Сознание как проблема философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 07:15, реферат

Краткое описание

На протяжении всей истории философии проблема сознания привлекала, да и сегодня привлекает внимание философов, ибо человеческое сознание влияет на отношение человека к миру и к самому себе.
Сознание человека имеет огромные возможности воздействия на мир и человека, поэтому на сознании человека лежит огромная ответственность за настоящее и будущее цивилизации, своей собственной судьбы

Содержание

1. Сознание как проблема философии. Отражение как генетическая предпосылка сознания. Эволюция форм отражения
2. Происхождение и сущность сознания как общественно – исторического явления. Проблема идеального.
3. Духовная жизнь общества и общественное сознание: их соотношение и сущность.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.78 Кб (Скачать файл)

б) Духовное общение – это процесс коммуникативных связей между людьми в системе образования и воспитания, в системе производства и воспроизводства и передачи информации (радио, печать, телевидение, кино, театр и другие зрелищные мероприятия)

в) Духовные потребности – есть не что иное как мотивы человеческой деятельности, побуждающие к духовному процессу и творчеству, детерминируемые, в конечном счете, интересами людей.

Само же содержание интереса обусловлено, во-первых, самим  характером потребностей, их природой и сущностью, и, во вторых, тем, насколько социальные условия жизни людей обеспечивают или не обеспечивают удовлетворение потребностей.

Сегодня перед  нашим обществом стоит серьезная  задача по формированию духовных потребностей и их реализации каждым человеком. Но, в конечном счете, они определяются достигнутым уровнем производства.

Таким образом, духовная жизнь общества – это  жизнедеятельность людей, связанная  с удовлетворением духовных потребностей в процессе их производства и общения. Ее ядром и составной частью является общественное сознание.

Что представляет собой общественное сознание?

Либо оно  есть всеобщее, вобравшее в себя деиндивидуализированное сознание конкретных его форм, либо нечто иное, не сводимое к сумме индивидуальных сознаний и не выводимое из них?

Анализ философской  литературы показывает, что в разные времена, да и сегодня выделяются такие подходы, какгносеологический, социологический, онтологический, генетический и т.д. в осмыслении общественного сознания.

Кроме того, из учебника в учебник по философии  «кочует» определение общественного  сознания как совокупности политических, правовых, философских, эстетических, научных и религиозных идей, теорий, концепций. Поэтому следует согласиться  с определением общественного сознания, которое мы предлагаем:

Общественное  сознание есть особая, внутри себя организованная субъективно – социальная реальность, отражающая в себе объективно – всеобщие и универсальные взаимозависимости и механизмы социокультурной деятельности людей, В этом определении указано на 3 аспекта общественного сознания:

а) это особого  рода субъективная реальность, имеющая  право на существование;

б) в нем  отражены различные аспекты общественного  бытия;

в) она, эта  реальность, детерминирована целым  комплексом социокультурной деятельности людей.

В конечном итоге, общественное сознание является важнейшим  компонентом и показателем общественно  – исторического процесса всей цивилизации  в целом, и каждой страны, в отдельности.

Будучи вторичным  по отношению и общественному  бытию, т.е. к материальной жизни  общества, общественное сознание, вместе с тем, носит относительно самостоятельный  характер. Чем это вызвано?

1. общественным разделением труда, которое детерменировало относительное обособление духовной жизни по отношению к материальной;

2. внутренними закономерностями развития и функционирования самого, собственно общественного сознания.

В чем же проявляется  относительная самостоятельность  общественного сознания?

1. в отставании  общественного сознания от общественного  бытия, в его функционировании  и развитии. Это обусловлено как  самой их природой, так и сущностью  в рамках основного вопроса  философии. Кроме того, общественное  сознание более консервативно,  ибо люди не так быстро стремятся  сменить и изменить свои взгляды  на жизнь, на мир, на социальную  жизнь

2. в опережении  общественного бытия общественным  сознанием в ходе развития  и внедрения прогрессивных идей, теорий, концепций в практику  общественного бытия, если в  них «схвачены» основные тенденции  общественного развития.

