Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:24, курсовая работа
Одной из функций семьи наряду с другими (воспитанием детей, хозяйственно-бытовой,досуговой и сексуально-эмоционально-гедонистической) является физическое воспроизводство (Янкова 3. А., 1978; Трапезникова Т. М., 1987). В зарубежных социологических исследованиях факт перехода многих функций семьи к другим социальным институтам привел к объявлению в качестве главной функции семьи — функции «эмоциональной привязанности» (Берджес Э., Локк Х., Огборн У.)
В чём же выражается зависимость
производственных отношений от формы
собственности на средства производства?
Возьмём для примера
Как же идёт развитие общества согласно
формационному подходу? Дело в том,
что существует закономерность: производительные
силы развиваются быстрее, чем производственные
отношения. Совершенствуются средства
труда, знания и навыки человека, занятого
в производстве. Со временем возникает
противоречие: старые производственные
отношения начинают сдерживать развитие
новых производительных сил. Для
того чтобы производительные силы имели
возможность развиваться
Например, при феодальной общественно-экономической формации (феодализме) производственные отношения следующие. Основное средство производство - земля - принадлежит феодалу. Крестьяне за пользование землёю выполняют повинности. Кроме того, они лично зависят от феодала, а в ряде стран были прикреплены к земле и не могли уйти от своего господина. Тем временем общество развивается. Совершенствуется техника, зарождается промышленность.
Однако развитие промышленности сдерживается
практически отсутствием
Как отмечалось выше, формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Также было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически - шестую формацию) - "азиатский способ производства".
"Азиатский способ производства" был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:
* ирригационное земледелие как основу экономики;
* отсутствие частной
* государственную собственность
на землю и средства
* массовый коллективный труд
свободных общинников под
* наличие сильной,
* возникла частная собственность на средства производства, в том числе "живые", "говорящие" - рабов;
* социальное неравенство и
* государство и публичная
Сторонники формационного
17.Свобода и ответственность
В истории общественной мысли
проблема свободы всегда была связана
с поиском разного смысла. Чаще
всего она сводилась к вопросу
о том, обладает ли человек свободной
волей или все его поступки
обусловлены внешней
Человек приобретает качественную определенность и свой социальный статус по мере формирования его отношений с другими людьми общества. В этом процессе общения и жизнедеятельности с другими складывается общественный человек, оформляется не только по названию, но и по содержанию.
Потребность в общественной связи, которая обеспечивает социальное значение каждому человеку, объединяя людей отношением понимания, доверия и взаимного уважения, и есть реальное основание морали. Эту потребность справедливо называют потребностью в человечности.
Истоки морали следует искать в
эпоху античности, когда наметился
поворот философии к проблеме
человека, когда Протагор через свой
тезис «Человек есть мера всех вещей»
обозначил приоритет
Чувство меры не приходит само по себе. Его надо осваивать. Уже Демокрит отмечает, что главная цель образования заключается в освоении меры: «Счастлив не тот, кто имеет много, а тот, кто знает меру. Кто знает меру, тот владеет искусством даже зло превращать в добро».
Тезис о том, что «добродетель есть знание», развивает Сократ, доводя его до моральной суверенности личности. Человек в рамках своей жизнедеятельности должен руководствоваться продуманными убеждениями.
Платон не только разделяет позицию своего учителя, но и вскрывает проблему внутренней связи добродетельности личности и ее социального бытия, заявив о необходимости поиска гармонического соединения индивидуальной добродетели и общественной справедливости.
Добродетельный человек есть выражение совершенства. Совершенный человек выстраивает добродетельные отношения с миром, признавая интересы других людей столь же законными, как и свои собственные.
В процессе своей жизнедеятельности совершенный человек, по Аристотелю, придерживается «золотой середины», избегая как недостатка, так и избытка. Для него характерны дружелюбие, мужество, правдивость, ровность, справедливость, умеренность, щедрость, честолюбие.
