Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:48, лекция

Краткое описание

Мировоззрение и его историко-культурный характер. Особенности исторических типов мировоззрения. Функции философии. Философия и система ориентаций человека в обществе. Структура философского знания. Основные направления в философии: материализм и идеализм, их формы. Агностицизм и вопрос о познаваемости мира. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Философия и наука. Философия и культура.
Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Риме. Характеристика основных этапов в развитии античной философии. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества.

Вложенные файлы: 1 файл

подготовка к философии.docx

— 285.04 Кб (Скачать файл)

Труды Платона отражают эпоху, в  которую они были написаны, а потому представляют большой интерес для  историков. Период V - IV вв. до н. э. Завершился для Греции кризисом полисной организации. Одной из причин этого кризиса, явились  события Пелопонесской войны (431 - 404 гг.), которая разделила всю  Элладу на два враждебных лагеря -- под главенством Афин и под главенством Спарты. Эта война положила начало новому этапу межполисных отношений, которые теперь стали отличаться насыщенностью военных столкновений, негативно сказывающихся на внутренней жизни самих полисов. Это вылилось в неспособность к решению остро назревших экономических, политических и социальных проблем. Изменилась и прежняя система ценностей, которая была гарантом единства и согласия граждан. Поиск выхода полиса из кризиса все больше занимал умы людей, в частности -- Ксенофонта, Исократа, Антисфена, Аристотеля.

Платон видел выход из кризиса  в построении полиса на идеальных  началах. И, по его мнению, не последнюю  роль в этом должно играть воспитание граждан. Тема воспитания всегда была важной. Платон изложил свои взгляды  в двух наиболее обширных и фундаментальных  сочинениях -- «Государство» и «Законы».

Жизнь до учения об идеальном государстве. Формирование философа Платона

Платон родился в Афинах в  аристократической семье: его отец Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра и афинского законодателя Солона, мать -- Периктиона, тоже из рода Солона, была двоюродной сестрой одного из 30 афинских тиранов Крития. Платон -- третий сын Аристона и Периктионы -- получил от родителей имя Аристокл, а «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. В юности он готовил себя к занятиям политикой, занимался литературой, слушал философа Кратила, последователя Гераклита. Но приблизительно с 407 г. до н.э. Платон оказывается в числе слушателей Сократа, и это событие изменило его судьбу: он сжег все, что написал до того, отказался от мечты о политической карьере и принял решение заниматься только философией.

До последнего дня жизни Сократа, в течение восьми лет, Платон оставался  восторженным учеником и последователем своего учителя, которого он впоследствии называл «самым достойным и справедливым человеком».

После казни Сократа в 399 Платон на десять лет уехал из Афин и  путешествовал по Южной Италии, Сицилии, Египту. Судя по всему, Платон не хотел  оставаться только «человеком чистой науки». Так, когда его знакомый Дион, который к тому же был дядей тирана Сиракуз Дионисия Младшего, пригласил его принять участие в реализации реформ, Платон откликнулся на просьбу и отправился в 361 году на Сицилию. К сожалению, эта поездка оказалась неудачной, так как знания Платона остались невостребованными, и он вернулся в Афины. Здесь, неподалеку от Афин, в пригороде под названием Академа, Платон приобрел рощу и создал знаменитую Академию, в которой прожил всю оставшуюся жизнь и которая просуществовала почти тысячу лет.

Свои идеи Платон излагает в форме  диалога. Такой литературный прием  выбран не случайно. Диалог, по мнению Платона, - это более или менее  адекватное отображение «живой и  одушевленной речи знающего человека».

Поэтому логично считать, что живая, то есть устная речь мудреца является более совершенной формой изложения  своего мнения. О том, что это так, свидетельствует следующее рассуждение  Платона. Тот, кто рассчитывает письменно  запечатлеть свое искусство и  тот, кто черпает знания из письменных источников в надежде на то, что  оно прочно сохранится там на будущее, в сущности, заблуждаются, так как записанную речь они ставят выше, чем речь человека, сведущего в том, что записано. Письменные источники схожи с живописью. Подобно картинам, которые выглядят как живые, а спроси их - они величаво и гордо пребывают в молчании и неподвижности, письменные сочинения точно также на любой вопрос отвечают одно и то же.

Такое «сочинение, - продолжает Платон, - однажды записанное, находится  в обращении везде - и у людей  понимающих, и равным образом у  тех, кому вовсе не подобает его читать, и оно не знает, с кем оно  должно говорить, а с кем нет. Если им пренебрегают или несправедливо  его ругают, оно нуждается в  помощи своего отца, само же не способно ни защититься, ни помочь себе». Самой  же совершенной формой изложения  идей является то «сочинение, которое  по мере приобретения знаний пишется  в душе обучающегося; оно способно себя защитить и при этом умеет  говорить с кем следует, умеет  и промолчать».

