Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:12, реферат
Речь идет о проблемах, связанных с определением понятий и прояснением языка нравственности и права, исследованием вопроса о сущности и специфике нравственности, соотношением нравственности с политикой, психологией, религией и т.д., изучением структуры и функций нравственности.
Введение.
Этико-правовые учения и их роль в становлении автономной этики.
Метафизический поворот в этике (80-90-е годы).
Нравственная философия как система: этика "соборного добра" В.С. Соловьева.
Этические итоги конца XIX века.
Заключение.
Список используемой литературы.
В целом
работа Франка - это попытка этико-философского
толкования слов евангелиста Иоанна: "И
свет во тьме светит и тьма не объяла его",
которые он считает самой мучительной
и самой насущной проблемой человеческой
жизни. Источником постижения смысла евангельского
изречения явился для Франка новый опыт
непонятного, противоестественного и
все же фактически очевидного упорства
и могущества зла в мире, ведущий к крушению
веры в предопределенность и осуществимость
абсолютного добра. Этот опыт позволяет
считать, полагает Франк, что мысль о там,
что "весь мир лежит во зле", перестает
быть "условной церковной формулой",
но становится "серьезной и горькой
правдой". Этот опыт наталкивает также
на мысль, что в мировом бытии не дано никаких
гарантий для торжества сил добра. Из того,
что зло имманентно присуще миру и человеческой
природе, следует, что борьба против него
имеет смысл, совершенно независимый от
веры в победу над ним. Более того, эта
борьба только и имеет смысл при уверенности,
что окончательная победа добра в пределах
мирового бытия невозможна.
Основное
нравственное противоречие человеческой
жизни Франк усматривает в
двойственной природе добра. С одной
стороны, добро раскрывается как
абсолютно притягательная, всепобеждающая
и торжествующая сила, источник высшего
блага, а с другой - обнаруживает всю свою
неспособность противостоять силам тьмы,
покончить с периодически вспыхивающей
агрессией зла. Пытаясь объяснить это
противоречие, Франк приходит к мысли
об имманентной, органической принадлежности
зла к составу мирового бытия, об онтологической
равнозначности добра и зла в пределах
эмпирического мира. Духовно-метафизическое
всемогущество и абсолютную ценность
добра нельзя автоматически переносить
на эмпирический мир, уповая на предопределенную
победоносность сил добра человеческой
жизни. Новый опыт зла заставляет признать,
что высшие благодатные силы, проникая
в эмпирический мир и действуя в нем, вынуждены
принимать облик сил этого мира, подчиняться
и приспособляться к духовно ограниченным
условиям эмпирического бытия, не только
активно действовать, но страдать и терпеть.
По словам Франка, здесь совершается непостижимый
для нашего сознания "кенозис", снижение
и умаление высших сил, их отступление
перед господствующими и хозяйничающими
в эмпирическом мире силами зла. Отсюда
Франк делает весьма рискованный богословский
вывод о том, что Бог отнюдь "не всемогущ
в смысле внешне зримой и ощутимой победоносности",
а всемогущ только незримо и идеально,
проявляясь в составе самого мира только
по образцу света, который озаряя все вокруг
себя, все же остается окруженным плотной
завесой тьмы.
Вместе
с тем, согласно Франку, неправильным
было бы и приуменьшать влияние высших
сил в составе мирового бытия. Метафизически-надмирное
могущество абсолютного добра должно
как-то изливаться в мир. И это излияние
протекает через посредство человеческих
сердец. Могущество добра может заявить
о себе только немощью человеческой природы.
Действительно, что может человек противопоставить
злу? Как он может противоборствовать
ему, если высшие благодатные силы не в
состоянии оказать злу достойное сопротивление?
Но именно человек призван стоять на переднем
рубеже борьбы со злом, ибо он живет в царстве
зла, являясь как бы "агентом" сил
света и добра в мире тьмы и зла. Человек
сопределен злу. Ему не нужно умаляться,
страдать и мучиться ощущением ограниченности,
приниженности своих сил. Франк определяет
позицию человека в отношении к злу как
активность сынов Света в царстве тьмы,
сочетающих непоколебимую веру в свое
высшее призвание, ясное сознание и опыт
могущества в мире зла, на борьбу с которым
они призваны, со смиренным и трезвым сознанием
своего собственного несовершенства.
