Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:14, реферат
При работе над данной темой ставились следующие задачи:
-рассмотреть взгляды древневосточной философии на смысл жизни человека;
-проанализировать жизнь человека как самостоятельной ценности в
античной философии;
- выявить критерии оценки человека в христианской мысли;
-проследить изменение взглядов на смысл жизни человека в философии
нового времени;
-обобщить взгляды западноевропейских и русских философов конца 19-20
веков о смысле человеческой жизни.
По данной теме имеется огромное количество работ известных
философов и мыслителей, чьи взгляды рассматриваются в данной работе.
Введение
3
Глава 1. Древневосточная философия
5
1. Древнекитайские мыслители о человеке 5
2. Буддизм и брахманизм о смысле жизни 8
Глава 2. Человек в античной философии
10
Глава 3. Христианское учение о спасении
12
Глава 4.Философия нового времени
15
Глава 5. З.Фрейд о смысле человеческой жизни
17
Глава 6. Философы-экзистенциалисты
о смысле человеческой жизни
20
Глава 7.Русские философы о смысле жизни
23
Заключение
30
Список литературы
33
Примечания 35
погружен в мелкие интриги и заботы - и вдруг, неожиданно, однажды
ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в холодном поту. Что
случилось? Случилось что-то ужасное - жизнь прошла, и жизни не было,
потому что не было и нет в ней смысла! "(9)
Франк прежде всего постарался вдуматься, что это означает
найти смысл жизни, какой смысл люди вкладывают в это понятие и при
каких условиях они посчитали бы его осуществленным?
Под "смыслом" философ подразумевает примерно то же, что
"разумность". Под "разумным" - все целесообразное, все правильно
ведущее к цели или помогающее ее осуществить. Разумно то поведение,
которое согласовано с поставленной целью и ведет к ее осуществлению,
разумно или осмысленно пользование средством, которое помогает нам
достигнуть цели. Но все это только относительно разумно - именно при
условии, что сама цель бесспорно разумна или осмысленна, уточняет автор
Но что значит "разумная цель?" задается философ. Средство
разумно, когда оно ведет к цели. Но цель должна быть подлинной. Но что
это значит и как это возможно? Цель или или жизнь в ее целом не имеет
уже вне себя никакой цели - жизнь дана ради жизни или надо признать,
что сама постановка о смысле жизни незаконна, что этот вопрос
принадлежит к числу тех, которые не находят себе разрешения просто в
силу своей собственной внутренней нелепости. Вопрос о "смысле" чего-
либо имеет всегда относительное значение, он предполагает "смысл" для
чего-нибудь, целесообразность при достижении определенной цели. Жизнь
же в целом никакой цели не имеет, и потому вопрос о "смысле" нельзя
ставить, решает философ.
Далее Франк пишет:
“…что наша жизнь, пребывание на свете и сознания этого факта, вовсе не
есть для нас "самоцель". Она не может быть самоцелью, во-первых,
потому, что в общем страдания и тягости преобладают в ней над радостями
и наслаждениями и, несмотря на всю силу животного инстинкта
самосохранения, мы часто недоумеваем, для чего же мы должны тянуть эту
тяжелую лямку. Но и независимо от этого она не может быть самоцелью и
потому, что жизнь, по самому своему существу, есть не неподвижное
пребывание в себе, самодовлеющий покой, а делание чего-то
или стремление к чему-то; миг, в котором мы свободны от всякого дела
или стремления, мы испытываем, как мучительно-тоскливое состояние
пустоты и неудовлетворенности. Мы не можем жить для жизни; мы всегда -
хотим ли мы того или нет -живем для чего-то. Но только в большинстве
случаев это "что-то", будучи целью, к которой мы стремимся, по своему
содержанию есть в свою очередь средство, и притом средство для
сохранения жизни. Отсюда получается тот мучительный заколдованный круг,
который острее всего дает нам чувствовать бессмысленность жизни и
порождает тоску по ее осмыслению: мы живем, чтобы трудиться над чем-то,
стремиться к чему-то, а трудимся, заботимся и стремимся - для того,
чтобы жить. И, измученные этим кружением в беличьем колесе, мы ищем
"смысла жизни" - мы ищем стремления и дела, которое не было бы
направлено на простое сохранение жизни, и жизни, которая не тратилась
бы на тяжкий труд ее же сохранения. "(10)
Так в чем же ее содержание, и, прежде всего, при каких условиях
человек может признать конечную цель «разумной»?
