Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:12, реферат
Речь идет о проблемах, связанных с определением понятий и прояснением языка нравственности и права, исследованием вопроса о сущности и специфике нравственности, соотношением нравственности с политикой, психологией, религией и т.д., изучением структуры и функций нравственности.
Введение.
Этико-правовые учения и их роль в становлении автономной этики.
Метафизический поворот в этике (80-90-е годы).
Нравственная философия как система: этика "соборного добра" В.С. Соловьева.
Этические итоги конца XIX века.
Заключение.
Список используемой литературы.
Назаров
В.Н. Этика в России // Этика. Энциклопедический
словарь. М., 2001.
На рубеже
эпох. Из истории русской этической
мысли конца XIX-XX вв. Тамбов, 1996.
Очерки
истории русской этической
Очерки
этической мысли в России конца
ХГХ - начала XX века. М., 1985.
РадловЭ.Л.
Этика. Пп, 1921.
Франк
С.Л. Этические, философско-правовые и
социально-философские
Русское
мировоззрение. СПб., 1996.
Харчев А.Г., Яковлев Б.Д. Очерки истории марксистско-ленинской этики в СССР. Л., 1972.
А.А. Гусейнов. История этических учений
Приложение. Этика ненасилия
В духовной
истории человечества есть особая этическая
линия, которая понимает мораль как
ненасилие и в этом качестве придает
ей значение непосредственной и абсолютной
основы человеческого существования.
Ее условно можно назвать этикой
ненасилия. Она представляет собой
наиболее чистый вариант морального,
говоря точнее, морально-религиозного
мировоззрения. Вместе с тем эта
линия связана с философской
этикой, двояко перекрещивается с
ней. Во-первых, этика ненасилия, по
крайней мере, в тех формах, которые
она приобрела в XIX-XX вв., широко апеллирует
к рационально-философским
Идеал
ненасилия был сформулирован
в ходе величайшей духовной реформации,
которая началась приблизительно в
середине I тысячелетия до нашей
эры, в так называемое "осевое
время" (К. Ясперс) и заключалась
в возникновении
Эти заповеди
даны в Нагорной проповеди и составляют
ее смысловой центр. Они отменяют
древний закон, который предполагал
возможность справедливого
Идея
ненасилия является итоговым выводом,
вытекающим из продуманного и цельного
взгляда на мир. Она венчает определенную
метафизику, антропологию и этику человеческого
существования. Рассмотренные в самых
общих чертах, эти мировоззренческие предпосылки
ненасилия состоят в следующем.
Метафизика
ненасилия исходит из того, что
жизнь отдельного человеческого
индивида нельзя рассматривать саму
по себе, вне связи с миром в
целом. За пугающей конечностью жизни
индивида скрыт непостижимо бесконечный
смысл. Краткий миг земного
Антропология
ненасилия основана на предположении,
что каждый индивид имеет свою
долю в царстве божием. В каждом из
них, а в "последних" (обездоленных,
страдающих, убогих, презираемых) даже
в большей мере, чем в "первых" (богатых,
довольных, сильных, процветающих), представлено
то доброе начало, которое составляет
вечную основу и высший смысл жизни. Никто
не отлучен от этого начала. И никто не
приобщен к нему столь всесторонне, чтобы
в нем уже не было ничего иного. Добро и
зло, великое и ничтожное распределены
в массе человеческих индивидов таким
образом, что в каждом из них представлено
и то, и другое. Люди взаимно связаны в
добре и зле. Каждый человек обладает достоинством.
Его жизнь свята, и никто не может покушаться
на нее. Каждый человек также ограничен
в том смысле, что не может выступать от
имени добра, и никто не имеет права быть
судьей другому. Зло (грех) не может так
глубоко исковеркать человека, чтобы лишить
его права на жизнь. И добро не может так
полно завладеть человеком, чтобы он получил
право суда над жизнью.
Этика
ненасилия ориентирована на бесконечность
человеческого развития. Каждый индивид
имеет отношение к вечной жизни
потустороннего мира - он может попасть
туда или его могут туда не пустить.
Все зависит от самого индивида,
его выбора между добром и злом.
