Проблема бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 18:15, контрольная работа

Краткое описание

Самая читаемая и почитаемая книга в мире — Библия. Она начинается с пяти «книг Моисеевых», первая из которых называется «Бытие». Этот фрагмент библейского текста сложился за много веков до появления философии, возникшей, как известно, в VII—VI вв. до н.э. Но начинает философия с того же — с проблемы бытия. Такое совпадение не случайно. Оно свидетельствует о том, что любой вид мировоззрения должен в первую очередь заявить о принимаемом им способе объяснения мира в целом — его происхождения, структуры, возможных границ и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………...………………..3
Проблема бытия в истории философской мысли…………................4
Основные формы бытия……………………………………………………16
Какие особенности бытия выявили философия и наука в XX-ХХI столетиях …………………………………………… 21
Заключение………………………………………………………………………….…24
Список литературы………………………………………………………………....25

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТР ПО ФИЛОС 1.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Какие особенности бытия выявили философия и наука в XX-ХХI столетиях

 

        Данные формы бытия выделяются  исключительно в познавательных  целях, для удобства анализа.  Самостоятельны они только в абстракции, в теории. В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы (поскольку человек — существо природное, материальное), так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия.

 Итак, только что  ушедшее столетие добавило к  традиционным характеристикам форм  бытия следующие новшества.

В области бытия природы современное миропонимание опирается на три фундаментальные характеристики природы:

- системность;

- универсальный эволюционизм;

- самоорганизация.

Сегодняшняя философская  мысль видит в природе не вещи, в которых проявляется тот  или иной субстрат, а системы, сущность которых определяется способом взаимодействия элементов, т.е. структурой. Считается, что «архитектуру» мироздания определяет не исходный материал, а его системно-структурная организация.

Именно она обеспечивает как разнообразие мира, так и его единство и устойчивость.

Другой важной характеристикой  природного бытия ныне признается его  способность к эволюции. Все известные  науке естественные системы (а не только живые, как считалось в XIXв.) представляют собой результат эволюции. Тот же вывод верен и по отношению к Вселенной, миру в целом. Феномен эволюции не локален, но универсален.

Вполне возможно, что  универсальны и механизмы эволюции. В качестве главного из них сегодня  рассматривается явление самоорганизации, т.е. спонтанного, самопроизвольного перехода открытой неравновесной системы на более высокий уровень организации и порядка. 
       Такая форма бытия, как бытие социального, проявила в последнее время следующие тенденции:

- технологизацию;

- институциализацию;

- глобализацию;

- виртуализацию, информатизацию  и др.

Первая тенденция —  технологизация означает, что в составе  социального бытия все больший  вес набирают технические средства адаптации человека к природной  среде и регуляции собственно социальной жизни. Институциализация свидетельствует о том, что нарастает степень организации и формализации общественной жизни: роль субъектов действия все больше переходит к социальным институтам.

Тенденция к глобализации заключается в растущей взаимозависимости  различных регионов мира, «сжатии» социального пространства, неизбежной стандартизации образцов социального действия. Последняя же из упомянутых выше тенденций выражает появление в социальном бытии некоего нового слоя, к которому все больше смещается активность людей. Структуру социальной реальности начинают определять не вещные (сырьевые, энергетические и пр.) ресурсы и потоки, а информационные. Взрывообразное расширение знаковой, информационной среды меняет (возможно, коренным образом) саму структуру социального бытия, увеличивая в нем долю и значение нематериальных компонентов.

Бытие духовного —  эта форма бытия напрямую зависит  от состояния социального бытия  в целом и поэтому фактически повторяет (воспроизводит) основные тенденции  его развития. Вместе с тем, будучи образованием относительно автономным, духовное (идеальное) бытие получило в XX в. и некоторые специфические характеристики:

1) в полную мощь  проявлена инструментальностъ, т.е.  практическая, материальная значимость  идей (энергия, атом, ген и т.д.);

2) обнаружены индивидуальные и коллективные неосознаваемые духовные структуры («бессознательное»), степень влияния которых на социальную жизнь пока точно не установлена;

3) та часть духовного  бытия, в которой формируются  социальные ценности, не подчинилась  тенденции к стандартизации и унификации, но, напротив, обнаружила стремление к нарастанию многообразия; в результате ценностные критерии стали размываться, и главными правилами поведения в этой сфере стали плюрализм и толерантность;

4) духовное бытие потеряло  «ориентацию во времени», потускнела перспектива общественного прогресса, рухнули идеологии общих целей;

5) новые коммуникационные  технологии видоизменяют как  формы представления духовного  бытия (образы и понятия замещаются  моделями и символами), так и  традиционные способы формирования его структур (манипулирование общественным мнением — крайний тому пример); духовное бытие становится менее устойчивым, хуже укорененным в социальной реальности, но зато более гибким и динамичным.

Таковы некоторые особенности  основных форм бытия, выявленные развитием философии и науки XX в. Самые, пожалуй, фундаментальные из этих особенностей относятся к бытию природы, материального мира в целом.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Вопрос понимания бытия  и соотношение с сознанием  определяет решение основного вопроса философии.

Бытие является философской  категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения  его с сознанием стоит в  центре философского мировоззрения.

Будучи для человека чем-то внешним,  бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Истолкование бытия  претерпело сложное развитие. Его  общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.

Существо развития научного и философского знания заключается  в том, что человек все более  сознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Аверинцев С.С. Бытие как совершенство – красота как бытие//Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: 1977
  2. Слинин Я. А. Мудрость Парменида. Альманах молодых философов. Вып. 2. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
  3. Спиркин А. Г. Философия: учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2003 г.
  4. Философия. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1995.
  5. Фролов И.Т. и др. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. Ч.2. М. 1990.

 

 


Информация о работе Проблема бытия