Сущность и структура философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Философия как особый, относительно самостоятельный вид знания, сформировалась в УП - У1 вв. до н.э. в Индии, Китае и Древней Греции. Термин «философия» впервые встречается у Пифагора, древнегреческого философа (У1 в. до н.э.) и понимается как «любовь к размышлению», «любовь к мудрости».
Возникнув из стремления осмыслить мир в его целостности, выделить его наиболее общие свойства и связи, философия сохраняет эту особенность на протяжении всего своего развития. «Мудрость» же философии состоит в ее особом отношении к миру и человеку, предполагающем «погруженность» в бытие, стремлении жить по тем принципам, которые философ считает истинными, а не по традиционным правилам и установлениям, сложившимся в быту.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и структура философского знания.doc

— 736.00 Кб (Скачать файл)

Наконец, в 20 в. особую значимость приобретает бытие человека, рассмотрение которого определяет ряд важных проблем, в том числе творческой природы человека, его свободы, соотношения социального и биологического.

 

 

 Учение о материи. Движение, пространство, время как свойства материи.

 

Материя и движение

Понятие «материя» ввел в философию Аристотель, который понимал ее с одной стороны, как материал (субстрат), из которого состоят вещи. С другой стороны, он использовал термин «первоматерия», обозначавший исходное условие существования мира, нечто неопределенное, не обладающее какими-либо конкретными чертами, являющееся чистой возможностью. Материя, по его мнению, существовала всегда в единстве с формой, представлявшей способ ее организации. Форма являлась активным началом мира, превращая пассивную возможность вещи в ее реальное существование.

Средние века и Возрождение во многом сохранили трактовку Аристотеля. Материя понималась как телесное начало мира, пассивное, нуждающееся для своего реального существования в активной форме, которую мыслители этих эпох отождествляли с душой. Отсюда вещи понимались ими как единство тела (материала) и души ( активность). Мир в представлении мыслителей тех эпох представлял собой одушевленное тело, созданное и контролируемое духовным началом (Богом).

В 17 веке благодаря развитию естествознания в работах Г. Галилея, И. Ньютона, Х. Гюйгенса, Р. Декарта формируется новое представление о материи в науке. Во-первых, сохраняется аристотелевское понимание материи как субстрата (материала) из которого состоят все тела во Вселенной. Во-вторых, благодаря работам Р. Декарта материя начинает пониматься не как пассивная, чистая возможность, а как реальная система движущихся тел. Материя отождествляется с природой в целом, движение (энергия) рассматривается как важнейшее свойство природы (материи). В-третьих, вновь обретает значение старая проблема, известная еще во времена античности, проблема непрерывности и дискретности материи: является ли она непрерывной субстанцией, и тогда

отождествляется с пространством, как полагал Р. Декарт, или материя дискретна, имеет предел делимости, который Демокрит назвал атомом, а И. Ньютон корпускулой. Постепенно возобладала точка зрения атомизма, тем более, что в начале 19 века английский химик Д. Дальтон доказал существование атома. Так первоначально философская идея атомарного строения мира приобрела статус научности.

Понятие материи получает философское толкование в рамках такого направления философии как материализм. Стихийные материалисты древности отождествляли материю со стихиями, называя в качестве первоначала мира либо, воду, либо воздух, либо огонь, либо землю, либо все четыре стихии одновременно. В работах французских материалистов 18 в. Гольбаха и Гельвеция материя понималась как единственная субстанция (первооснова) всех вещей и явлений в мире. Она являлась основой единства мира и наделялась качествами несотворимости, вечности, бесконечности, постоянства (менялись ее формы, но сама она оставалась неизменной). Материя охватывала собой все существующее и отождествлялась с природой и даже миром в целом. Такое понимание противопоставлялось идеалистическому толкованию вселенной, в которой субстанцией выступала какая-либо духовная сущность (Бог, Мировой разум и т.п.), а материя выступала как результат ее деятельности.

Диалектический материализм подчеркивал неразрывную связь материи и движения. Движение определяется как изменение вообще (определение данное еще Аристотелем) и существует в самых разных формах: как механическое перемещение, как физическое, химическое, биологическое и социальное движение. Учение о формах движения разработано Ф. Энгельсом. Современное естествознание и философия исходят из утверждения, что все природные и социальные объекты находятся в постоянном движении, поэтому оно выступает как всеобщая и абсолютная характеристика их бытия.

В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин дал феноменологическое определение материи, соотнося ее с сознанием. Утверждается, что материя - это объективная реальность, которая существует независимо от сознания человека и познается им. В этом определении подчеркнуто бедном по выделяемым свойствам, в качестве ключевых называются объективность (независимость от субъекта познания) и познаваемость. Поскольку в данном определении отсутствуют ссылки на физические свойства материи,

его можно рассматривать как сугубо философское. Справедливости ради стоит отметить, что похожее определение материи мы встречаем и в работах французского философа 18 в. Гельвеция.

