Свободная любовь, брак и семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 21:20, лекция

Краткое описание

Начнем с того же Эриха Фромма: «Переход от «влюбленности» к иллюзии любви-"обладания" можно часто со всеми конкретными подробностями наблюдать на примере мужчин и женщин, "влюбившихся друг в друга". В период ухаживания оба еще не уверены друг в друге, однако каждый старается покорить другого. Оба полны жизни, привлекательны, интересны, даже прекрасны — поскольку радость жизни всегда делает лицо прекрасным. Оба еще не обладают друг другом; следовательно, энергия каждого из них направлена на то, чтобы быть, то есть отдавать другому и стимулировать его.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 89.21 Кб (Скачать файл)

Семья в библейские времена

Исследователи древнееврейской  семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в  целом уклад древнееврейской  семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она  рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством. [5]

Семья не была замкнутой: в  нее входили все кровные родственники, а так же слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение  к семье. Все они находились под  защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что  требовалась месть, это становилось прерогативой искупителя, избавителя. Месть могла осуществляться в виде вендетты - кровной мести.

Брачный сговор совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал  семье невесты мохар (выкуп, компенсацию) - отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в  будущем родит, будут членами  семьи мужа.

В большинстве случаев  жених не видел невесты до тех  пор, пока брак не был заключен. На свадьбе  происходил обмен дарами.

И мужчины и женщины  вступали в брак молодыми. Смешанные  браки имели место, но не поощрялись. Целью брака было укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену или блуд полагалось наказание.

Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина  обладал большей свободой и ценностью  в глазах общества. Предназначением  женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна делать его счастливым, удовлетворять  его сексуальные потребности  и во всем следовать его приказам. Социально статуса у женщины  практически не было, и все решения  принимались мужчинами. Безусловно, - пишет Дж. Ларю, - многие женщины  обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы  высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств - гнев, капризы, злой язык, однако идеалом  всегда оставалась покорная женщина. [5; 85]

Языческая семья

Примером семьи, характерной  для языческой культуры, является русская семья XII - XIV веков. Отношения  мужа и жены в этой семье строились  не на отношениях доминирования-подчинения, а на изначальной конфликтности, как подчеркивает В. Н. Дружинин в  своей работе Психология семьи

Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела  возможность развода и могла  вернуться к матери и отцу. В  семьях главную роль играла большуха - старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись  все младшие мужчины большой  семьи. При этом мужчина отвечал  за внешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве - доме и  семье.

Аналогичную картину можно  увидеть, как считает В. Н. Дружинин, в большинстве других языческих  цивилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдается  паритет полов: мужские и женские  божества равноправны, а отношения  между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу.

В отношениях же родителей  и детей дети занимали подчиненное  положение.

Христианская модель семьи

Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется  сменой типов отношений между  отцом, матерью и ребенком.

В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались  полигамные браки и левират - обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.

Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался  главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться.

Патриарх - глава рода, отец семейства, выполняет и функции  вождя. Слияние ролей Отца и Вождя, как и Отца и Учителя, является характерной чертой патриархальной культуры.

В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной  власти, отец может быть (а может  и не быть) главой семьи. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или  диктатору и, далее, как все люди - единому Богу, Отцу Небесному. Триада - Отец - Правитель - Бог - основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются  функции монарха в миниатюре, с другой - правителю, а далее и  Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты  по-семейному.

Вообще, как точно подмечено  В. Н. Дружининым, ни одна мировая религия  не отводит столь важное место  семье в системе вероучения как  христианство. Поэтому особенно интересно  рассмотреть модель или, точнее модели христианской семьи. Как отмечает В. Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную божественную и реальную, земную.

Идеальная христианская семья  включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Реальная, земная семья это Святое семейство: Иисус Христос, приемный отец Иосиф, Дева Мария. Христианство разделяет  отца-воспитателя, несущего ответственность  за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь - ребенка), и отца генетического, духовного, функцию  которого реализует Бог-отец. Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи.

Интересно, что в католицизме  особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии и напротив, почти все  протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было ее роль. Семья  протестантов - это отношение мужчины  к мужчине: отца к сыну, хозяина  к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер (1485 - 1546) выступал против традиционного  таинства брака, считал, что целью  брака является рождение детей и  совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами  сферы отношений, освященных религией. Вместе с тем к XVII веку в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как  духовное единство мужа и жены.

Некоторые ограничительные  традиции в брачных отношениях принятые в Европе были перенесены в Новый  Свет первыми поселенцами. Что интересно, например, догматическое осуждение  Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные  и морализаторские установки  достаточно долго господствовали в  колониях. В начале периода колонизации  браки заключались исключительно  из соображений удобства. Женщины  занимали бесправное, подчиненное положение.

По мере того как в США  женщины получали все больше прав, отношение к браку радикально менялось. Этому способствовали сначала  борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение.[14]

В христианском писании большее  внимание уделяется взаимоотношениям супругов, нежели родителей и детей  и тем более сексуальным отношениям. Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в некоторых стихах мы можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений:

А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку вообще не касаться женщины. Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. :Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для  упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы  не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление

И по возможности лучше  избегать и брака, так как :Неженатый  заботится о господнем, как угодить  Господу, а женатый заботится  о мирском, как угодить жене.

