Сущность и структура философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Философия как особый, относительно самостоятельный вид знания, сформировалась в УП - У1 вв. до н.э. в Индии, Китае и Древней Греции. Термин «философия» впервые встречается у Пифагора, древнегреческого философа (У1 в. до н.э.) и понимается как «любовь к размышлению», «любовь к мудрости».
Возникнув из стремления осмыслить мир в его целостности, выделить его наиболее общие свойства и связи, философия сохраняет эту особенность на протяжении всего своего развития. «Мудрость» же философии состоит в ее особом отношении к миру и человеку, предполагающем «погруженность» в бытие, стремлении жить по тем принципам, которые философ считает истинными, а не по традиционным правилам и установлениям, сложившимся в быту.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и структура философского знания.doc

— 736.00 Кб (Скачать файл)

Диалектика исходила из утверждения о всеобщей связи всех явлений и процессов мира, как материальных, так и духовных. Гегелевская система была попыткой ее глобального описания.

Важнейшим принципом диалектики Г. Гегеля был принцип противоречия. Из курса логики мы знаем, что противоречием называется ситуация, когда об одном и том же явлении высказывают взаимоисключающие суждения. Гегель понимает противоречие не логически, то есть не как утверждение взаимоисключающих суждений об объекте, а диалектически, как характеристику бытия вещей и идей. Каждое явление, по его мнению, есть единство внутренне присущих ему противоположных тенденций, между которыми существует извечный конфликт. Следовательно, явление — динамическое единство противоположностей, которые, с одной стороны, составляются сущность явления, с другой - их столкновение является источником его развития.

В основе описания движения мирового разума лежит принцип триады. Его иногда называют законом отрицания отрицания. Каждый этап в движении мирового разума отрицает предыдущий, и снимается последующим. Реализуется цикл: тезис — антитезис — синтез. Эта формула будет повторяться

при описании любого процесса развития, который приобретает форму спирали, где каждый виток повторяет предыдущий этап, но на более высоком уровне.

Учение о диалектическом методе Г. Гегеля оказало большое влияние на развитие философии, в частности, К. Маркс методологически построил свое учение на использовании этого метода.

Работая в Берлинском университете Г. Гегель несколько раз прочел цикл лекций о мировой истории, после смерти философа вышла в свет книга «Философия истории». Поскольку ключевым свойством мирового разума является творчество нового, невозможное без свободы, то история человечества, воплощая движение мирового разума есть не что иное, как прогресс в познании свободы. Следовательно, мировая история наделяется целью — свободой и понимается как процесс прогрессивного движения человечества к данной цели.

Один из ключевых вопросов философии истории - вопрос о существовании законов истории. Гегель полагает, что в историческом хаосе судеб, поступков и событий прослеживается историческая закономерность, случайное превращается в необходимое, в чем философ видел «хитрость мирового разума». Он пишет о трагическом положении человека в историческом процессе. Ведь исторический закон (мировой разум) ради своих целей жертвует жизнями людей. Однако история — результат активной деятельности людей, человек не марионетка, он страстный участник мирового процесса.

Результат истории -создание государства, которое есть не что иное как воплощение мирового разума, а конкретной целью мирового процесса оказывается создание идеального государства, прообраз которого философ видел в современной ему Пруссии. Здесь мы вправе сказать об исторической и социальной ограниченности идей философа, взявшего за образец не самый совершенный пример государственного устройства.

В то же время, философ высказывает знаменитую фразу: «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно». Эта фраза понимается двояко. С одной стороны, философ полагает, что все что существует существует в соответствии с законами, подобное утверждение свидетельство консерватизма мыслителя, оправдывающего существующие порядки. С другой стороны, все разумное, закономерное рано или поздно будет существовать, эта часть фразы часто истолковывалась революционно, как утверждение неизбежности перемен.

Г. Гегель полагал, что его система абсолютного идеализма тесно связана с религией, он писал: «философия не может существовать без религии, а содержит ее внутри себя». Он утверждал, что мировой разум это и есть Бог, поэтому его система в последнем видела смысл и цель своего движения.

После смерти философа влияние его идей в Германии было огромным, однако не всеобъемлющем. Раздавались и критические голоса, в частности таких выдающихся мыслителей как Ф.Шеллинг, А. Гумбольдт. Даже в стане самих гегельянцев нарастало понимание недостатков системы Г. Гегеля. В 30-е годы Х1Х в. в Германии появляется движение младогегельянцев, основанное

Бруно Бауэром, участники которого стремились использовать философию и метод Гегеля для анализа действительности. Именно это течение дало наиболее последовательных критиков гегельянства, Л. Фейербаха и К. Маркса.

