Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:12, реферат
Речь идет о проблемах, связанных с определением понятий и прояснением языка нравственности и права, исследованием вопроса о сущности и специфике нравственности, соотношением нравственности с политикой, психологией, религией и т.д., изучением структуры и функций нравственности.
Введение.
Этико-правовые учения и их роль в становлении автономной этики.
Метафизический поворот в этике (80-90-е годы).
Нравственная философия как система: этика "соборного добра" В.С. Соловьева.
Этические итоги конца XIX века.
Заключение.
Список используемой литературы.
1 Мейер
А.Л. Философские сочинения.
2 Там же. С. 158.
А.А. Гусейнов. История этических учений
Этика
русского зарубежья: основные учения
Эсхатологическая
этика творчества Н.А. Бердяева. Философское
творчество Н.А. Бердяева (1874-1948) имеет
ярко выраженную этическую доминанту.
В автобиографической книге "Самопознание"
Бердяев отмечал, что его философия
"всегда имела этический характер",
что "пафос долженствования
Осью
парадоксальности стал при этом принцип
сомнения в изначальности и
1 Бердяев
Н.А. О назначении человека. М.,
1993, С. 131.
Этика
творчества раскрывает свой смысл только
в эсхатологической перспективе. Она
должна говорить о последних вещах
бытия: смерти и бессмертии, аде и
рае. Эту завершающую часть своего
учения Бердяев ценил особенно высоко,
считая, что это, может быть, самое
важное из того, что он написал. Обосновывая
эсхатологизм в этике, Бердяев подчеркивает,
что этика творчества должна строиться
не в перспективе блага и счастья преходящей
жизни, а в перспективе неизбежной смерти
и победы над ней, в перспективе воскресения
и вечной жизни. Кардинальной проблемой
эсхатологической этики творчества Бердяев
считает проблему ада и рая, незаслуженно
игнорируемую нравственной философией.
Категории ада и рая призваны выразить
вечное и целостное бытие, лежащее "по
ту сторону" добра и зла. Однако эти
понятия оказались подвержены "объективации"
в духе дуализма этики закона как "царство
вечного добра" и "царство вечного
зла". Переоценивая эти понятия в свете
идеи всеобщего спасения, как высшей этической
истины, Бердяев приходит к выводу, что
и "злые", находящиеся в аду, и "добрые",
пребывающие в раю, должны быть равно приведены
к "сверхдобру", "т.е. введены в
Царство, лежащее по ту сторону добра и
зла". В конечном счете "этика из учения
о добре превращается в учение о сверхдобре,
о путях к Царству Божьему" [1]. Весьма
характерно, что Бердяев приходит к пониманию
сверхдобра как красоты, обнаруживая тем
самым внутреннюю преемственность этики
творчества и "этики всеединства"
Вл. Соловьева, поставившего перед философией
задачу оправдания добра как красоты.
1 Бердяев
Н.А. О назначении человека. С.
249.
Этика
благодати как "сублимация Абсолютного"
Б. П. Вышеславцева. Свой основной этический
труд "Этика преображенного Эроса: Проблемы
закона и благодати" (1931) Б.П. Вышеславцев
(1877- 1954) рассматривал как первый том исследования,
посвященного проблеме "преодоления
морализма" (морали императива, этики
долга и закона) и обоснования новой этики
Благодати, призванной соединить в себе
христианский платонизм и открытия современного
психоанализа. Во втором томе Вышеславцев
намеревался продолжить анализ антитезы
"закон - благодать" применительно
к области политики и права. В конечном
счете он ставил перед собой задачу обосновать
метаномическую и метаполитическую этику
Благодати, исходящую из принципа соборности
как сверхправового общения. Однако этому
замыслу не суждено было осуществиться.