Эту позицию Франк определяет в целом
как нравственное совершенствование мира.
Нравственное
совершенствование мира - это излияние
в мир благодатной силы любви,
внесение добра в человеческие сердца,
в непосредственные личные отношения
между людьми, неустанная борьба с
грехом и злом, с силами разрушения.
Нравственное совершенствование, по Франку,
есть срединная позиция между
внешним ограждением мира от зла,
и превышающей человеческие силы
задачей сущностного
В своей
книге Франк часто прибегает
к этической метафоре света, что
позволяет ему глубже и целостнее
выразить нравственный опыт жизни. Метафоричность
языка Франка во многом является следствием
его установки на рациональную непостижимость
нравственного бытия человека. Франк
исходит из того, что всякая реальность
есть нечто большее и иное, чем
все, что мы о ней знаем, и что
объяснить зло - значит в какой-то мере
оправдать его. По словам С. А. Левицкого,
в этике Франка, как она изложена в "Свете
во тьме", "меньше гнозиса и больше
исполненности духом подлинно христианской
мистики. Франк строит свою этику, исходя
из Откровения, лишь дополняя ее своим
гнозисом" [1].
1 Левицкий
С.А. Очерки по истории
Героическая
этика Прометеизма П.С. Боранецкого.
П.С. Боранецкий (1900 - после 1965) занимает
особое место в ряду философов русского
зарубежья. Он нелегально эмигрировал
из Советской России в 1930 г. Обосновавшись
в Париже, стал одним из идеологов движения
"пореволюционный синтез", возглавляемого
Ю.А. Ширинским-Шихматовым. Был близок
к евразийству. Редактировал и издавал
журнал "Третья Россия" (1932-1939). С конца
40-х годов в парижских издательствах на
русском языке стали выходить его книги:
"О достоинстве человека. Основания
героической этики" (1950), "О самом
важном: конечное назначение человека"
(1956), "Социальный идеал (Основа социальной
философии)" (1965) и др.
Своеобразие
нравственного творчества Боранецкого
выразилось в том, что он попытался создать
оригинальный вариант этики "третьего
пути", отвергающей как религиозно-метафизическую
традицию этики, так и принципы моральной
идеологии марксизма. Согласно Боранецкому,
"новому масштабу сознания и бытия не
может соответствовать ни старое теологическое
миросозерцание, с его понятиями о немощи
и убожестве человека, миросозерцание
духовной незрелости его; ни современное
материалистическое миросозерцание, с
его понятиями о низменности и ничтожестве
человека, являющееся лишь отрицанием
первой формы сознания; ему может соответствовать
лишь новое, по нашей терминологии, титаническое
миросозерцание - Прометеизм, или антропономизм,
с его понятиями о творческом величии
и могуществе человека, - миросозерцание,
которое и является формой духовной зрелости
человека и, следовательно, раскрытия
его потенциально-безграничной творческой
мощи" [1]. При этом "величайшая нравственная
ложь теологического миросозерцания"
заключается, по мысли Боранецкого, в том,
что оно, исходя из мнимой противопоставленности
идеального и реального, относит Абсолютное
в иной, "сверхъестественный" мир,
противопоставляя его реальному миру.
"Величайший же нравственный дефект
материалистического миросозерцания"
Боранецкий усматривает в том, что оно
отвергает саму реальность абсолютного,
будучи миросозерцанием относительного
и конечного. Боранецкии полагает, что
только на основе истинного понятия об
Абсолютном и понятия реальности Бесконечного
может быть построена истинная этика.
1 Боранецкий
П. О достоинстве человека. Основания героической
этики. Париж. 1950. С. 6.
