Отношение к ценности “Благосостояние”
Под ценностью благосостояния
понимают те ценности, которые
являются необходимым условием
для поддержания физической и
умственной активности людей.
К ценностям благосостояния относятся:
благополучие (включает в себя здоровье
и безопасность), богатство (обладание
различными материальными благами и услугами),
мастерство (профессионализм в определенных
видах деятельности), образованность (знание,
информационный потенциал и культурные
связи), уважение (включает в себя статус,
престиж, славу, репутацию).
Западное общество
считает благосостояние главной
ценностью. Благосостояние здесь
понимается в основном как
личный или семейный достаток.
Люди стремятся обладать преимущественно
материальными благами, духовные
блага отодвигаются на второй
план. В результате происходит
искажение истинного смысла этой
ценности, что приводит к стремлению
обладать большим материальным
богатством, деньгами и престижем.
На востоке ценность
благосостояния также стоит на
первом месте, но здесь люди
стремятся не только к личному
богатству, но и к благосостоянию
всей нации, всего населения
страны. Благосостояние для них
подразумевает обладание разумной
совокупностью всех ценностей,
как материальных, так и духовных
в равной мере.
Россия в этом отношении
во многом похожа на запад,
отмечается всё более сильное
доминирование материальных ценностей
и стремление к достижению
престижа. Причём для нас характерно
ещё большее отмирание духовных
ценностей, и вырождение ценности
благосостояния до её полной подмены
ценностью денег.
Отношение к ценности “Свобода”
Для Запада — это
безусловная свобода личности (которая
на практике выражается в свободе
материального выбора для потребляющего
индивида). "Свобода человека"
здесь как базовая ценность
понимается как внутренняя, предполагает
ответственность субъекта только
за самого себя и только
перед самим собой. Свобода
предает, убивает, обманывает
во имя интересов индивидуума,
который имманентно как бы
противостоит всему миру. Человек
перестаёт видеть границу своей
свободы и покушается на свободу
другого человека.
На востоке ценность
свободы понимается только как
внешняя свобода — справедливость,
которая рождает истинную свободу
— свободу быть покорным Всевышнему,
свободу быть каплей, свободно растворяющейся
в Океане. Внутри себя человек не свободен,
он постоянно оценивает конец своей свободы
там, где начинается свобода другого человека.
В России в этом
вопросе наблюдается всё больший
поворот на запад. У нас многие,
не замечая этого, в достижении
собственных целей ограничивают
свободу других, придерживаясь мнения,
что цель оправдывает средства.
В настоящее время
Запад и Восток проявляют тенденцию
к объединению в поисках решения
проблем духовного развития человечества
и становления высшего человеческого
бытия. Точнее, инициатива в большей
степени исходит от Запада, так
как триумф западного мышления
так и не дал окончательного
разрешения проблем человека. Более
того, генерируемая на Западе
жизненная философия, опирающаяся
на силу, конкуренцию и самоутверждение,
проявляющая линейный прогресс
и неограниченный рост, привела
с одной стороны, к разработке
современной наукой высочайших
технологий, а с другой стороны
к социальному, экологическому, моральному
кризису. Стало очевидным, что препятствия
прогрессу находятся не в сфере технологий,
а в сфере, которую можно отнести к человеческой
природе.
2.Традиционная культура" и
культура современных цивилизованных
стран. Диалог или подавления?
Диалог культур представляет
собой их активное взаимодействие и
взаимообогащение. Проблема традиционной культуры
и ее взаимоотношение с современными цивилизационными
процессами имеет отношение не только
к сохранению культуры, но и к ее развитию.
Возникновение нового становится одновременно
творчеством культурных ценностей в том
случае, когда оно несет в себе традиционно
индивидуальное и всеобщее содержание.В
современных исследованиях наибольшее
внимание уделяется таким типам культур
как культуры Востока, Запада и России.
Запад провозглашает деятельную,
предприимчивую личность, уверенно чувствующую
себя в этом мире, стремящуюся к творчеству
и познанию, которое превращается для
него средством активной деятельности
в окружающем мире.
Русская культура возникла
на основе синтеза многих культур, в
первую очередь греческой. Но наследие
античности пришло в Россию не прямо, а
через посредство византийской культуры.
Русская культура формировалась в процессе
христианизации Руси. Русская национальная
культура начала формироваться с эпохи
Петра I. Эпоха традиционной русской культуры
берет свое начало со второй четверти
XIX века и была тесно связана с православием.