Диалог является для Платона  единственным средством, формой, с помощью  которой можно познакомить других с процессом философского творчества, поэтому через диалог он выражает свои идеи.

Диалоги Платона пробуждают интерес  и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые  не сильно изменились за две с половиной  тысячи лет.

Платон объединил в своем  учении ценности двух своих великих  предшественников: Пифагора и Сократа. У пифагорейцев он воспринял искусство  математики и идею создания философской  школы, которую он воплотил в своей Академии в Афинах. У Сократа Платон научился сомнению, иронии и искусству беседы.

Он пытался сочетать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага.

Общая характеристика философских воззрений Платона. Идеализм Платона

Метафизика, гносеология, логика, риторика, этика и эстетика тесно переплелись  в философии Платона. Для понимания  идей Платона необходимо специальное  прочтение его диалогов под определенным углом зрения, и с учетом самых  общих идей его философии. Аристокл из Афин по прозвищу Платон первоначально был поэтом. И только встреча с Сократом сделала его истинным философом. Казнь Сократа тяжело подействовала на Платона. Идея совершенного, справедливого общества завладела его умом. Если лучших людей, таких как Сократ, казнят, значит, государство устроено неправильно.

Под влиянием печального опыта и  в результате философских размышлений  он пришел к выводу, что невежество есть основное зло, и потому увещание правителя, воспитание юношества и  просвещение народа являются главными задачами, как философии, так и  государства. Для достижения этой цели он вырабатывал практическую философию, включавшую политические, этические  и психологические идеи.

Платон является основателем идеализма

Теория идей - ядро философии Платона. Она обосновывает разумность космоса, общественного порядка, широкомасштабных исторических процессов; утверждает иерархию человеческих целей и ценностей; служит ключом к пониманию значительных событий истории, воспитывает определенный тип личности. Благодаря теории идей Платон известен в современном мире как родоначальник объективного идеализма. «Объективный идеализм характеризуется  признанием как объективно сущего мирового разума (духа, идеи) и трактовкой материального  мира как формы его проявления».

Он считал, что развитием государства  управляет закон вырождения. Любое  изменение в государстве - это  признак вырождения государства, имеющее  морально-этические последствия. «Платон  считал, что закон вырождения включает в себя и моральное вырождение человечества» Этика. Философский  словарь / под ред. И.Т.Фролова - М., 1986, с.572

Кузнецов К.А. Платон. - Режим доступа: ihtik.lib.ru. Это консервативное настроение и было той психологической почвой, на которой вырос идеализм Платона. Мир представлялся Платону как  прекрасный Космос, в котором множество  вещей составляют единое целое. Гармония мироздания существует благодаря осмысленности  каждой вещи и включенности ее в  смысловую ткань мироустройства. Мир живет, дышит, будучи наполнен переменными  силами, которые связываются и  координируются благодаря идеям.

Идеи тоже являются частью Космоса, но совершенно особенной. «Идея» по-гречески означает нечто видимое. Платоновские идеи можно «пощупать» умственным взором. Греки считали, что глазами можно мыслить, а умом - видеть. Что же такое платоновские идеи? «Самое слово «идея» имеет своим корнем «вид». Идея - то, что видно в вещи. В греческом языке это слово очень часто служит для обозначения внешнего вида вещи, наружности человека. С таким значением оно попадается даже у Платона.

Каждая из идей, по Платону, связана  с другими идеями - логически и  по смыслу. Каждая служит объяснению материальных процессов. Душа человека - тоже идея, большую  часть времени, пребывающая в  небесном мире. В момент рождения душа вселяется в тело, в эту «темницу»  и забывает большую часть того прекрасного, доброго, что дано было ей увидеть в мире идей. Этим объясняются  людская глупость и безнравственность, которые вылечиваются только философией» Соколов Э.В.. Античность (Платон, Сократ, Аристотель). - Режим доступа: www.ihtik.lib.ru, Глава 5. Философия культуры Платона. Живя на Земле и философствуя, душа желает вернуться в родной для нее мир идей и ради этого многое может вспомнить.

«По мнению философа, душа обремененная тягой к материальному все равно будет возвращаться на землю в различных телесных оболочках. Отсюда следует вывод о том, что приблизится к божественному можно только через правильное воспитание души» Швец А. Платон об идеальном государстве. - Режим доступа: www.ihtik.lib.ru.

«Душа бессмертна и несет в себе это бессмертное знание» Философия / отв. Ред. В.П.Кохановский. - Ростов-на-Дону, 1998, с.46. Душа первого рода не может воспарить в небо после смерти человека. Она падает вниз и смешивается с землей. Но души тех, кто не уставал философствовать, легко взмывают ввысь, к свету и занимают свое место среди идей. Мир идей Платона - не отвлеченная теория. Основу мира составляют идеи. Благодаря им мир - совершенен, ни в чем не нуждается, ни в глазах, ни в ушах, ни в органах пищеварения, ни в блаженстве, созерцая сам себя.