…."Чтобы быть осмысленной, наша жизнь - вопреки уверениям
поклонников "жизни для жизни" и в согласии с явным требованием нашей
души - должна быть служением высшему и абсолютному благу."(11) И при
этом человек должен также непрерывно разумно сознавать все это
соотношение к высшему благу. В этом единстве жизни и Истины и
заключается по Франку искомый "смысл жизни".
"Итак, жизнь становится осмысленной, поскольку она свободно и
сознательно служит абсолютному и высшему благу, которое есть вечная
жизнь, животворящая человеческую жизнь, как ее вечная основа и
подлинное завершение, и есть вместе с тем абсолютная истина, свет
разума, пронизывающий и озаряющий человеческую жизнь. Жизнь наша
осмысляется, поскольку она есть разумный путь к цели, или путь к
разумной, высшей цели, иначе она есть бессмысленное блуждание. Но таким
истинным путем для нашей жизни может быть лишь то, что вместе с тем
само есть и жизнь, и Истина. "Аз есмь путь, истина и жизнь".
И теперь мы можем подвести краткий итог нашим размышлениям.
Для того, чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия:
существование Бога и наша собственная причастность Ему, достижимость
для нас жизни в Боге, или божественной жизни. Необходимо прежде всего,
чтобы, несмотря на всю бессмысленность мировой жизни, существовало
общее условие ее осмысленности, чтобы последней, высшей и абсолютной
основой ее был не слепой случай, не мутный, все на миг выбрасывающий
наружу и все опять поглощающий хаотический поток времени, не тьма
неведения, а Бог, как вечная твердыня, вечная жизнь, абсолютное благо и
всеобъемлющий свет разума. И необходимо, во-вторых, чтобы мы сами,
несмотря на все наше бессилие, на слепоту и губительность наших
страстей, на случайность и краткосрочность нашей жизни, были не только
"творениями" Бога, не только глиняной посудой, которую лепит по своему
произволу горшечник, и даже не только "рабами" Бога, исполняющими Его
волю подневольно и только для Него, но и свободными участниками и
причастниками самой божественной жизни, так, чтобы служа Ему, мы в этом
служении не угашали и не изнуряли своей собственной жизни, а, напротив,
ее утверждали, обогащали и просветляли. Это служение должно быть
истинным хлебом насущным и истинной водой, утоляющей нас. Более того:
только в этом случае мы для себя самих обретаем смысл жизни, если,
служа Ему, мы, как сыновья и наследники домохозяина, служим в нашем
собственном деле, если Его жизнь, свет, вечность и блаженство могут
стать и нашим, если наша жизнь может стать божественной, и мы сами
можем стать "богами", "обожиться"." (12)
Практичный путь в постижении смысла Людвиг Семенович видит в
религиозном, внутреннем делании, молитве, аскетической борьбе с самим
собой, именно и это есть неприметный для него основной труд
человеческой жизни, "единственное подлинное производительное
человеческое дело…
…с помощью которого мы действенно осуществляем смысл жизни и
в силу которого в мире действительно совершается нечто существенное
именно возрождение самой внутренней его ткани, рассеяние сил зла и
наполнение мира силами добра. Это дело - подлинно метафизическое дело -
возможно вообще только потому, что оно совсем не есть простое
человеческое дело. Человеку здесь принадлежит только работа по
уготовлению почвы, произрастание же совершается самим Богом. Это есть
метафизический, Богочеловеческий процесс, в котором только соучаствует
человек, и именно потому в нем может осуществиться утверждение
человеческой жизни на ее подлинном смысле. "(13)
Рассмотрев взгляды выдающихся философов и мудрецов
человечества мы видим, что проблема смысла человеческого бытия всегда
стояла в центре философских исследований.