Л. Фейербах (1804-1872) немецкий философ, окончил богословский институт в Гейдельберге, слушал лекции Г. Гегеля в Берлинском университет, в начале своего творческого пути находился под его сильным влиянием. Два года преподавал в Эрлангенском университете откуда был исключен за радикализм своих взглядов. Он удаляется в деревню, где много работает и публикует ряд работ, сделавших его знаменитым, в том числе «Сущность христианство», «Основные положения философии будущего».

Ключевой темой его философии стала критика абсолютного идеализма Г. Гегеля, в ходе которой он разрабатывает материалистическое учение о природе. Философ полагает, что мир материален, находиться в процессе движения, обладает свойствами пространства и времени, сознание рассматривается мыслителем как свойство высокоорганизованной материи.

Утверждая, что Г. Гегель рационализировал религию, Л. Фейербах подвергает критическому анализу религию вообще и христианство, в частности. Он ищет корни религии в сущности человека, чувствующего и телелсного существа. Чувство зависимости от природы, рождающее страх и надежду ведет человека к вере в сверхъестественное. Бог — создан человеком, его свойства воплощают наиболее важные и мощные качества человека, которые он хотел бы видеть у самого себя. Философ пишет, что боги «возникли из тьмы человеческих вожделений, из хаоса человеческих потребностей.» Мыслитель видит психологические корни религии в стремлении человека к счастью, которое он реализует в религиозных фантазиях. Однако, Фейербах, критикуя христианство, не отбрасывает религию вообще, он полагает, что в будущем должна существовать религия без Бога, религия, чья главная идея — любовь человека к человеку.

Он выделяет и гносеологические корни религии, которые видит в операции отчуждения, к которой прибегает человек. Мышление человека создает общие абстрактные понятия о свойствах предметов, часто превращая их в отдельные сущности. Однако реально существуют телесные вещи, а не отдельные свойства. Если же мыслитель наделяет эти выделенные им общие абстрактные свойства качеством существования, то рождается идеальный объект, в данном случае Бог. Философ пишет: «Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо».

Человек в философии Л. Фейербаха занимает центральное место, философия понимается им как антропология, учение о человеке. Однако, если мыслители нового времени видели сущность человека в его познавательной деятельности, то для немецкого мыслителя — человек существо телесное, чувствующее и практическое. Человек — не абстрактная сущность, а конкретное страдающее, чувствующее существо, стремящееся к счастью и существующее вместе с другими людьми. Поэтому отношение «Я» и «Ты», то есть социально-нравственные отношения для мыслителя оказываются ключевыми в природе человека.

Антропологический материализм Л. Фейербаха оказал большое влияние на его современников. Так К.Маркс и Ф. Энгельс перешли на позиции материализма и атеизма в значительной степени под влиянием идей немецкого мыслителя. В России идеи Л. Фейербаха развивались Н.Г. Чернышевским и его последователями.

К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) также относятся к плеяде «великих немцев». В истории человечества было немного учений, которые вызывали бы такой спектр мнений – от прямого отрицания до обожествления, как марксизм. Так же противоречиво и влияние этого учения на судьбы человечества.

Взгляды философов сформировались не сразу. Маркс получил блестящее

философское и юридическое образование, стал доктором философии. Ф. Энгельс не окончил даже гимназии, по заданию отца он занимался коммерцией. Познакомившись в 1842 г. в редакции «Рейнской газеты», где Маркс был редактором, они примкнули к младогегельянцам – леворадикальному крылу сторонников философии Г. Гегеля, стремящихся применить диалектический метод Гегеля к анализу ключевых социальных проблем современности. Благодаря влиянию книги Л. Фейербаха «Сущность христианства» они становятся материалистами. В 40 — е годы Х1Х в. К.Маркс и Ф. Энгельс активно участвуют в революционном движении Германии и Франции, стремятся теоретически осмыслить происходившие в мире процессы. Поиск революционной силы, способной изменить мир, приводит их к выводу, что на это способен только рабочий класс, возглавляемый коммунистической партией. В 1848 году выходит «Манифест коммунистической партии» - главное произведение марксизма, где обосновывается необходимость и намечаются контуры теории и практики перехода от капитализма к коммунизму.

Традиционно считается, что марксизм является идеологией рабочего и коммунистического движения и включает три составные части: политическую экономию, марксистскую философию и научный социализм. Однако, в конкретных работах основоположников марксизма философские, экономические, политические, социальные и другие аспекты марксизма трудно отделить один от другого. Например, «Капитал» К. Маркса - не только политэкономическое, но и философское произведение. Эта работа опирается на серьёзный философский, методологический фундамент, разработанный Марксом и имеющий огромное значение по настоящее время.