Духовные поиски лучших людей России чаще
всего были связаны с морально-религиозными
поисками. Русская духовная культура не
была созерцательно-отвлеченной, в ней
всегда отражалась мысль о народе и судьбе
России.
В России сложились три
концепции, которые существуют и сейчас,
характеризующих сущность российской
культуры и возможные пути ее развития.
1. Россия развивается
своим самобытным путем, не являясь
образцом ни Запада, ни Востока.
2. Россия по своим социокультурным
признакам тяготеет (и должна) к Западу,
к его духовным (христианским) ценностям
.
3. Культура России - евразийская
культура , возникшая как результат син-теза
двух противоположных культур. В продолжающиися
уже длительный период дискуссий о месте
России в мировой культуре и возможного
диалога между Востоком и Россией, Западом
и Россией ощущается большой интерес в
определении ее прошлого, настоящего и
будущего. При этом Запад и Восток, противопоставляемые
России, рассматриваются как два особых
типа цивилизационного и культурного
развития. Запад часто понимается как
техногенная цивилизация, сложившаяся
еще в ХУ-ХУП вв. и распрост¬ранившаяся
на многие континенты. Для этого типа культуры
характер¬но стремление к господству
над природой на основе прогресса тех¬нико-технологического
развития.
Восток понимается как
традиционные общества, основывающиеся
на традиционной культуре с принципом
невмешательства в природные
процессы и приспособлению к создавшимся
природным и социальным условиям.
В настоящее время России
придется решать не только экономи¬ческие
вопросы, но и глобальные вопросы
ассимиляции культур Востока и Запада,
как и других культур, развивая диалогические
формы взаимодействия с другими цивилизациями,
а не формы конфронтации и собственной
исключительности, осуществлять поиск
собственного пути развития, свою идентичность.
Разделение культур на западные и восточные
подразумевает не только их географическое
расположение, но и различную ментальность
населяющих эти территории народов, то
есть различие в характеристике способов
и методов познания мира, научных, религиозных,
художественных, эстетических и духовных
ценностей, основных мировоззрений, общественно-экономических
и политических структур.
Культуры Запада и
Востока во многом различны
и даже противоположны, и можно
выделить присущие им черты.
Западная культура
представляет собой культуру, ориентированную
на динамический образ жизни,
ценности технологического развития,
совершенствование общества и
культуры, бурное развитие всех
сфер человеческой деятельности.
Приоритет инициативы, идея значимости
личности, творческое ее развитие
лежат в основе западного общества.
Социальная динамика западной
культуры волнообразна и неравномерна.
Продвижение от старого к новому
протекает как ломка устаревших
систем ценностей, политических
и общественно-экономических структур.
Запад, являясь носителем творческого
начала, постоянного поиска, бунта
и перемен и, в то же время,
проявляя стремление к постоянному,
всестороннему познанию окружающего
мира и Вселенной чаще занимает
сторону земного материалистического
бытия, тем самым, разрушая
гармонию, постоянство и органичность
собственной духовной и материальной
жизни, ее устоев, канонов и
устоявшихся норм.
Нельзя не отметить
важную черту западного менталитета
– его склонность к научным
методам познания и исследования
окружающего мира. Наука запада
направлена на создание сложных
сетей методологических исследований
и экспертиз, окутывая которыми
объект своего изучения она
понимает его и его природу.
Д. Судзуки пишет: «Какими бы
мелкими не были ячейки сети,
пока есть сеть, имеется и то,
что сквозь нее ускользает, а
именно то, что не может быть
каким-либо образом измерено. Числа
уходят в бесконечность, и однажды
науки признаются в собственной
неспособности заманить реальность
в свою сеть». Получается что
сама жизнь – та самая тайна,
для познания которой существуют
и развиваются науки и технологии.
Восток, во многом в
противоположность Западу являет
собой воплощение спокойствия,
непротивления. Боясь разрушить
хрупкую гармонию мира человек
культуры востока предпочитает не вмешиваться
в развитие мира, а стоять на стороне пассивного
созерцателя течения жизни и бытия. Восток
– это некое воплощение принимающего,
женского принципа-начала он никогда не
отступает от существующих в духовном
мире заповедей (при этом часто ущемляя
существование плоти, но при этом всегда
стремясь к существованию гармонии и равновесию
в мире). На Востоке новое не стремится
разрушить и опровергнуть устоявшееся
старое, нажитое веками, а органично вписывается,
дополняя его. В отличие от западной культуры,
направленной вовне, восточная стремится
погрузиться во внутренний мир человека.