В конце 19 — начале 20 веке в науке делаются открытия, которые существенно меняют наши представления о мире. Уже в середине 19 в. Д. Максвелл создает теорию электромагнетизма, открывает новый вид материи — электромагнитное поле. В 1897 английский физик Дж. Томсон открывает электрон, что свидетельство о существовании более мелких частиц, чем атомы. В начале 20 в. Резерфорд и Сорди создают первую теорию радиоактивного распада атома, показав, что он делим. Возникает атомная физика. Эти и другие открытия не могли быть объяснены с помощью классической науки, основанной на механике И. Ньютона. Первоначально попытки «спасти» старые представления о мире привели некоторых философов и ученых к «скандальным» заявлениям об исчезновении материи (Э. Мах). Однако постепенно утвердилось мнение, что исчезает не материя. Просто старые, механические представления о мире оказались не достаточным. Была осознана необходимость новой картины мира. Она будет создаваться постепенно на протяжении 20 века, в ее основу легли теория относительности А. Эйнштейна и квантовая механика, которые были созданы в первой четверти 20 века.

Философским следствие новых открытий был отказ от субстанционального понимания материи. Современной наукой не обнаружен предел делимости материи. Сейчас мы можем говорить, что не только атом, но и элементарные частицы имеют сложную структуру. На сегодняшний день известно свыше двухсот видов элементраных частиц.

Одна из теорий, существующая в физике исходит из утверждения о том элементарные частицы являются результатом взаимодействия, поэтому квантовые объекты — системы динамически протекающих процессов, а не вещи в с их пространственными и и временными границами, устойчивыми свойствами. Выражение «мир состоит из ...» утрачивает смысл, поскольку Универсум понимается как система взаимодействующих процессов, не имеющих окончательных субстратных основ.

Таким образом, понятие материи, которое сложилось в 17-19 вв. утрачивает две из трех своих составляющих, она не может более мыслиться ни как субстрат, ни как субстанция. Однако сохраняется

представление о материи как о бесконечном множестве разнообразных вещей, свойств и отношений, образующих природу. Отсюда в современные исследователи предпочитают писать не о материи, а о природе как объекте научного и философского исследования.

Пространство и время

Важнейшей проблемой в постижении природы является вопрос о пространстве и времени. При их исследовании в философии сложилось несколько подходов. Объективный подход к пространству и времени рассматривает их как свойства окружающего мира, независимые от человека. Сторонниками такого подхода были Платон и Аристотель, Гегель и Маркс. Субъективный подход к пространству и времени рассматривает их как свойства сознания, например в философии И. Канта. Думается, что Кант обнаруживший активную, творческую природу познавательной деятельности человека, слишком преувеличил эту сторону проблемы. Данные современного естествознания, прежде всего общей и специальных теорий относительности позволяют нам утверждать объективность пространственно-временных характеристик мира.

Существуют два других подхода к пониманию пространства и времени. Субстанциональная концепция пространства и времени рассматривает их как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Такой доход мы видим у Демокрита, который рассматривал пустоту как условие существования атомов и их движения и особенно у И. Ньютона, который ввел понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Реляционная концепция рассматривает пространство и время как систему отношений, образуемых взаимодействующими объектами. Этот подход основан на данных специальной и общей теории относительности Эйнштейна. В этих теориях утверждается, что пространственно-временные характеристики тел (их протяженность и длительность) зависят от скорости движения тел и от распределения гравитационных масс. Реляционный подход к пониманию пространства и времени преобладает в современной науке и философии.

Выделяют следующие всеобщие свойства пространства и времени, характеризующие любые объекты и процессы. Протяженность

представляет собой устойчивое сосуществование рядоположенных, взаимодействующих объектов и выражает взаимозависимость материальных процессов и структурность мира. Трехмерность пространства выражает возможность измерения в трех направлениях, оно основано на практическом оперировании материальными объектами. Время характеризуется такими всеобщими свойствами как длительность, которая выражает последовательность сменяющих друг друга состояний объектов. Однонаправленность времени - это свойство процессов иметь только одно направление изменений от прошлого к будущему. Важнейшим свойством пространства и времени является их взаимосвязь друг с другом, что является одним из следствий специальной теории относительности.

Помимо этих всеобщих свойств ученые и философы утверждают наличие специфических свойств пространства и времени, которые характеризуют бытие различного вида материальных объектов. Так, известно, что квантово-механические объекты обладают существенно иными пространственно временными свойствами нежели объекты макромира. Особые пространственно временные свойства характеризуют бытие биологических объектов и общественное бытие.