Как любое течение мысли, марксистская философия имеет социальные и естественно-научные предпосылки. Первые связаны с окончательным становлением буржуазного строя во многих европейских странах и США, с первым экономическим кризисом, обострением классовой борьбы и выходом на арену, как самостоятельной силы, пролетариата. Для осознания своего места в обществе, в истории ему нужна была теория, которую и разрабатывали К. Маркс и Ф. Энгельс.

В то же время происходят серьёзные открытия в естествознании. В биологии возникает учение о клетке как основы жизни. Физики открывают закон сохранения и превращения энергии. Ч. Дарвин создает учение об эволюции, рассматривая человека как результат эволюционного развития живого на Земле. Из этих открытий следовало, по меньшей мере, два философских вывода, которые и легли в основание марксистской философии.

1. Мир един, и единство его  – в материальности.

2. Все формы движущейся материи  взаимосвязаны и переходят друг  в друга. Тем самым, мир понимался  не только материалистически, но  и диалектически, как процесс становления и развития.

Таким образом, наследуя диалектический метод Гегеля, Маркс, по его выражению, поставил этот метод «с головы на ноги».Диалектика понятий лишь отражает материальные процессы. Материализм был восстановлен в своих правах, приобретя при этом диалектику как учение о развитии.

Серьёзным достижением марксистской философии является материалистическое понимание истории. В узком смысле имеется ввиду, что, в конечном счёте, в основе функционирования и развития общества лежит материальное производство. Как сказал на похоронах Маркса его друг Энгельс, Маркс открыл простой, но скрытый под идеологическими наслоениями, факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище, одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д. Всё это создаётся в процессе труда (материального производства).

В широком смысле – общество функционирует и развивается как естественно-исторический процесс. В истории действуют законы, независимые от воли отдельных людей, которые могут стать объектом научного исследования. Каждый человек действует, исходя из своих потребностей, преследуя свои цели. Но он действует не один, и в результате коллективных, массовых действий возникает нечто иное, чего не мог ожидать каждый из субъектов действия. Возникает, как говорят в механике, результирующая составляющая. Это и есть исторический закон.

К.Маркс рассматривает общество как систему общественных отношений. Он выделяет два типа отношений: материальные, независимые от воли людей в них вступающих, это экономические, производственные отношения и идеологические отношения, в которые люди вступают сознательно, это политические и разнообразные духовные отношения. Материальные отношения образуют базис общества, идеологические — его надстройку. Так Маркс создает учение о структуре обществе, при этом утверждая, что экономические отношения определяют идеологические.

Общество развивается и на каждом этапе своего развития характеризуется особенностями базиса и надстройки, их единство образует общественно-экономическую формацию, то есть общество на конкретно-исторической стадии его существования. Общественная структура — противоречива, в частности, Маркс выделяет противоречия внутри базиса, между базисом и надстройкой. Поскольку носителями общественных отношений являются классы, поэтому противоречия в структуре обществе выражается в классовой борьбе, высшая форма которой революция — является по образному выражению мыслителя «локомотивом истории». История общества осуществлялась через смену формаций: первобытно общинная формация сменялась рабовладельческой, после которой наступала эпоха феодализма, вслед за которой наступало время капитализма.

Исходя из диалектических представлений о противоречиях как движущей силы развития всех процессов бытия (в том числе и общества) и из того, что в мире нет ничего окончательного, абсолютного и совершенного, Маркс и Энгельс сделали вывод о том, что буржуазный строй не является венцом истории, неизбежен его крах и переход к коммунистической формации. В этом теоретическом выводе таилась опасность попыток насильственного, волюнтаристского ускорения этого перехода. В 1917 году это было осуществлено в России.

В теории познания Маркс преодолел созерцательность предшествующих форм материализма, показав ведущую роль практики в познавательной деятельности человека.

В отличие от многих предшественников, выступающих с претензией на объективный, внеидеологический характер своих философских взглядов, Маркс прямо указывает на партийность, классовость своей философии: «Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, пролетариат находит в философии своё духовное оружие»6 Маркс безуспешно пытался примирить в себе учёного и революционера. В этой борьбе первый уступил второму.

6 . Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.1, С.428

При анализе вышеперечисленных характерных моментов марксистской философии нередко возникает вопрос: а не утопичны ли взгляды на общество и выводы из них, у Маркса, Энгельса и их последователей? Стоит напомнить, что утопия - это не просто заблуждение или фантастическая выдумка. Это – важнейший элемент критики (конечно, позитивной и конструктивной) существующего порядка вещей. А у Маркса её не занимать. Достаточно прочитать названия нескольких работ: «Нищета философии» (в ответ на «Философию нищеты» Прудона), «Святое семейство, или критика критической критики», «Критика политической экономии» и т.п. Недаром в одном из ответов на шутливую анкету дочери Маркс сказал, что его девиз - «Подвергать всё сомнению».

Информация о работе Сущность и структура философского знания