Некоторые темы Вышеславцев затронул
в посмертно изданной книге "Вечное
в русской философии" (например, вопрос
об антиномии власти, гл. V). Вся оригинальность
замысла Вышеславцева заключалась в попытке
привить к метафизической традиции этики
эмпирические (научные) данные из области
экспериментальной психологии, осуществить
синтез умозрительной и эмпирической
традиций в этике, о чем мечтал Е.Н. Трубецкой
в своем этико-правовом учении. И в этом
смысле работа Вышеславцева действительно
является опытом создания "новой этики",
единственным в своем роде в истории русской
этической мысли XX в. Свое исследование
Вышеславцев начинает с установления
антитезы закона и благодати и выяснения
сущности и смысла закона как принципа
морали и права. Самое ценное в законе,
считает Вышеславцев, это запрет преступления
как форма борьбы со злом (не убий, не укради
и т.д.). Но именно в этой борьбе закон постоянно
терпит поражение. Так Вышеславцев приходит
к оценке несостоятельности, бессилия
и в конечном счете трагедии закона. О
причинах бессилия закона Вышеславцев
рассуждает в главе - "Сопротивление
подсознания и сублимация". Бессилие
закона проистекает из "сопротивления
плоти" (подсознания). Закон есть только
рациональное правило, обращенное к уму,
сознательной воле, и не доходящее до иррациональных,
бессознательных глубин человеческой
психики, в которых и коренятся мотивы
поведения. В силу этого сознательный
закон, выраженный в форме запрета, вызывает
обратное действие, которое тем сильнее,
чем больше усилие воли, желающее исполнить
требование закона. Этот процесс подсознательного
противодействия закону, нашел свое опытно-экспериментальное
подтверждение в исследованиях нансийской
школы психологии (Э. Куэ, Ш. Бодуэн и др.),
открывшей в психике человека импульс
"обращенного усилия" (loi de 1'effort eonverti),
или, в терминологии Вышеславцева, "закон
иррационального противоборства". Вышеславцев
полагает, что именно этот закон лежит
в основе классического парадокса этики:
"Доброго, которого хочу, не делаю, а
злое, которое не хочу, делаю" (Рим., 7:19).
"В
чем же заключается средство
к овладению таинственными
Сублимация,
по Вышеславцеву, есть как бы восстановление
первоначальной божественной формы - "Образа
и Подобия Божьего". Отсюда Вышеславцев
приходит к идее воображения как творческой
силе сублимации, обладающей особым даром
проникновения в подсознание. Он рассматривает
воображение как воплощение и преображение,
как космическую силу, рождающую образы
вещей, и как творческую силу духа, укорененную
в подсознании, без которой нет созидания.
Сублимация подсознательного эроса при
помощи воображения протекает в форме
внушения.
В главе
"Сублимация и внушение" Вышеславцев
показывает, что теория внушения есть
стремление подчинить "непроизвольно-бессознательные
внушения", которые мы пассивно получаем,
внушениям "произвольно-сознательным",
"свободно избранным". Воля и свобода
здесь вовсе не уничтожаются, а, напротив,
одерживают победу, но только не прямым
усилием, а при помощи обходного движения.
Внушение, принимающее вид самовнушения,
повелевает подсознанием, повинуясь ему,
"подчиняясь его любви к образам и его
не любви к императивам".
"Закон
иррационального
В главе
"Сопротивление произвола и
сублимация свободы" Вышеславцев рассматривает
условия и возможности преображения свободы
произвола и гордыни в свободу жертвенного
служения и творения добра. В этой части
своего исследования Вышеславцев обращается
к этическим идеям М. Шелера и Н. Гартмана,
переосмысляя их в духе своей теории сублимации.
Из учения этих философов следует, что
высота ценностей обратно пропорциональна
реальной воле к их осуществлению. Тем
самым, идеальная иерархия ценностей не
может ничего реально детерминировать.