Конечно, мы видим, что философы были ограничены уровнем
знаний и задач общества, в котором жили.
Так в Древнем Китае для Лао-цзы главное для человека жить по
законам Высшего начала (Дао), а все что связывает человека с земной
жизнью, мудрец отметает. Конфуция наоборот занимали практические земные
задачи и человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии,
где он занимает определенное место.
Мудрецы Древней Индии утверждали, что человеку необходимо
открыть всебевсеобщий Дух, только через свое “я” человек может
приблизится и слиться с мировым “Атманом”.
Античная философия сформировала основные западно-европейские
подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной
философской проблемы и определила его как самостоятельную ценность и
признала за ним право на активность и инициативу перед объективным
миропорядком.
Христианство было следующим и на сегодняшний день основным
религиозным учением, сформировавшим новый смысл человеческого бытия,
признавшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное
воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям. Христианство
стало религией о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия,
о совести, долге, чести.
Философия Нового времени, сформировавшаяся под влиянием
развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего
механики, физики, математики, открыла путь к рациональному истолкованию
человеческой сущности и рассматривала человека с
физиологических и прагматических позиций.
Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология,
социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний философский
образ лишенным опытных оснований и практической ценности.
Открыв важную роль бессознательного в жизни, как отдельного
человека, так и всего общества, Фрейд показал свои пути решения как
личных, так и общественных проблем жизни человека.
Экзистенциальная философия понимается в качестве
радикализации первоначального выступления философии жизни, как оно
было воплощено на исходе XIX и в начале XX в., прежде всего Ницше.
Поставленная философией жизни задача — понять человеческую жизнь,
исключая все внешние установки, непосредственно из нее самой.
Одной из характерных особенностей русской философии второй
половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку,
антропоцентризм. И главное направление которой было духовное.
Для русского философа Франка …."Чтобы быть осмысленной, наша
жизнь - вопреки уверениям поклонников "жизни для жизни" и в согласии с
явным требованием нашей души - должна быть служением высшему и
абсолютному благу."(14) И при этом человек должен также непрерывно
разумно сознавать все это соотношение к высшему благу. В этом единстве
жизни и Истины и заключается по Франку искомый "смысл жизни"
Подводя краткий обзор религиозно-филосовских исканий
человечества о смысле жизни, мы видим что человечество на протяжении
всей своей истории приближалось к пониманию близости человека к высшему
духовному началу. И ведущие мыслители всех времен - от
брахманов до современных философов понимали, что человек сможет
реализовать свою миссию только в служении вечным истинам, духовной
работе над своей душой, окружающем миром и в конечном итоге слиянии со
своим Творцом - слиянии "тленного с нетленным".
Список литературы
1.Ушков А.М. Китайско-конфуцианский культурный ареал. Запад и Восток.
Традиции и современность. М.,1993.
2.Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и
бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. ( Редкол.: И.Т. Фролов и
др.; сост. П.С. Гуревич. – М. Политиздат, 1991.
3. Древнекитайская философия. – М.: Мысль, 1972 – Т1,Т2.
4.Протоирей Александр Мень. История религии. - М.: Слово,1990 – Т3.
5. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М.,1979.
6. Гроувс К. П. Происхождение современного человека Человек. 1996. № 3.
7. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1982.
8. Основы религиоведения. Под редакцией И.Н. Яблокова. М.: Высшая
школа, 1994.
9.Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современная
религия: Курс лекций. М.: Центр, 1996.
10. История религии. М.: Центр Руник, 1991.
11.А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. М.:
Политиздат. 1990.
12. Антология мировой философии: В 4-х т. Т.1. Ч.2. М.,1969.
13. З.Фрейд. Неудовлетворенность культурой. Избранное. Лондон, 1969.
14.Серен Кьеркегор. Страх и трепет: Пер. с дат. - М.: Республика,1993.