 

Особенности современной научной картины мира

В качестве одной из форм бытия, природа изучается естественными науками. Однако, как показали многочисленные исследования философов 19 -20 вв. в основе естествознания лежат определенные общие представления о мире, его законах, целях и задачах научного познания. Они образуют философский фундамент естествознания и являются предметом изучения философии науки. Изменения в научном знании сопровождаются, а иногда вызываются изменениями в философских основах науки. Можно говорить по крайней мере о двух этапах существования современного естествознания.

Появление классической науки в 16 -17 вв. связано с формированием новых представлений о природе, путях ее познания, с новым отношением человека к миру. Природа рассматривается как объект, подчиняющийся собственным законам. Она противостоит субъекту (познающему человеку), который стремится к ее познанию, использованию в своих целях. Постепенно создается система научных методов, в частности, широко используется эксперимент, все шире и эффективнее применяется математика для описания и объяснения опытных данных.

В 17 -18 вв. «лидером» естествознания являлась механика, поэтому широко применялись механические модели не только для познания физических процессов, но и в области биологии, физиологии и других наук, выходящих далеко за пределы возможностей механического описания. В основе механических моделей часто лежало представление о единой первооснове всего сущего -

субстанции, которую отождествляли с материей, точнее с одним из ее видов - атомами. Природа мыслилась как система различных объектов, состоящих из атомов, подчиняющихся законам движения механики. Для такого понимания природы была характерна позиция механического детерминизма. То есть каждое состояние системы рассматривалось как следствие предыдущего, наступающее по однозначным, постоянным, безальтернативным законам. Следовательно, каждое состояние природной системы оказывалось, в принципе, предсказуемым и управляемым, в природе не оставалось места для случайности.

Классической естественно - научной картине мира соответствовал определенный тип отношения человека к природе. С одной стороны, утверждалась объективность и познаваемость природы, возможность ее использования, преобразования в интересах человека. Однако, в своих крайних проявлениях такой подход вел к технократическому отношению к природе. С другой стороны, миру природы противостоял мир человека, его культуры и сознания, важнейшими качествами которого была свобода и творчество.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. формируется неклассическая картина мира, повлекшая за собой изменение в общефилософских принципах, лежащих в ее основе. Ряд открытий в физике ( открытие электрона, радиоактивного распада, электромагнитной природы массы электрона и др.) заставил ученых и философов отказаться от субстанциональной концепции материи.

Современная наука рассматривает природу не как механическую а как динамическую систему. Отказ от субстанционализма ведет к утверждению неисчерпаемости природы. Она мыслится как вечная во времени и бесконечная в пространстве, как вечно изменяющаяся, порождающая новые объекты, свойства и отношения. Поэтому наши современные представления о природе не могут дать, в принципе, исчерпывающей картины природы.

Механическая картина мира утверждала, что свойства всех вещей, в конечном счете, могут быть объяснены исходя из свойств конечных элементов, из которых состоят вещи. Сейчас наука отказалась от подобного редукционизма и элементаризма. В настоящее время возобладал системный подход к Универсуму, который рассматривает его как систему взаимодействующих явлений, каждое из которых обладает свойствами, которые не сводимы к частям (элементам) из которых они состоят, то есть некоторые

природные системы обладают свойством целостности, особенно это относится в живым системам.

Если мы рассматриваем природные объекты как системы, тогда мир представляет собой систему систем, и, следовательно, изучая его мы можем исходить из предположения, что эти системы взаимодействуют, порождая новые системы, с новыми свойствами, следовательно, в природе возможны процессы развития.

Изменения произошедшие в научном понимании природы связаны не только с появлением новых физических теорий, не меньшее значение имеет развитие комплекса наук о жизни. Прежде всего следует указать на роль теории эволюции Ч. Дарвина, которая утвердила мысль о том, что в мире происходят процессы ведущие не только к его сохранению и воспроизводству, но и нарастанию порядка и сложности. В 20 веке появился целый ряд научных теорий в физике, химии, астрономии, космологии, социологии, языкознании, рассматривающие свои объекты с точи зрения их возникновения и развития. Во второй половине 20 века появился ряд математических теорий, которые предложили математические модели для описания этих процессов в том числе процессов самоорганизации природных процессов. В частности появилась теория диссипативных (неравновесных) систем Ильи Пригожина, теория синергетики Хакена, теория катастроф. Говорить о создании единой математической модели эволюционных процессов пока еще невозможно, однако исследователи подчеркивают, что для современного понимания природы характерен глобальный эволюционизм, то есть понимание всех природных явлений и процессов как возникших под действием определенных факторов и находящихся в состоянии изменений.

Информация о работе Сущность и структура философского знания