3. в преемственности развития общественного сознания в целом и его форм.

Дело в  том, что новые общественные идеи и теории не возникают на пустом месте. Они разрабатываются на основе теоретического и методологического  материала прошлых эпох. Только так  образуется естественно – закономерная связь развития мировой истории  через экономические подъемы  и застои, прогресс и регресс, революции  и эволюции и т.д.

4. активная роль общественного сознания по отношению к общественному бытию.

Возникнув на основе экономического базиса общества, общественные идеи и теории оказывают  обратное воздействие на него, как  в позитивном, так и негативном смысле. Так, Ф. Энгельс в конце  своей жизни разъяснял суть диалектико – материалистического понимания истории: «Политические, правовые, философские… воззрения основаны на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит не так, что только экономическое положение являются причиной, что только оно является активным, а все остальное – лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающий себе путь» (Ф. Энгельс. Письмо В Боргиусу, 25 января 1894г . Маркс К., Энгельс Ф. Соч:, 2е изд., т. 39. - с.175 .

Кроме того, прогрессивная система общественных отношений способствует всецелой активности общественного сознания.

Какова же структура общественного сознания?

В ней можно  выделить:

1. уровни  общественного сознания (эмпирический  и теоретический);

2. формы общественного  сознания.

Эмпирический  уровень общественного  сознания – это уровень, основывающийся на человеческом опыте и практике, обусловленных повседневным трудом, деятельностью и жизнью людей.

Он включает в себя: а) эмпирические знания о мире, с помощью которых удовлетворяются самые разнообразные и необходимые житейские, будничные потребности человека (правила обработки земли, народная медицина и т.д.);

б) общественная психология, складывающаяся стихийно, на основе повседневных условий жизни (это - эмоции и чувства, переживания и сопереживания, настроения и привычки, иллюзии и предрассудки, традиции и черты характера у разных социальных групп и общностей людей).

Теоретический уровень, в котором фиксируется обобщенное и опосредованное отражение общественного бытия в форме законов. Основными элементами его являются наука и общественная идеология.

В литературе сложилось более 150 определений понятию  науки. На мой взгляд, если их суммировать  и обобщить, то можно дать такое  определение: наука есть социально – организованная форма человеческой деятельности по производству и воспроизводству теоретических знаний, направленных на удовлетворение практики. Наука отражает бытие в логико – понятийной форме, т.е. средствами логического мышления. Будущее науки – в ее интеграции с производством на широкой теоретической и прикладной основе.

Несмотря  на различие точек зрения по вопросу  о сущности общественной идеологии, все же следует признать, чтоона есть форма осознания классами (обществом) своего отношения к социальной действительности, через призму коренных классовых интересов. Так или иначе, общественная идеология пронизывает собой все формы общественного сознания.

В конечном счете, содержание идеологии определяется:

1. характером  и направленностью коренных интересов  социальных субъектов (классов);

2. степенью  совпадения или несовпадения  коренных классовых интересов  с объективными закономерностями, тенденциями общественного прогресса;

3. насколько  решение конкретных социальных  задач обеспечивает или не  обеспечивает реализацию коренных  интересов людей.

И последнее

Помимо уровней  общественного сознания, в его  структуру входят формы, среди которых  выделим: политическое и правовое сознание, научное и религиозное, философское  и эстетическое, моральное сознание и др.

В этих формах, которые мы определили как «социально объективированные мыслительные конструкции, вырабатываемые в процессе предметно  – материальной деятельности людей  по преобразованию мира», отражаются и  находят воплощение социальные связи  и отношения людей.

Будучи общественным, по своей природе, общественное сознание являет собой, в конечном счете, форму  и продукт развития самого общественного  производства.

Информация о работе Сознание как проблема философии