мышление дают возможность, поняв собственные чувства, выработать в себе определенные правила поведения, воспитать себя собственными поступками.
Учение о катарсисе – очищении от аффектов. (Идею очищения, опорожнения заимствовал от Гиппократа). Заключается в эмоциональном переживании под влиянием искусства.
Страстям и аффектам противопоставлял устойчивость характера. Характер выражает сущность человека; не является природным свойством, а складывается под влиянием опыта [3, с. 89].
Воля. Не все произвольные действия являются волевыми. Волевым является лишь то действие, в основе которого лежит разумное стремление. Это стремление называется намерением и является результатом тщательного взвешивания мотивов (делиберации). Волевые действия направлены на будущее и в них есть разумный расчет. То есть, в их основе – стремление и разум. Человек размышляет о цели: достижима ли она, каковы возможные последствия. Поэтому воля неотделима от разума! Волевое действие является свободным, и в нашей власти совершать как благородные, так и постыдные поступки – их психологический механизм одинаков.
Информация о работе Природа и сущность души в учении Аристотеля