Принцип
героического конституируется в
этике Боранецкого двумя основными
моментами: творчеством и единством, что
соответствует двум основным началам
титанического миросозерцания: "демиургическому
принципу творчества" и "универсалистическому
принципу единства". Титаническое миросозерцание
призвано, прежде всего, решить задачи
"организации мира" и "творческого
овладения природой и историей". При
этом этика титанизма должна осуществить
"демиургическую мобилизацию творческих
возможностей человека", "гармонизацию
жизни" и "гармоническое объединение
людей". Высшая нравственная квалификация,
которая может быть сообщена задаче организации
мира - это преображение мира как абсолютный
подвиг творчества; оно есть дело спасения
мира, преодоления мирового зла, в особенности,
зла смерти. Боранецкий подчеркивает,
что титанический героизм имеет совершенно
иную природу, чем героизм традиционный.
Героизм прошлого был только "случайно-эпизодическим",
вызванным чрезвычайными обстоятельствами
(войнами, революциями, стихийными бедствиями
и т.п.) и "условно-героическим" в плане
своего нравственного достоинства. Он
не отвечал требованиям подлинно героической
этики ни со стороны творческой, демиургической,
ни со стороны всеобщей, гармонической.
Эпоха титанизма открывает возможность
героического для всех, а не только для
избранных. Масштаб идеала героической
этики Прометеизма Боранецкий сравнивает
с самым высшим, на его взгляд, идеалом
христианской этики - аскетическим идеалом
святости. "Цель аскетической этики
- лишь преображение человека; цель героической
этики - преображение мира и в нем также
и преображение человека. Аскетизм в том,
чтобы "спасаться", героизм в том,
чтобы спасти мир; аскетизм по существу
эгоистичен, героизм же жертвенен по преимуществу"
[1].
1 Борпнецкий
П. О достоинстве человека. С. 35.
Героическая
этика Боранецкого обнаруживает наибольшую
близость к "супраморализму" Н.Ф.
Федорова, в его секулярном варианте, в
той части учения, где речь идет об общем
деле организации мира и преодоления зла
смерти, а также к этике "творческого
назначения человека" Н.А. Бердяева.
В плане же культуропреемства она вдохновляется
идеалом возрожденческого титанизма.
Ощутимы также скрытые ностальгические
мотивы "героики буден" социалистической
России.
Этика
"поющего сердца" И.А. Ильина. Этические
искания И.А. Ильина (1883-1954), завершающие
30-летний период этики русского зарубежья,
свидетельствуют о том, что русская
классическая этика вплотную подошла
к созданию особого этико-художественного
воззрения на мир, преодолевающего
периодические соблазны этического
формализма, рационализма и социологизма.
Ярким подтверждением этому является
посмертно изданная в Мюнхене
работа Ильина "Поющее сердце. Книга
тихих созерцаний" (1958). Эту книгу
Ильин предназначал для "сердечного
чтения", которое призвано "верно
и полно воспроизвести духовные видения
другого человека, жить в них, наслаждаться
ими и обогащаться ими". Такого рода
чтение Ильин называет "художественным
ясновидением". Это наиболее адекватный
способ донести до другого нравственно-философский
опыт жизни, обеспечивающий духовную встречу
и свободное единение автора и читателя.
Данный замысел и определил жанровое и
содержательное своеобразие, особый философско-художественный
и нравственно-этический строй его произведения.
В своей книге Ильин выступил не просто
продолжателем традиции "философии
сердца", представленной в учении исихазма,
творчестве таких философов, как П.Д. Юркевич,
М.М. Тареев, Б.П. Вышеславцев, и др.; он попытался
выразить нравственный опыт жизни "языком
сердца". Избегая по возможности философского
дискурса, Ильин обращается к непосредственному
конкретному созерцанию действительности,
к картинам и образам, выхваченным из потока
жизни взглядом нравственно умудренного
человека. Это - медитации на почве нравственно-философского
опыта жизни. Книга Ильина весьма отличается
от западноевропейской эссеистики или
философствования русских мыслителей.
Больше всего она напоминает духовные
озарения восточных мудрецов. Особенно
удивительно тематическое и стилистическое
сходство "Поющего сердца" с беседами
индийского гуру Дж. Кришнамурти "Комментарии
к жизни", которые вышли в те же годы
в Англии.