Согласно Вышеславцеву, "закон обратного
соотношения между силой и высотой ценностей"
имеет значение только для несублимированной
воли. В сублимированной же этике высшие
ценности становятся для человека онтологически
сильнейшими, реально детерминируя его
поведение.
В заключительной
части работы Вышеславцев рассматривает
объективное бытие мира ценностей как
условие истинной сублимации, устанавливая
восходящую к Декарту, "аксиому зависимости
человеческого "я" от Абсолюта".
Этико-прaвовой
синтез Н.А. Реймерса. Творческая судьба
Н.А. Реймерса (1894-1.964) сложилась необычно.
Он покинул Россию в 1920 г. и, обосновавшись
во Франции, получил диплом доктора Парижского
университета. Однако на жизнь ему пришлось
зарабатывать таксистом, издавая свои
труды на те средства, которые оставались
от его скромного заработка. По свидетельствам
современников, Реймерса отличала чрезвычайная
скромность и духовная независимость,
не позволявшая ему ни при каких обстоятельствах
обращаться за помощью. Философский круг
интересов Реймерса необычайно широк.
Среди его трудов есть работы по логике,
философии истории, философии пола, эстетике,
философии права, этике. Особое значение
Реймерс придавал работам, посвященным
"нормативной природе человеческого
духа". К их числу он относил "Le concept
du Beau" (1930), "Эстетический принцип
в истории" (1931), а также труды из области
философии и этики права - "Свобода и
равенство (Эскиз к системе философии
права)" (1932) и "Право и мораль, Опыт
морфологии нравственного сознания"
(1934).
В своей
главной работе "Право и мораль.
Опыт морфологии нравственного сознания"
Реймерс ставит проблему реализации нравственных
норм, обосновывая право как единственно
адекватную форму осуществления нравственной
нормы в жизни, воплощения нравственной
идеи. Реймерс показывает, что практическое
осуществление нравственной нормы наталкивается
на противоречие между ее универсальной
формой и автономным содержанием. Выходом
из этого противоречия и является право
как некий компромисс и синтез формальной
универсальности и практической автономии
нравственности. Этот этико-правовой синтез
характеризуется конкретным ограничением
как универсализма, так и автономии нравственной
нормы.
Отталкиваясь
непосредственно от кантовской идеи
морали и права, Реймерс приходит к
результату, не совпадающему с выводами
Канта. Исследуя основные характеристики
нравственности, установленные Кантом,
- ее автономность и нормативную универсальность,
Реймерс считает, что при всей их формальной
правильности, они противоречат друг другу,
если мы пытаемся осуществить их на деле.
Для доказательства этого тезиса, он приводит
следующее схематическое построение:
допустим перед нами группа лиц А, В, С,
каждому из которых соответствует своя
идея нравственного долга; содержание
этих различных идей обозначим малыми
буквами: а, в, с. Теперь представим себе
человека А, стремящегося практически
осуществить имеющуюся у него идею объективно
должного - а. Здесь возможны два варианта.
1. А
стремится осуществить
2. Осуществляя
собственную норму, А
На основании
приведенного сравнения Реймерс выделяет
два метода осуществления нравственности,
исходящих из приоритета универсальности
или автономии, и соответственно два типа
нравственного мировоззрения, из которых
первое обращает преимущественное внимание
на содержание нравственной нормы, второе
же на форму ее осуществления, т.е. на автономность.
Первое мировоззрение, нарушая автономию,
чревато моральным деспотизмом; второе
же, лишающее нравственную жизнь общезначимого
содержания, чревато моральным либерализмом
и анархизмом. Однако ни то, ни другое мировоззрение
не являются целостным осуществлением
нравственной нормы, так как реализуют
только одну из ее сторон в ущерб другой.
Реймерс задается вопросом о том, нет ли
третьего способа осуществления нравственности,
который бы примирял эти противоположности
и перебрасывал мост между универсальностью
и автономией, содержанием и формой моральных
требований. Таким способом реального
осуществления нравственности и является
право.