Проблема отцов и детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:29, доклад

Краткое описание

Проблема отцов и детей (конфликт и преемственность поколений) существовала всегда и в настоящее время она остается актуальной.
Естественно, что эта тема нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы: в комедии «Недоросль» Фонвизина, в «Горе от ума» Грибоедова, в повести «Станционный смотритель», в «Скупом рыцаре», в трагедии «Борис Годунов» Пушкина, в романе «Отцы и дети» Тургенева.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема отцов и детей.docx

— 70.68 Кб (Скачать файл)

Проблема  отцов и детей (конфликт и преемственность  поколений) существовала всегда и в  настоящее время она остается актуальной.  
Естественно, что эта тема нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы: в комедии «Недоросль» Фонвизина, в «Горе от ума» Грибоедова, в повести «Станционный смотритель», в «Скупом рыцаре», в трагедии «Борис Годунов» Пушкина, в романе «Отцы и дети» Тургенева.  
Люди от своих родителей наследуют не только плохое, но и хорошее. Вспомним Петра Гринева. В его семье были высокие представления о чести и долге, поэтому его отец такое большое значение придавал словам: «Береги честь смолоду» . И как мы видим, для Гринева честь и долг — превыше всего. Он не соглашается присягнуть Пугачеву, не идет с ним на какие-нибудь компромиссы (отказывается дать обещание, что не будет воевать против восставших), предпочитая смерть малейшему отступлению от велений совести и долга.  
«Яблочко от яблоньки далеко не падает» — гласит старинная русская пословица. Действительно, каждое последующее поколение наследует от предыдущего не только материальные ценности, но и основные мировоззренческие и жизненные принципы. Когда принципы, выработанные «веком минувшим», не принимаются «веком нынешним», возникает конфликт поколений. Этот конфликт не всегда имеет возрастной характер. Иногда даже случается так, что представители двух разных поколений одинаково смотрят на жизнь. Вспомним Фамусова. Как восхищается он своим дядей Максимом Петровичем! Он полностью разделяет его взгляды, стремится подражать ему и постоянно ставит в пример молодежи, в частности Чацкому:  
А дядя! Что твой князь? что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб...  
Разделяет взгляды старшего поколения и Софья. Ее отношение к Чацкому разве не показатель? Вспомним, как реагирует Фамусов на его речи, обличающие никчемность, пошлость и невежество светского общества: «Ах! боже мой! он карбона-ри!...Опасный человек!» Похожая реакция и у Софьи: «Не человек, змея». Вполне понятно, почему она предпочла Молчалина, «бессловесного» и тихого, Чацкому, который «славно пересмеять умеет всех».  
Конфликт между поколениями имеет две стороны: нравственную и социальную. Социальные конфликты своего времени показали Грибоедов в «Горе от ума» и Тургенев в «Отцах и детях». «Век минувший» не хочет признавать «век нынешний», не хочет сдавать свои позиции, вставая на пути всего нового, на пути социальных преобразований. Конфликты Чацкого и Фамусова, Базарова и Павла Петровича имеют не только нравственный, но и социальный характер.  
И надо отметить одну особенность этих столкновений: молодое поколение отличается от старого патриотичностью взглядов.  
В повести Пушкина «Станционный смотритель» дочь главного героя Дуня убежала в Петербург с проезжим гусаром. Ее отец очень волновался за нее, за ее будущее. Он по-своему желал Дуне счастья. В этом случае конфликт между отцом и дочерью заключается в разном понимании счастья.  
Деньги, как известно, пагубно влияют на душу человека. Под их воздействием меняются отношения между людьми, даже между родными. Жажда денег, стремление к наживе, скупость и постоянные опасения за свой капитал — все это вызывает оскудение души человека и потерю важнейших качеств: совести, чести, любви. Это ведет к непониманию в семье, к непрочности родственных уз. Это прекрасно показал Пушкин в «Скупом рыцаре»: деньги разъединили старого барона и его сына, встали на пути их сближения, разбив надежду на взаимопонимание и любовь.

"Отцы" и "дети" в русской классике

Проблема отцов и детей  не раз поднималась в русской  классической литературе. Тема эта  стара как мир. Является она лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым” из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, хорошо это или плохо. Кроме того, в семье, от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным и святым.

К проблеме отцов и детей  разные авторы подходят по-разному. Кроме  романа И. С. Тургенева “Отцы и  дети”, само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.

Проблема отцов и детей  включает в себя целый ряд важных нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблема непонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытается по-своему взглянуть на них.

А. С. Грибоедов, описав в  комедии “Горе от ума” борьбу “века  нынешнего” и “века минувшего”, не обошел вниманием сложную проблему отцов и детей. Сам замысел произведения — борьба старого с новым — это та же проблема, взятая более широко. Кроме того, здесь прослежены и взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него — деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным. В результате, для Чичикова “копейка” стала смыслом жизни, и для того, чтобы ее “беречь и копить”, он готов на любую подлость, предательство, лесть и унижение. А Петр Гринев, следуя наставлению отца, оставался честным и благородным человеком во всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать* честь и совесть на всю жизнь остались для него превыше всего. Как тут не вспомнить пословицу: “Каков батька, таковы и детки”.