Образ совершенного человека — это сфера долженствования, но такого долженствования, которое находится в пределах возможного для любого человека как «разумного или полисного человека». (См.: Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 50–56).
Средневековье выносит критерии добра
и зла за пределы человека. Добродетели
не нужно учиться, не нужно культивировать
в себе характер совершенного человека.
Нужно научиться принимать
Этика Нового времени пытается соединить
античность и средневековье в
их взглядах на мораль, ответив на вопрос,
каким образом мораль, как свойство
отдельного человека, становится общеобязательной
социально организующей силой и
каким образом эта сила может
блокировать эгоизм отдельно взятого
человека? Ответ на поставленный вопрос
рационализм Нового времени связывает
с надеждой на Разум. Только Разум
в форме просвещения и
Но практическая реальность сплошь и рядом демонстрировала не гармонию, а противостояние индивида и общества, что позволило И. Канту заявить о неистребимости эгоизма людей и отсутствии подлинной добродетели. А посему мораль как всеобщую связь нельзя выводить из опыта. Она не может быть учением о сущем, она есть учение о должном. Основанием морали является категорический императив априорного происхождения: «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант И. Соч. В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 260).
Если И. Кант категорически отказал морали в праве быть учением о сущем, то другой представитель классической немецкой философии Г. Гегель обратил внимание на различие морали и нравов, идеальных и фактических форм общественной связи между людьми. Нравственность, по Гегелю, есть выражение сущего, закрепленного традицией, нравами, а мораль есть выражение должного.
Подметив важные, существенные аспекты
проблемы морали, и тот и другой
мыслитель рассматривают мораль
как некую абстракцию, тогда как
в действительности мораль включена
в живую ткань интересов
Так, в условиях первобытного общества нравственность есть свойство жизнедеятельности человека. Содержание нравственности обеспечивается кровно-родственными отношениями. Нравственность выступает как естественное состояние человека, о чем он даже не подозревает, ибо лишен личностной определенности. Статус первобытного человека — родовое существо, повязанное единой системой запретов, непосредственным коллективизмом и уравнительным равенством.
Разделение труда, возникновение
частной собственности, семьи и
государства создают условия, в
которых индивид обретает качественную
определенность, социально-историческую
конкретность. В эту пору складывается
эгоизм как некое социально-
Отныне не общество обслуживает людей, а люди прислуживают Левиафану, исполняя ту или другую функцию. На место подлинной субъектности (индивидуальности) приходит ролевая псевдосубъектность как производная мира вещей и «персонифицированных» общественных отношений. Инверсия общественных отношений из системы обеспечения в систему самообеспечения включает механизм персонификации отношений и деперсонификации индивида, превращения его в «частичного» человека.
Бытие «частичного» человека не является подлинным, ибо мир вещей, суета заслоняют от человека его историчность. Он начинает жить в мире иллюзий, творит не реальные проекты, а мифические. Ориентируясь на принцип «здесь и только сейчас», этот человек теряет свое лицо, растворяется в вещественно-природной или социальной среде. Более того, он уже сам склонен рассматривать себя как вещь, определять свою стоимость.
Спецификой неподлинного бытия, как
отмечает М. Хайдеггер, является своеобразная
структура межчеловеческих
В условиях иллюзии взаимозаменяемости рождается еще один феномен. Этот «другой», через которого «я» рассматривает себя, не есть конкретная личность. Он есть «другой вообще», но тем не менее под знаком его доминанты формируется конкретная личность. Конкретизация личности под знаком «другого» приумножает его господство. Так рождается третий феномен — психологическая установка ложного ориентира «как все». В неподлинном бытии этот «другой вообще», будучи квазисубъектом, обретает статус подлинного субъекта, которого М. Хайдеггер именует «Das Man». Das Man — это человек повседневности, улицы.
Информация о работе Социально-демографические проблемы семьи