В ответ на упреки фарисеев, что
он делает себя Богом, Иисус ответил
словами из древней "Книги хвалений"
("Псалтирь"): "Не написано ли в
законе вашем: "Я сказал: вы боги"?"
(Ин., 10: 34). Нравственный вектор, задаваемый
учением Иисуса, нацелен на божественную
высоту. Он требует от людей быть совершенными,
как совершенен Отец небесный. Иисус -
религиозный реформатор, у него - свой
язык. В рамках философской этики нельзя,
разумеется, принимать его способ выражения
в буквальном смысле. Но еще большей ошибкой
было бы отбросить рациональное содержание,
заключенное в его странных речениях.
Задаваемая Иисусом диспозиция человека
по отношению к Богу, которую он понимает
как диспозицию сына по отношению к отцу,
является специфической формой выражения
и обоснования этического максимализма,
абсолютности моральных притязаний человека.
При таком подходе сама конечность земной
жизни получает объяснение и оправдание
в бесконечности внутреннего самосовершенствования.
Более того, ее можно понять как настоятельное
требование такого самосовершенствования.
Непротивление
злу (ненасилие) - основа жизнеучения Иисуса,
конкретный путь, двигаясь по которому
человек только и может поднять себя на
божественную высоту. Иисус прямо говорит,
что именно тогда, когда человек не отвечает
злом на зло, любит врагов своих, он уподобляется
небесному Отцу, который "повелевает
солнцу своему восходить над злыми и добрыми
и посылает дождь на праведных и неправедных"
(Мф., 5: 45).
Основной
заповедью Иисус считал любовь к
Богу и ближнему! Поэтому его этика
традиционно считается этикой любви.
Однако принцип любви наполняется
определенным, вполне проверяемым нормативным
содержанием и становится действенным
поведенческим каноном тогда, когда
он уточняется как ненасилие.
Ненасилие
- не просто предельный случай любви ("любовь
к врагам"), не просто испытание. Оно
является такой конкретизацией принципа
любви, которая придает последнему
прямой смысл, страхует от лицемерно-демагогических
искажений. Эту связь хорошо выявил
и логически последовательно
развернул Л.Н. Толстой.
Рассуждения
Л.Н. Толстого по данному вопросу
можно резюмировать в следующих
положениях. 1) Существует некое абсолютное
начало жизни, которое мы именуем
Богом, к такому выводу подводят, с
одной стороны, разум, познающий
свой собственный предел ("К несомненности
знания бесконечного числа я приведен
сложением; к несомненности знания
Бога я приведен вопросом: откуда я?"
[1], а, с другой стороны, реальный опыт
жизни, который оказывается
1 Л.Н.
Толстой. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 132
Но тем
не менее он должен следовать этой воле.
Отца делает отцом то, что он любит сына
и думает о нем. Соответственно сын есть
тот, который живет не своей волей, а волей
отца. Сын любит себя тем, что он любит
отца.
Точно
таким же должно быть отношение человека
к Богу. Человек правильно живет,
правильно действует тогда, когда
он живет и действует не так, как
он сам хочет, а так, как хочет
Бог. "Не как я хочу, но как ты" (Мф.,
26: 39), "не моя воля, но твоя да будет"
(Лк., 22: 42) - говорит Иисус в ночь перед арестом
в ожидании мучительной и позорной смерти.
3) Не как я хочу, а как ты хочешь - эта общая
формула отношения человека к Богу есть
одновременно формула любви. Любовь, собственно
и состоит в том, чтобы охотно следовать
воле другого, чтобы собственное благо
находить в благе того, кого любишь. Но
какой разумный смысл может заключаться
в требовании действовать так, как хочет
Бог, если мы не знаем (и по определению
не можем знать), чего он хочет? Любовь
к Богу может быть только ограничением
деятельности человека, но не ее позитивным
содержанием. Соответственно в формуле
любви вся содержательная нагрузка падает
на первую ее половину, "не как я хочу".