Но, хотя эта пословица  часто бывает права, иногда все оказывается  наоборот. Тогда появляется проблема непонимания. Родители не понимают детей, а дети — родителей. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни (не всегда достойные подражания), а дети не хотят принять их, но не всегда могут и хотят сопротивляться. Такова Кабаниха из “Грозы” Островского. Она навязывает детям (да и не только им) свое мнение, приказывает поступать лишь так, как хочет она. Кабаниха считает себя хранительницей старинных обычаев, без которых весь мир рухнет. Вот уже настоящее воплощение “века минувшего”! А ее дети, хотя им вовсе не по душе такое отношение к ним матери, не хотят исправить положение. И здесь, как это ни печально, “век минувший”, со всеми его предрассудками, торжествует победу над новым. Одной из самых важных граней проблемы “отцов и детей” является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”. Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать. Старый смотритель простил свою дочь, он не видит ее вины в происшедшем, он любит свою дочь настолько, что желает ей лучше умереть, чем пережить позор, который, возможно, ожидает и ее. И Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застает в живых. Лишь на могиле отца все ее чувства вырываются наружу. “Она легла здесь и лежала долго”.

Еще одна проблема поднята  во многих произведениях, проблема воспитания и образования.

...француз убогий,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью  строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил, —

писал А. С. Пушкин о воспитании главного героя своего романа “Евгений Онегин”, а дальше замечал:

Мы все учились понемногу  Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено  блеснуть.

“Чему-нибудь” и “как-нибудь”  учились все дети в разных произведениях. Но чему и как? В основном это зависело от отношения к образованию их родителей. Некоторые из них, признавая необходимость образования только с точки зрения моды и престижа, относились к нему в общем-то отрицательно, как, например, Фамусов из “Горя от ума” и госпожа Простакова из “Недоросля”. Но Софья, в отличие от Митрофанушки, все-таки получила какое-то образование, а вот Митрофанушка не получил никаких знаний, да он и не хотел их получить. Отношение же самих Фамусова и Простаковой к образованию выражено их же собственными словами. Фамусов говорит: “Уж коли зло пресечь — забрать все книги бы да сжечь”, — и еще: “Ученье — вот чума”. А Простакова: “Лишь тебе мученье, а все. я вижу, пустота”.

Но не все герои произведений русских классиков считают образование  “пустотой”. Яркий пример тому —  князь Волконский из “Войны и Мира”  Л. Н. Толстого. Болконский верил в  необходимость образования. Будучи образованным и начитанным человеком, он сам учил свою дочь, княжну Марию. Взгляды Болконского полностью противоположны мнениям Фамусова и Простаковой. Образование не может быть данью моде, и в этом Болконский абсолютно прав.

Проблема “отцов и детей” актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная проблема. Все то, что для человека является святым, передается ему родителями. Прогресс общества, его развитие порождает разногласия между старшим и молодым поколением, разногласия, так хорошо известные нам по “Горю от ума” или по “Отцам и детям”.

Проблема отцов и детей  — одна из важнейших проблем в  русской классике. Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя ее новой. Но нам все-таки не надо становиться Иванами, не помнящими  родства, ужасно, когда молодое поколение менее нравственно, чем п9редыдущее. Поэтому проблема “отцов и детей” живёт и сейчас, приобретая несколько другое направление.

I часть: метологическая

Формулировка и обоснование  социальной проблемы

Проблема отцов и детей была, есть и, наверное, будет актуальна  во все времена. Эта проблема безграничного  контроля со стороны родителей, проблема вечных споров и упреков. Иными словами, «конфликт отцов и детей - это  битва опыта с бессмертием», вечная борьба поколений, связанная с культурными, социальными, моральными ценностями и  установками. Однако вопрос этот в разные исторические эпохи по-разному.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться  потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших  вообще, а также от установленных  ими правил и порядков. Как же появляется эта возрастная тенденция (не смешивать с отношениями между  поколениями!) в отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них  конкретными взрослыми, которые  являются не только старшими по возрасту, но и полномочными представителями  общества взрослых в целом, - родителями и учителями?

Из факторов социализации, рассматриваемых  по отдельности, самым важным и влиятельным  была и остается родительская семья  как первичная ячейка общества, влияние  которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования  родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое  дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается  с возрастом, преломляясь в структуре  личности.

Статистические данные

Нет практически ни одного социального  или психологического аспекта поведения  подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий  в настоящем или прошлом. Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребенка и продолжительность  его обучения зависели главным образом  от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен.По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой (1975), у родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний балл выше 4) втрое выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже семи классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей.

Цель исследования: «Изучить с какими проблемами сталкиваются во взаимоотношении  отцы и дети».

Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и  юношей состав семьи и характер взаимоотношений  между ее членами. Неблагоприятные  семейные условия характерны для  подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его  взаимоотношений с родителями, который  лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводиться  к непосредственному “парному”  взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания (Д. Баумринд, 1975). Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ “Я”. Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в  связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в  виде шкалы, на одном полюсе которой  высокая активность, самостоятельность  и инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971) .

Информация о работе Проблема отцов и детей