Большинство восточных мыслителей и философов
были убеждены, в том, что усовершенствовать
мир можно, лишь обретя цельность и гармонию
в самом себе. Если западная культура выбрала
путь создания техники и технологий как
средства общения с окружающим миром и
природой, то для восточной культуры характерно
стремление к гармонии с природой, развитие
естественным образом. Восток - это сжатость,
глубина, тишина. Восток провозглашает
принцип познания или, вернее сказать,
постижения мира через отождествление,
слияние с ним. Раствориться в окружающем,
в Бытии, в мгновение оказаться Всем и
одновременно мельчайшей частицей Всего.
Ключевыми понятиями в постижении этих
принципов являются «Пустота» (шуньята
(санскрит)) или «Недеяние» (увей (китайский)).
Эти термины во многом характеризуют восточную
культуру, но они отнюдь не означают полное
отрицание мира и вообще отрицание чего-либо,
скорее напротив: они говорят о запредельности,
сверхреальности и в то же время единственной
реальности, причем неразрывно слитой
с реальностью обыденной, являющейся ее
истоком и устьем. То, что для человека
западной культуры кажется самой важной
частью религии – а именно структура,
которая «отличает» ее от всех других
религий и устанавливает является ли человек
католиком или протестантом, если не считает
себя тем или другим, и не соглашается
с какими-то параграфами веры, – является
для восточной культуры самым несущественным
аспектом, так как восточный человек инстинктивно
стремится «отбросить все внешние различия,
чтобы вновь обнаружить всех там, где все
сходится в одной центральной точке» (Сатпрем).
[10]
Среди держав, в которых
происходит некий синтез ценностей
западного и восточного типа
можно выделить страны бывшего
СССР и Японию.
В России в результате изменения
общественного устройства при переходе
от административно-командной системы
к системе, основанной на рыночных отношениях,
произошла стремительная дезинтеграция
общественных групп и институтов, утрата
личностной идентификации с прежними
социальными структурами. Наблюдается
расшатывание нормативно-ценностных систем
старого сознания под воздействием пропаганды
идей и принципов нового политического
мышления.
Жизнь людей индивидуализируется,
предполагается, что члены общества
должны рассчитывать на себя,
рисковать, делать выбор и нести
за него ответственность. Намечается
движение по пути большей свободы человека
(в выборе целей и средств их достижения),
что выражается в переходе к новой системе
ценностей. Формирование новой системы
ценностей в условиях ослабления политического
и идеологического прессинга сопровождается
критическим осмыслением старых, присущих
обществу социалистического типа ценностей,
вплоть до полного их отрицания. К сожалению,
такой подход часто приводит к отрицанию
всего опыта предшествующего поколения.
В связи с этим в современной литературе
многие авторы говорят о кризисе ценностей
в российском обществе. Ценности в посткоммунистической
России действительно противоречат друг
другу. Нежелание жить по-старому сочетается
с разочарованием в новых идеалах, которые
оказались для многих либо недостижимыми,
либо фальшивыми. Ностальгия по гигантской
стране уживается с разного рода проявлениями
ксенофобии и изоляционизма. Привыкание
к свободе и частной инициативе сопровождается
нежеланием брать на себя ответственность
за последствия собственных же хозяйственных
и финансовых решений. Стремление отстоять
вновь обретенную свободу частной жизни
от непрошеных вторжений, в том числе от
"недремлющего ока" государства,
сочетается с тягой к "сильной руке".
Спор о восточной или западной природе
духовности в России длится уже не один
век. Понятно, что своеобразие страны не
позволяет отнести ее к какому-то одному
типу цивилизации. Россия постоянно пытается
войти в европейское сообщество, однако
этим попыткам часто препятствуют «восточные
гены» империи, а иногда – последствия
собственной исторической судьбы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе
проанализированы в сравнении ценности в системе
“Восток – Запад – Россия”. Западная
культура ориентирована на динамический
образ жизни, ценности технологического
развития, совершенствование общества
и культуры, бурное развитие всех сфер
человеческой деятельности. На первые
позиции здесь выходят ценности благосостояния,
свободы, что приводит к подрыву духовных
ценностей, и это ведёт к моральной деградации
общества и полной утрате универсальных
ценностей в нём.