У человека нет другого способа действенно
и безошибочно обнаружить свою любовь
к Богу, кроме как отказаться действовать
так, как если бы он сам был Богом. 4) Любовь
к Богу, выраженная в негативной форме,
как ограничение деятельности есть ненасилие,
непротивление злу. В самом деле, что такое
насилие? По совершенно точному и строгому
определению (уже приводившемуся нами
ранее), практиковать насилие означает
"делать то, чего не хочет тот, над которым
совершается насилие" [1]. Формула насилия
гласит: не как он хочет, а как я хочу. Она
прямо противоположна формуле любви. Поэтому,
отказываясь совершать насилие, человек
обнаруживает любовь к Богу в той единственной
достоверной форме, которая ему доступна.
1 Л.Н.
Толстой.. Полн. собр. соч. Т. 28. С. 190-191.
Термин
"ненасилие" (не-насилие, т.е. отрицание
насилия, такова же структура этого
термина в английском - nonviolence и в
немецком - Gewalt-losigkeit - языках) был образован
по аналогии с древнеиндийским термином
"ахимса", игравшем важную роль в
религии и философии джайнизма, в учении
Будды. М. Ганди, считавший, что он неудачен,
так как не передает активное и созидательное
начало, свойственное ненасилию, заменил
его термином "сатьяграха", означавшем
в буквальном переводе "твердость в
истине". Многие европейские приверженцы
философии ненасилия также склонны считать
термин "ненасилие" неадекватным.
Однако следует заметить, что он имеет
свои несомненные преимущества - является
более строгим, чем неопределенное "путь
любви" и т.п. Кроме того, термин "ненасилие"
точен в том отношении, что мораль в данном
случае ограничивается единственным запретом,
открывая тем самым простор многообразию
конкретных позитивных решений.
Следует
различать ненасилие в широком
смысле слова и ненасилие как
особую программу деятельности. В
широком смысле ненасилие, понимаемое
как конкретное и действенное
выражение закона любви, является животворной
основой человеческой коллективности
во всех ее разнообразных аспектах
и проявлениях - личном общении, семье,
политических союзах, государстве, обществе,
истории. И всюду ненасилие несомненно
превалирует над насилием. Как точно выразился
М. Ганди, "если бы враждебность была
основной движущей силой, мир давно бы
был разрушен" [1]. В качестве такой собирающей
людей воедино первоосновы ненасилие
является непроговариваемой основой всякой
созидательной деятельности, и оно большей
частью действует стихийно, автоматически,
наподобие силы тяготения в природе. В
отличие от этого, ненасилие в узком смысле
- сознательно культивируемая ценностная
и нормативная установка, направленная
на разрешение конфликтов совершенно
определенного рода. Речь идет о конфликтах,
которые принято разрешать с помощью различных
форм нравственно санкционированного
насилия. Их характерной особенностью
является то, что конфликтующие стороны
расходятся в понимании добра и зла и придают
своему противостоянию принципиально
моральный смысл.
1 Ганди
М. Сатьяграха // Ненасилие. Философия.
Этика. Политика. М., 1993. С. 168.
Ненасилие
как особая программа, впервые заданная
в уже цитировавшейся евангельской
заповеди, ориентирована на разрешение
именно таких - безнадежных, морально тупиковых
конфликтов. Она представляет собой альтернативу
так называемому справедливому насилию.
Это - постнасильственная стадия в борьбе
с несправедливостью, общественным злом,
не рядоположенная альтернатива, а именно
постнасилъственнпя стадия. На социальную
несправедливость возможны три различные
реакции: во-первых, пассивность, во-вторых,
ответное насилие, в-третьих, ненасильственное
сопротивление. Эти типы поведения образуют
восходящий ряд от пассивности через ответное
насилие к ненасилию. Данный ряд является
восходящим и в историческом плане (здесь
можно указать на то, что борьба против
социальной несправедливости, в особенности
против таких ее эпохально значимых форм,
как, например, античная или средневеково-феодальная,
в общем и целом, всегда развивалась по
такой схеме: от покорности - через вооруженную
борьбу - к взаимному примирению на новой
исторической основе) и по ценностному
критерию (пассивность есть капитуляция
перед несправедливостью, ответное насилие
есть вызов ей, а ненасильственная борьба
- ее действительное преодоление). Он является
таковым и с точки зрения эффективности
(насилие по определению нельзя преодолеть
насилием, ненасилие, по крайней мере,
дает такую возможность).