Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:55, реферат
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отда¬ленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, ис¬кусство, техника — словом, все достижения человечества объе¬динили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.
По мере развития ребенка происходит постепенная автоматизация многих функций. И сознание освобождается от «забот» о них. Когда же неосознанное или уже автоматизированное насильственно вторгается в сознание, последнее борется с этим потоком «непрошеных гостей» и нередко оказывается бессильным справиться с ними. Это проявляется при наличии различного рода психических расстройств — навязчивых и бредовых идей, состояний тревоги, непреодолимого, немотивированного страха и др. Привычка как нечто машинальное распространяется на все виды деятельности, в том числе и на мышление по принципу: мне не хотелось думать, но думалось само собой. Парадокс заключается в том, что сознание присутствует и в бессознательных формах духовной активности, не уделяя, однако, пристального внимания всему, что совершается в глубинах духа, а наблюдая лишь за общей картиной. При этом сознание в большинстве случаев может взять под контроль привычные действия и ускорить, замедлить или даже остановить их.
Однако не все в бессознательном, как уже было сказано, является ранее автоматизированным: определенная часть бессознательного так и не вступает в светлое поле сознания. Именно за счет этих неподвластных сознанию психических явлений общее поле психики оказывается шире сознания как такового.
Человеческая деятельность сознательна лишь в отношении тех результатов, которые первоначально существуют в замысле и намерении как их цели. Но далеко не все последствия поступков являются адекватной реализацией цели. Результаты наших действий, поступков порой являют нечто совсем иное, даже противоположное тому, к чему мы стремимся, совершая эти действия.
Много и
разумного, и иррационального как
в жизни отдельного человека, так
и в водовороте истории. Бессознательное
проявляется крайне многообразно, в
том числе и в виде информации,
которая накапливается в
1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496с.
2. Куттер П. Современный психоанализ / П. Крутер.- СПб.: Введение в психологию бессознательных процессов, 1997. – 351с.
3. Левчук Л.Т. Психоанализ: от бессознательного к "усталости сознания". Киев, 1989. - 181 с.
4. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. — М.: Политиздат, 1990. — 397 с.
5. Руткевич А. М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критич. очерк экзистенциального психоанализа.— М.: Политиздат, 1985.— 175 с.— (Социальный прогресс и буржуазная философия)
6. Фрейд З. Психология бессознательного : cб.пр./Сост. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1989. – 440с.
1 Фрейд З. Психология бессознательного. Сборник произведений./Сост. М.Г. Ярошевский/, М.: Просвещение, 1989. С.48
2 Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С.22
3 Там же С.23
4 Куттер П.. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. /Пер. с нем. С. С. Панкова и под общ. ред. В.В. Зеленского/, СПб.: Б.С.К. , 1997., С.112
Информация о работе Роль Бессознательного в жизни деятельности человека