В материальный мир идеи приходят путем воспоминания. Велите юноше  доказать теорему, о которой он раньше не знал и, если ум его здоров, он вам  ее докажет. Идеи являются вечными образцами  вещей. Материя сама по себе ничего не порождает. Она лишь кормилица, восприемница идей. Именно они своим динамизмом, способностью преодолевать пространство и время, формируют упорядоченный  космос из грубой, бесформенной материи. Каждая вещь, будь то растение, животное, человек, какое-либо изделие создается  мастером на основе некоторого проекта, предсуществующей мысленной формы.

Самая высшая из идей, по Платону, идея Блага или Добра. Она - начало всех начал. Однако «хорошие вещи» - редки. Абсолютное общее Добро реализуется через  единичные непрерывные усилия. Чтобы  понять смысл отдельного и доделывать правильно в отдельных случаях, нужно созерцать общее. Давайте же, говорит Платон, шаг за шагом восходить по лестнице внутреннего совершенства, познавать, образовывать себя, отыскивая в каждой вещи и в каждом человеке отблески идеальной красоты, идеального добра. Ведь именно эти «отблески», «причастность к Добру», оправдывают бытие всякой вещи и всякого человека. Роль Добра в мире идей - подобна роли Солнца. Оно питает остальные идеи, делает их ясными, видимыми. Тот, кто созерцает идеи, испытывает мистический восторг, подобно влюбленному, встретившему любимого человека.

«Платон отличался богатыми политическими  воззрениями. Он рассматривал вопросы  развития государства, роли каждого  человека в общественной и государственной  жизни. Платон считал, что люди в  обществе должны играть разные социальные роли. Природные склонности должны найти наилучшее применение. Поэтому  необходимо воспитание, поддержание  общих убеждений. В этом и состоят  функции государства, которое должно претворить порядок идей в политический и социальный порядок. Главная цель государства всегда одна и та же - воспитание человека. Если граждане правильно  воспитаны, между ними не будет конфликтов, и ими даже не нужно будет управлять, поскольку каждый сам будет видеть, в чем состоят добро, долг, справедливость»  Беседы с Сократом и Платоном. - Режим  доступа: www.ihtik.lib.ru.

Платон оставил и богатое  психологическое наследие, рассуждая  об устройстве и функционировании человеческой души. В человеческой душе Платон различает  три главных элемента: ум, сердце и вожделение. Ум - способность мыслить, созерцать мир идей. Это - высшая способность, которая в полном объеме дана немногим и которую нужно  специально воспитывать, оберегая от соблазнов славолюбия и жадности. Уму соответствует добродетель мудрости. Мудрость дает моральное право учить, воспитывать, составлять законы, управлять. Мудрецы-философы - высшее сословие в идеальном государстве.

Сердце - источник пылкости, доблести, желания сражаться и побеждать. Добродетель пылких людей - мужество, выносливость, разумная отвага. Они  свойственны второму сословию - стражам, которые охраняют государство.

Вожделение - совокупность чувственных  влечений, ориентированных на мир  вещей. Вожделеющий человек хочет  владеть вещами, рабами, женскими телами, но он также любит трудиться, выращивать растения и животных, создавать из глины, дерева и камня полезные предметы и произведения искусства. Вожделение по Платону - не жадность, а нормальная и даже продуктивная склонность к  труду и потреблению, которой  соответствует добродетель умеренности.

Прежде, чем Платон выработал свою теорию идей, восприемницей которых  является материя, в известном современному миру виде, он прошел этапы становления  своих философских взглядов от наивного эвдемонизма, как стремления к счастью, блаженству, до убежденности в существовании  идеи абсолютной морали.

Материя Платона

Материя - фундаментальная исходная категория философии, от того или  иного ее понимания зависит решение  практически всех других философских  проблем. От лат materia - вещество - это вещество, значение удерживалось до 20в., когда произошла революция в физике.

«Материя для Платона -- лишь принцип  частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как  бы "воспреемница" и "кормилица" идей. Сама по себе она абсолютно бесформенна, не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще какая-либо физическая стихия; материя -- это не сущее, сущее же -- только идея. Платон подверг резкой критике разрыв идей и вещей и формулировал те самые аргументы, которые Аристотель позднее направил против предполагаемого платоновского дуализма. Подлинным бытием для Платона является идеальное бытие, которое существует само по себе, а в материи только "присутствует". Материя же впервые получает своё существование оттого, что подражает ему, приобщается к нему или "участвует" в нём.» Большая Советская Энциклопедия. Платон, материя. Яндекс, словари. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00059/91000.htm?text

Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии