В восточной культуре
на передовые позиции вышли
следующие ценности: семья, труд,
патриотизм, это не только определяет
духовное развитие восточных
государств, но и даёт им предпосылки
к экономическому развитию. Здесь
ещё раз нужно упомянуть о
так странах, как Китай и
Сингапур, где чётко продуманная
политика государства сделала
приоритетными ценности семьи,
труда и патриотизма. Это сыграло
далеко немаловажную роль в выведении
этих стран на передовые позиции в мире
за сравнительно короткое, превращении
их из стран так называемого третьего
мира в развитые страны.
Своеобразие России
не позволяет отнести ее к
какому-то одному типу культуры,
она занимает промежуточное положение
между Востоком и Западом и
в какой-то мере отражает синтез
этих двух противоположных систем
ценностей. У нас на первые позиции
выходят ценности благосостояния, свободы
и семьи, но последняя неукоснительно
претерпевает изменения и теряет свою
роль, что грозит её полной утратой.
В сложившейся ситуации,
на мой взгляд, России и западу
надо внимательно изучить систему
ценностей востока, особенно его
развитых стран, и перенять
их с учётом своих национальных
особенностей.
Существует обширная литература,
посвященная описанию этнокультурных
стереотипов русского народа. Эти
описания весьма разнородны, и их невозможно
свести в цельную и непротиворечивую
картину «русской души». Единый национальный
характер, который был бы присущ
русским людям «вообще», из них
не складывается. Однако на основе исследования
русской культуры в ее историческом
развитии можно выделить некоторые
характерные для нее традиционные
установки - общие представления, ценности,
идеалы, нормы мышления и поведения,
которые запечатлеваются и хранятся
в национальной культуре, получают
одобрение в обществе и влияют
на образ жизни его членов. К
важнейшим из них относятся:
коллективизм;
бескорыстие, духовность,
непрактичность;
экстремизм, гиперболизм;
фетишизация государственной
власти, убеждение в зависимости
всей жизни граждан от нее;
русский патриотизм.
Остановимся на этих
установках подробнее.
Коллективизм вырабатывался
как культурная норма, требующая
подчинения мыслей, воли и действий
индивида требованиям социальной среды.
Эта норма складывалась в условиях
общинной жизни и патриархального
быта русского крестьянства. Она, с
одной стороны, способствовала организации
крестьянского труда и всего
уклада деревенской жизни (решение
вопросов «всем миром»), а с другой
- получала одобрение со стороны
власть имущих, поскольку облегчала
управление людьми. Многие народные пословицы
отразили коллективистскую ориентацию
поведения русского человека: «Один
ум хорошо, а два лучше», «Один
в поле не воин» и др. Индивидуализм,
противопоставление себя коллективу,
даже просто нежелание поддержать общение
воспринимаются как неуважение и
высокомерие.
Россия не пережила
Ренессанс, и идея уникальности,
самоценности человеческой личности,
которую внес он в западноевропейскую
культуру, не привлекала к себе
особого внимания в русской
культуре. Гораздо более частым мотивом
было стремление «быть как все», «не выделяться».
Растворение личности в массе порождало
пассивность, безответственность за свое
поведение и за личный выбор. Лишь к концу
ХХ века мысль о том, что индивидуализм
имеет не меньшую социальную ценность,
чем коллективизм, постепенно проникает
в наше в общество. Но и сейчас оно с трудом
осваивает такие понятия, как права человека
и свобода личности.
Бескорыстие, возвышение духовности,
осуждение склонности к приобретательству,
накопительству всегда встречало признание
в русской культуре (хотя далеко
не всегда служило фактически нормой
жизни). Альтруистическая жертвенность,
аскетизм, «горение духа» отличают
исторических и литературных героев,
ставших образцами для целых
поколений. Безусловно, высокая духовность
русской культуры связана с православно-христианским
культивированием святости и несет
в себе религиозное начало.
Первенство духа над
презренной плотью и обыденностью,
однако, оборачивается в русской
культуре презрительным отношением
к житейскому расчету, «мещанской
сытости». Конечно, русским людям
вообще не чужд практицизм
и стремление к материальным
благам; «деловые люди» в России,
как и всюду, ставят во главу
угла деньги. Однако в традициях
русской культуры «мелочным расчетам»
противопоставляются «широкие движения
души». Поощряется скорее не
расчетливая предусмотрительность,
а действие «на авось». Стремление
к высотам духовного совершенства выливается
в нереальные благие мечтания, за которыми
стоит «милая сердцу» практическая беспомощность,
бездеятельность и попросту лень. У русского
человека вызывают сочувствие бесшабашные
удальцы, пропойцы, готовые жить впроголодь,
только бы не брать на себя тягот систематического
труда. Обсуждение знаменитого вопроса:
«А ты меня уважаешь?» строится на предпосылке,
что уважение завоевывается исключительно
выдающимися душевными качествами, которые
не обязательно должны проявляться в выдающихся
делах.
Обширность просторов
России и многочисленность ее
населения на протяжении многих
столетий постоянно сказывались
на русской культуре, придавая
ей склонность к экстремизму,
гиперболизму. Любой замысел, любое
дело на фоне громадных российских
масштабов становились заметными
и накладывали свой отпечаток
на культуру только тогда, когда
приобретали огромный размах. Людские
ресурсы, природные богатства,
разнообразие географических условий,
величина расстояний позволяли
осуществлять в России то, что
было невозможно в других государствах.
Соответственно и проекты привлекали
внимание, когда отличались грандиозностью.
Гиперболичны были вера и преданность
крестьян царю-батюшке; национальные амбиции
и неприязнь ко всему иностранному у московского
боярства и духовенства; деяния Петра
I, задумавшего построить за несколько
лет столичный город на болоте и превратить
огромную отсталую страну в передовую
и могучую державу; достигшая глубочайшего
психологизма у Толстого и Достоевского
русская литература; фанатичное принятие
и проведение в жизнь идей марксизма; неподдельный
народный энтузиазм и неправдоподобно
наивная шпиономания времен сталинизма;
«громадье» планов, «поворотов рек», «великих
строек коммунизма» и т. п. Эта же страсть
к гиперболизму и экстремизму проявляется
и ныне - в выпячивании своего богатства
«новыми русскими»; в беспредельном разгуле
бандитизма и коррупции; в наглости создателей
финансовых «пирамид» и невероятной доверчивости
их жертв; в удивительных для страны, прошедшей
через ГУЛАГ и войну с фашизмом, буйных
вспышках фашистско-националистических
настроений и ностальгической любви к
«порядку, который был при Сталине»; и
т. д. Наклонность к гиперболизации всего,
что делается, воспринимается русским
человеком как культурная норма.
Поскольку самодержавная
государственная власть на протяжении
всей истории России была главным
фактором, обеспечивающим сохранение
единства и целостности огромной
страны, постольку неудивительно,
что в русской культуре эта
власть фетишизировалась, наделялась
особой, чудодейственной силой. Сложился
культ государства, оно стало
одной из главных святынь народа.
Государственная власть представлялась
единственной надежной защитой
от врагов, оплотом порядка и
безопасности в обществе. Отношения
власти и населения по традиции
понимались как патриархально-семейные:
«царь-батюшка» - глава «русского
рода», облеченный неограниченной
властью казнить и миловать
своих «людишек», а они - «дети государевы»
- обязаны исполнять его повеления, потому
что иначе род придет в упадок. Вера в то,
что царь хоть и грозен, но справедлив,
прочно въелась в народное сознание. А
все, что противоречило этой вере, толковалось
как результат зловредного вмешательства
посредников - царских слуг, бояр, чиновников,
обманывающих государя и искажающих его
волю. Века крепостной зависимости приучили
крестьян к тому, что их жизнь подчиняется
не закону, а произвольным решениям властей
и надо «идти на поклон» к ним, чтобы «найти
правду».
Октябрьская революция
сменила тип власти, но не фетишистский
культ, которым она была окружена.
Более того, партийная пропаганда
взяла этот культ на вооружение
и придала ему новую силу. Сталин
изображался «отцом» народа, «корифеем
науки», наделенным необычайной
мудростью и прозорливостью. Развенчание
его после смерти не изменило
общего тона восхваления мудрости
«коллективного руководства» и
его «единственно верного ленинского
курса». Дети на праздниках благодарили
Центральный Комитет КПСС «за
наше счастливое детство». Вожди
прославлялись подобно святым, а
их изображения выполняли роль своего
рода икон. Разумеется, многие скептически
воспринимали весь этот парад. Но и недовольство
властью молчаливо предполагало ее полную
ответственность за беды общества. Протесты
против самовластия и произвола чиновников
тоже исходили из веры в их всемогущество.
Фетишизация государственной
власти остается установкой общественного
сознания и в нынешней России.
Представление, что правительство
настолько всесильно, что от
него зависят и счастье, и
несчастье населения, по-прежнему
царит в народных массах. Правительство
у нас в ответе за все: его ругают за несоблюдение
законов, невыплату зарплаты, дороговизну,
разгул бандитизма, грязь на улицах, распад
семей, распространение пьянства и наркомании.
И не исключено, что за рост экономики
и благосостояния (а рано или поздно он
начнется!) тоже станут благодарить власти.
Выработанная историей культурная традиция
не сдает свои позиции в одночасье.
С культом власти
и государства исторически связан
и особый характер русского
патриотизма. Сложившаяся в культуре
установка органически соединяет
любовь к родине - родной земле,
природному ландшафту, с любовью
к отечеству - государству. Русский
солдат воевал «за веру, царя
и отечество»: само собою разумелось,
что это вещи неразрывно связанные.