Брак и семья относятся  к числу таких явлений, интерес  к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет  первостепенное значение уже потому, что от состояния их в значительной мере зависит воспроизводство населения. У трудящихся классов семья активно  участвует в сохранении, накоплении и передаче новым поколениям трудовых навыков, т. е. является одним из факторов, обеспечивающих преемственность, а  следовательно, и прогресс в развитии рабочей силы как важнейшего элемента производительных сил общества.

Особенно велико экономическое  значение семьи в области организации  потребления и быта. В семье  не только удовлетворяются, но отчасти  и формируются материальные потребности  человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего  хозяйства.

Активная роль семьи не ограничивается лишь областью общественного  бытия, а продолжается в других сферах общественной жизни. Как первичная  форма общности людей, семья непосредственно  сочетает в себе индивидуальное и  коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующим не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и  критериев поведения. При этом семья  не только передает, но и создает  духовные ценности, такие, как супружеская  и родительская любовь, уважение и  любовь детей к родителям, семейная солидарность.

Поскольку социалистическое общество больше, чем любая другая социальная система, заинтересовано в  прогрессе экономики и культуры, в освоении и передаче будущим  поколениям накопленных человечеством  духовных богатств, во всестороннем я  гармоническом развитии личности, оно  стремится к тому, чтобы всемерно укреплять брак и семью, повышать их авторитет и значение.

Высшей нравственной целью  коммунизма является счастье всех трудящихся. Факт органического слияния конечных целей общества и личности может  служить ярким доказательством  глубочайшего гуманизма коммунистических идеалов, их общечеловеческого характера  и значения. При этом люди справедливо  видят одно из главных условий  счастья в правильности индивидуальных решений, связанных с созданием  и сохранением семьи, в серьезности  и обоснованности своего поведения  не только в трудовом коллективе, но и в личной жизни.

Но преобразование и укрепление брачно-семейных отношений в масштабе всего общества и создание прочной, дружной семьи в каждом отдельном  случае требуют помимо желания еще  и определенных знаний. Развитие семьи  как в социальном, так и в  индивидуальном плане — это сложный  и противоречивый процесс. Конечно, каждый человек обладает каким-то индивидуальным опытом жизни в семье, но этот опыт не всегда совпадает с социальным опытом и данными науки, а главное  — его обычно недостает как  раз тогда, когда он особенно нужен  при вступлении в брак и в первые годы жизни молодой семьи.

Разумеется, речь идет не о  выработке каких-то правил поведения  человека в браке и семье, не о  мелочной опеке над личной жизнью людей, а о том, чтобы возможно полнее исследовать современные  брачно-семейные отношения, закономерности и перспективы их развития. Известно, что условием подлинной свободы является познание объективной необходимости. Брак и семья выступают для каждого человека и в качестве социальной, и в качестве индивидуальной необходимости. Значит, чем больше они изучаются и чем в большей мере результаты их изучения становятся достоянием масс, тем полнее и прочнее обеспечивается свобода людей в одной из самых важных для них сфер жизни. В свою очередь степень свободы в принятии решения прямо и непосредственно определяет как степень ответственности за него, так и величину тех усилий, которые будут направлены на его реализацию.

Таким образом, научное исследование семьи и распространение социологических  знаний о семье имеют не только познавательное, но и огромное нравственно-воспитательное значение, служат одним из средств  формирования коммунистической личности и коммунистических общественных отношений.

Разумеется, в одной книге  практически невозможно дать полную и всеобъемлющую картину брачно-семейных отношений в таком огромном и  многообразном по своим условиям и традициям государстве, как  Советский Союз. Да это вряд ли и  входит в задачи социологии семьи. Поэтому  объектом исследования были в основном общие тенденции в данной области  социальной жизни. Наряду с положениями, истинность которых можно считать  доказанной, работа содержит ряд идей и выводов, которые нуждаются  в дополнительной проверке и должны быть уточнены и конкретизированы в  ходе дальнейшего исследования истории  и современной практики брачно-семейных отношений.

Социальная сущность брака и  семьи

Необходимой предпосылкой всякого  исследования является определение  сущности изучаемого объекта. Первый вопрос, который встает в связи с этим перед социологией семьи,- как  соотносятся понятия «семья»  и «брак»? То, что семья включает в себя хотя бы одну брачную пару, которая служит «ядром» семейной группы, не может вызвать сомнений. Семьи, образуемые группами братьев, сестер или других кровных родственников, а также матерями-одиночками и  их детьми, являются следствием чрезвычайных, ненормальных обстоятельств. Более  сложный характер имеет другая сторона  этого вопроса: является ли брак лишь «элементом» семьи, или же каждый из этих институтов имеет свою качественную специфику?

Ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, как  правило, отождествляют брак и семью, точнее, сводят различия между ними к чисто формальному моменту. Самым ярким выразителем данной концепции в истории науки  является Гегель, который считал брак лишь образом непосредственного  понятия семьи (1). Успехи, достигнутые  в XIX и XX вв. в изучении истории брачно-семейных отношений, показали несостоятельность  этой точки зрения: было установлено, что брак и семья возникли исторически  не одновременно.

Известный русский этнограф Л. Я. Штернберг писал, что «половое общение между определенными  лицами разных полов, хотя бы и регулярное, еще не составляет признака брака. Для  того чтобы половое общение превратилось в брак, необходимо, чтобы оно  санкционировалось в той или  другой форме данной общественной средой... чтобы оно было правомерным» (2).

Информация о работе Свободная любовь, брак и семья