Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 21:20, лекция
Начнем с того же Эриха Фромма: «Переход от «влюбленности» к иллюзии любви-"обладания" можно часто со всеми конкретными подробностями наблюдать на примере мужчин и женщин, "влюбившихся друг в друга". В период ухаживания оба еще не уверены друг в друге, однако каждый старается покорить другого. Оба полны жизни, привлекательны, интересны, даже прекрасны — поскольку радость жизни всегда делает лицо прекрасным. Оба еще не обладают друг другом; следовательно, энергия каждого из них направлена на то, чтобы быть, то есть отдавать другому и стимулировать его.
Несколько большей логичностью характеризуются те трактовки семьи, которые даются западными социологами в рамках того или иного из рассмотренных выше «подходов» (21) к ее изучению. Однако каждая из этих трактовок несет на себе печать ограниченности «своего» подхода. В той мере, в какой дифференциация знаний способствует накоплению информации, она может оказаться целесообразной. В этом плане определение семьи в свете тех относительно узких познавательных целей, достижению которых призван способствовать данный подход, всегда обладает качеством инструментальной, методической полезности. Однако, для того чтобы из определения можно было исходить при комплексном, всестороннем анализе проблемы, т. е. чтобы оно стало способным выполнять и методологическую функцию, ему необходимо охватить также интеграционные процессы в соответствующей отрасли науки.
Буржуазные социологи
семьи пытаются осуществить этот
переход от уровня особенности к
уровню всеобщности через категории
«группы» и «системы». «Термин «группа»
применяется для
Таким образом, понятие «общество»
оказывается производным от понятия
«общение», причем на межличностном
уровне. Семья как группа описывается
преимущественно в социально-
Иначе говоря, определение семьи посредством категории «группа» может привести к подмене социологического анализа семьи (а следовательно, в соответствии с логикой сторонников данной концептуальной схемы, и общества) психологическим, объективной детерминации анализируемых явлений субъективной. Заметим в связи с этим, что марксизм отнюдь не отказывается от исследования субъективных сторон человеческого поведения, но выступает против их абсолютизации, против игнорирования той истины, что субъективное есть в конечном счете «объективное», пересаженное в человеческую голову.
Большинство групп рассматриваются
в современной буржуазной социологии
как вторичные, поскольку «характеризуются
мотивацией с ограниченным интересом,
т. е. тем обстоятельством, что она
касается только специализированного
сектора общественного
Категория «система», получившая
в последние годы очень широкое
распространение в буржуазной социологии,
призвана, повидимому, компенсировать
недостатки понятия «группа» как
орудия комплексного анализа социальных
явлений и обобщений
Можно предположить, что
многие западные социологи, применяющие
категорию системы при
Марксистско-ленинская
Даже инстинктивное поведение не исключает избирательности. В поведении же, которое в той или иной мере направляется и конкретизируется разумом, избирательность становится правилом, а в самих критериях выбора п предпочтения начинают преобладать ценности, имеющие своим источником общественную жизнь. Общество влияет на отношения между полами и через внешний социальный контроль, система которого складывается из общественного мнения, средств социального воздействия на индивида и разнообразных «каналов» прямой и обратной связи между ним и его макро- и микросредой; от визуального наблюдения (предполагающего ожидание средой должного и оценку реального поведения индивида) до профилактических социальных мер и самого воспитания.
Социальное содержание брака
неоднородно по своему характеру: оно
включает в себя как экономическую,
так и психологическую (24) стороны.
Экономические отношения между
супругами первоначально были следствием
половозрастного разделения труда
и имели характер взаимопомощи в
обеспечении детей и
В свою очередь психологическая
сторона брака состоит «в любви,
доверии и общности индивидуального
существования; в таком умонастроении
и в такой действительности природное
влечение низводится на степень модальности
природного момента, которому именно и
предназначено исчезнуть после
его удовлетворения, а вступает в
своем праве духовная связь в
качестве субстанциального, следовательно,
в качестве того, что само по себе
стоит выше случайности страстей
и временного особенного каприза» (25).
Эта мысль Гегеля примечательна
не только тем, что она верно описывает
характер и значение духовной связи
в браке, но и тем, что в ней
подчеркивается субстанциальность
этой связи по отношению к чисто
природному влечению. В понятии субстанциальности
Гегель отражает, собственно, два обстоятельства:
во-первых, вторичность природного
момента по отношению к «общности
индивидуального существования»
Ко всему этому можно
дооавить только, что степень глубина,
продолжительность духовной близости
в браке различна у различных
индивидов: не случайно Гегель употребляет
более нейтральный и
При всем многообразии и многогранности психологических отношений в браке они в главном своем содержании регулируются нравственным сознанием людей. Наиболее общим воплощением этого сознания является нравственный идеал, выражаемый в понятиях добра и справедливости, которые конкретизируются, с одной стороны, в нравственных критериях и оценках, составляющих оценочную область морали, с другой - в нравственных принципах и нормах, составляющих ее практически действенную, нормативную область. Каждому из этих элементов нравственности соответствует эмоциональный эквивалент, т. е. моральные качества и чувства личности, переживание явлений действительности в соотнесении с присущими человеку нравственными ценностями.
При значительном многообразии моральных (27) мотивов и действий в браке (соблюдение или нарушение супружеского долга, верности, чести, достоинства и т. д.) всем им присуща одна общая черта: каждое такое действие имеет своим непосредственным источником не внешнее, а внутреннее побуждение, является выражением индивидуальности человека. Но вместе с тем человек вынужден считаться и с тем нравственным идеалом брака, который господствует в обществе.
Брак как психологические
Следует остерегаться прерывать это необходимое развитие путем морального насилия, ибо любая попытка создать духовную позицию посредством отщепления и подавления инстинктов представляет собой подделку.
Нет ничего более отвратительного, чем втайне похотливая духовность; она столь же неприятна, как и грубая чувственность.
Мы можем лишь стремиться к такой позиции, которая позволит нам пережить нашу судьбу так безмятежно, как того требует содержащийся в нас первобытный язычник. Только при этом условии мы можем быть уверены, что не извратим духовность в чувственность, и наоборот, — ибо должно жить и то и другое, одно, черпая жизнь в другом.
Рассматриваемый как
психологическое
Всякий раз, когда мы говорим
о “психологическом взаимоотношении”,
мы предполагаем сознательное взаимоотношение,
ибо не существует такой вещи как
психологическое
У ребенка сознание
возникает из глубин
Чтобы сознавать себя,
я должен быть способен
Достигшие брачного
возраста молодые люди конечно
же обладают эго-сознанием (
Как правило, мотивы,
лежащие в основе их поступков,