Но дело не только в этом.
Вековое религиозное
противостояние России языческому
Востоку и католическому Западу
сделало свое дело. Окруженный со
всех сторон «иноверцами», русский народ
(в отличие от западноевропейских, не испытавших
этого) выработал ощущение своей единственности,
уникальности, исключительной несхожести
с другими народами. Мессианские идеи,
наложившиеся на это ощущение, оформили
русский патриотизм как культурный феномен,
который предполагает особую историческую
судьбу России, особые отношения ее со
всем человечеством и обязанности перед
ним. Таким образом, патриотизм наряду
со своим «внутренним» содержанием приобретает
еще и «внешний», международный аспект.
На этой культурной почве произошло быстрое
распространение марксистских представлений
о великой исторической миссии России,
которой суждено возглавить движение
всего человечества к коммунизму. «Советский
патриотизм» явился прямым наследником
русского патриотизма. «Братская помощь»
Советского Союза другим странам, идущим
за ним, представлялась нелегким, но почетным
бременем - выполнением обязательств,
выпавших на долю нашей страны вследствие
ее исключительной роли в истории человечества.
Крушение социализма
стало тяжким испытанием для
русской культуры. И не только
потому, что катастрофически упала
финансово-материальная поддержка
учреждений культуры, образования,
науки со стороны государства.
Переход к рыночной экономике
требует существенных изменений
в самой системе культурных
норм, ценностей и идеалов.
Современная русская культура
находится на перепутье. В ней
идет ломка стереотипов, которые
сложились в досоветские и
советские времена. По-видимому, нет
оснований полагать, что эта ломка
затронет коренные ценности и идеалы,
составляющие специфическое ядро культуры.
Однако призывы к «возрождению»
русской культуры в том виде, в
каком она существовала в прошлом,
утопичны. Идет переоценка ценностей,
расшатываются вековые традиции,
и трудно сейчас сказать, что из них
устоит и что падет жертвой
на алтарь нового расцвета русской
культуры. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ
ЦЕННОСТЕЙ ЗАПАДА, ВОСТОКА И РОССИИ
Разделение культур на западные
и восточные подразумевает не только их
географическое расположение, но и различную
ментальность населяющих эти территории
народов, то есть различие в характеристике
способов и методов познания мира, научных,
религиозных, художественных, эстетических
и духовных ценностей, основных мировоззрений,
общественно-экономических и политических
структур.
Под понятием «Запада» в
современной культурологии подразумевается
культура Америки и Европы, под «Востоком»,
соответственно культуры стран Центральной,
Юго-Восточной Азии, северной Африки, стран
Ближнего Востока. В средние века это разделение
немного отличалось в зависимости от того,
рассматривался этот вопрос с евроцентристской
или общемировой точки зрения. Для евроцентристской
оценки Восток подразумевал культуры
Византии, Египта, Сирии и Палестины, под
Западом подразумевались культуры развитых
государств Европы – Франции, Италии,
Германии, Англии, Испании. Для мировой
культуры Восток – это в первую очередь,
Япония, Китай, Индия, Персия. К западным
относят европейскую культуру и преемственную
ей византийскую.
Культуры Запада и
Востока во многом различны
и даже противоположны, и можно
выделить присущие им черты.
Западная культура
представляет собой культуру, ориентированную
на динамический образ жизни,
ценности технологического развития,
совершенствование общества и
культуры, бурное развитие всех
сфер человеческой деятельности.
Приоритет инициативы, идея значимости
личности, творческое ее развитие
лежат в основе западного общества.
Социальная динамика западной
культуры волнообразна и неравномерна.
Продвижение от старого к новому
протекает как ломка устаревших
систем ценностей, политических
и общественно-экономических структур.
Запад, являясь носителем творческого
начала, постоянного поиска, бунта
и перемен и, в то же время,
проявляя стремление к постоянному,
всестороннему познанию окружающего
мира и Вселенной чаще занимает
сторону земного материалистического
бытия, тем самым, разрушая
гармонию, постоянство и органичность
собственной духовной и материальной
жизни, ее устоев, канонов и
устоявшихся норм.
Нельзя не отметить
важную черту западного менталитета
– его склонность к научным
методам познания и исследования
окружающего мира. Наука запада
направлена на создание сложных
сетей методологических исследований
и экспертиз, окутывая которыми
объект своего изучения она
понимает его и его природу.
Д. Судзуки пишет: «Какими бы
мелкими не были ячейки сети, пока
есть сеть, имеется и то, что сквозь нее
ускользает, а именно то, что не может быть
каким-либо образом измерено. Числа уходят
в бесконечность, и однажды науки признаются
в собственной неспособности заманить
реальность в свою сеть». Получается что
сама жизнь – та самая тайна, для познания
которой существуют и развиваются науки
и технологии.