В книге
Ильина пересекаются два плана исследования,
органично продолжая и дополняя друг
друга: план "внутреннего этоса" (духовное
внутреннее пространство, мир страстей,
добродетелей и пороков) и план "внешнего
этоса" (нравственно одухотворенный
мир природных стихий и вещей, составляющих
местопребывание человека). "Поющее
сердце" начинается с созерцания традиционных
этических добродетелей: любви, ненависти,
справедливости, вины, дружбы. По мысли
Ильина, это как бы "первые лучи" духовности,
божественного света, проникающие в сердце
человека. Освещенный этими лучами, человек
открывает для себя нравственно одухотворенный
мир вещей и явлений природы, обретает
дар молитвы, язык общения с сущим, ведущий
его к "вратам Абсолютного". Традиционная
этическая часть "Поющего сердца"
выдержана в лучших традициях моралистической
литературы, оплодотворенной жизненной
мудростью, отмеченной печатью исповедальности,
изяществом и афористичностью слога. По
стилю Ильин здесь близок к эпистолярной
моралистике в духе "Нравственных писем"
Сенеки или "Писем к сыну" Честерфилда.
Однако подлинная оригинальность "Поющего
сердца" проявилась в изображении "внешнего
этоса". Перед читателем предстают захватывающие
картины нравственного одухотворения
сущего: облака, пробуждающие чистое, свободное
и бескорыстное созерцание и навевающие
чувство легкой беззаботности и прекрасного
безразличия; восход солнца, очищающий
сердце и освежающий воображение; горное
озеро, с неподражаемой простотой и достоинством,
ясностью и искренностью обнажающее глубину
своего существа и с щедрой мудростью
посвящающее человека в свои тайны; снежные
горы, учащие человека блюсти в высоких
сферах жизни целомудренную тишину и достоинство,
облекая свое недоступное величие в смирение;
приветливый гул моря, наполняющий сердце
легким, зовущим и ни к чему не обязывающим
счастьем, сулящий любовное прощение,
благостный покров и исцеление к невинности
и т.д. Особенно любовно и трепетно Ильин
описывает этос огня. От созерцания огня
душа становится живой, легкой, интенсивной,
ясной, светящейся и сильной. Огонь дарует
очищение и очевидность. Огонь учит свободе
и единению. Огонь зовет к новым формам
бытия. "Кто жаждет чистоты, тот должен
готовиться в духе к огненному очищению,
а кто ищет прекрасной формы, тот должен
сам возгореться внутренним пламенем.
Огонь имеет власть преобразить и уничтожить:
вот почему во всяком живом существе живет
влечение к огню и страх перед огнем"
[1]. Опыт созерцания природы возвращает
человеку полноту и гармонию его нравственного
мира, очищает его сердце от пошлости,
мелочности и суетливости обыденной жизни.
Фактически в своей работе Ильин воссоздает
преданный забвению в европейской этико-философской
традиции изначальный аристотелевский
смысл понимания добродетели как чувственного
порыва к прекрасному [2].
1 Ильин
ИЛ. Поющее сердце. Книга тихих
созерцаний // Ильин И А. Соч.: В 2 т. М., 1994.
Т. 2. С. 409.
2 Ср.: "Не разум - начало и руководитель добродетели, адвижения чувств. Сначала должен возникнуть какой-то неосмысленный порыв к прекрасному, а затем уже разум произносит приговор и судит". Аристотель. Большая этика // Аристотель. Соч.: В 4т. М., 1984. Т. 4. С. 357.
А.А. Гусейнов. История этических учений
Советская
этика. Общая характеристика (60-е - 80-е
годы)
Термин
"советская этика" обозначает
определенный этап в развитии марксистской
этической традиции, характеризующийся
в целом переходом этической
мысли от моральной идеологии
к моральной теории и отличающийся:
1) мировоззренческим единством
1 Разумеется,
общемировоззренческий характер этической
науки не исключал спорных и дискуссионных
точек зрения на отдельные проблемы этики.
Существенной
чертой советской этики стало
моральное теоретизирование, преследующее
цель ввести этику в ранг научных
дисциплин. Теоретизирование в области
этики во многом компенсировало отсутствие
философско-метафизического