Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:55, курсовая работа
Философия как особый, относительно самостоятельный вид знания, сформировалась в УП - У1 вв. до н.э. в Индии, Китае и Древней Греции. Термин «философия» впервые встречается у Пифагора, древнегреческого философа (У1 в. до н.э.) и понимается как «любовь к размышлению», «любовь к мудрости».
Возникнув из стремления осмыслить мир в его целостности, выделить его наиболее общие свойства и связи, философия сохраняет эту особенность на протяжении всего своего развития. «Мудрость» же философии состоит в ее особом отношении к миру и человеку, предполагающем «погруженность» в бытие, стремлении жить по тем принципам, которые философ считает истинными, а не по традиционным правилам и установлениям, сложившимся в быту.
Появление квантовой механики и математических теорий, моделирующих эволюцию, изменило наше представление о детерминизме. В рамках этих теорий мир может рассматриваться как беспорядочная среда, в которой формируется порядок. Эти теории подчеркивают вероятностный характер законов природы, показывают как из хаоса может рождаться порядок, исследуют роль малых возмущений, флуктуаций в порождении сложных структур, выдвигают гипотезу об альтернативном пути эволюции сложных систем ( как природных, так и общественных).
Становление и развитие квантовой механики привело к общенаучной и философской постановке проблемы активной роли
наблюдателя в процессе научного исследования. Так, оказалось невозможным избежать его влияния ( через приборы) на квантово-механический объект. Тем самым был подвергнут сомнению важный принцип классической науки об объективности, полной независимости результатов научного исследования от субъекта. Таким образом, исследователь, по выражению Н. Бора, оказался «не только зрителем спектакля, но и действующим лицом драмы.»
Эти общие изменения в естественнонаучной картине мира свидетельствуют об изменении отношения человека к природе, миру в целом. Природа не может более рассматриваться человеком как нечто противостоящее ему, чем можно безнаказанно управлять и манипулировать. Если природным системам присуща нестабильность, то человек должен бережно и ответственно относиться к ней, признать принципиальную ограниченность своих попыток управлять ею. Человеческая деятельность становится частью природных процессов и может служить фактором вызывающим новые состояния природных систем. Таким образом, на смену дуалистическому взгляду классической науки, выделявшей мир природы, подчиненный строгим законам и мир человека, как свободного существа, - приходит представление о едином развивающемся универсуме, где человек являясь часть природного мира, способен коренным образом преобразовать себя и мир.
Проблема сознания в философии, основные свойства сознания
Рассмотрение природы будет неполным, если мы не обратимся к такому феномену как сознание. Действительно, если бытие в космологическом аспекте — это природа, то как она соотносится с сознанием? Является ли сознание природным явлением, подчиненным ее законам, сверхприродным, то есть независимым от природных процессов, или сверхъестественным, то есть внеприродным образованием, полученным человеком от сверхъестественных, то есть божественных сил?
Обсуждение проблемы о сущности и природе сознания, его связи с природными и социальными процессами является давней традицией философии. Самый беглый взгляд на нее позволяет указать на изменение представлений о самом сознании, что нашло отражение в изменении понятий, обозначающих этот феномен. В античной философии термин «сознание» не встречался, вместо него
использовали понятие «душа», которое обозначало внутренний мир человека, обладающий свойствами разумности, эмоциональности и воли, являющийся источником активности человека. Платон понимал душу как единое, вечное, бестелесное начало (эйдос), для которого тело - место временного пребывания. Аристотель пытается дать эмпирическое описание различных душевных состояний и процессов. Он полагал, что душой обладает как растение, у которого она ответственна за питание, так и животное, у которого она ответственна за движение, душа же человека — это разум, ответственный за познание. Философ подчеркивал, что функции питания и движения свойственны и душе человека. По сути он первый пишет о связи животных и человека. Эта идея Аристотеля в каком-то отношении предугадывает современное научное представление о развитии сознания человека из психики животных.
Таким образом, если Платон кладет начало философского осмысления души (сознания) как особой, отличной от природной, формы бытия, то от Аристотеля берет начало традиция научного, эмпирического описания и исследования феноменов сознания. Не случайно книга Аристотеля «О душе» считается началом психологии как науки.
В 17 в. в философии начинает широко использоваться понятие «сознание», оно происходит от латинских слов cum и sciare, что означает совместное знание. Сознание понимается как знание. К этой точке зрения склонялось большинство философов нового времени, однако не все. В частности потому, что был осознан феномен неявного знания. Не все знание человек осознает, например, многие наши эмоции, ожидания, надежды как бы скрыты от нас, и в то же время определяют наше поведение. Не случайно в ХХ веке феномен бессознательного привлек пристальное внимание психологов и философов. Сейчас мы понимаем, что знание — лишь один из результатов сознательной деятельности человека, наряду с поступками человека и отношениями, в которые он вступает с другими людьми. Кроме того, помимо процессов, которые нами осознаются и контролируются существуют и бессознательные процессы и состояния, которые могут влиять на наше поведение.
В Х1Х веке возникает научная психология, которая наряду с термином сознание начинает использовать понятие «психики». Психика есть и у человека, и у животного. Следовательно, этот термин подчеркивает природный источник сознания человека.
В ХХ веке кроме психологии появился целый ряд наук, которые изучают сознание: нейрофизиология высшей нервной деятельности, когнитивная лингвистика, когнитивная антропология, исследования по искусственному интеллекту и т.п.. Давайте начнем знакомство с феноменом сознания с того, что кратко укажем на научные представления о нем.
В психологии сознание понимают как внутренний мир человека, проявляющийся в его поведении. Сознание выполняет функции познания, коммуникации, регуляции и самопознания. Оно имеет сложную структуру и может описываться как система взаимосвязанных процессов и состояний. В частности выделяют познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память), направляющие процессы (эмоция, воля, мотивация, внимание). Выражаясь в поведении человека сознание характеризуется своей динамикой (темперамент), устойчивыми формами поведения (характер). Поскольку сознание дано человеку как возможность, оно в процессе жизни человека предстает как формирующиеся и раскрывающиеся разнообразные способности.
Современная наука рассматривает сознание как феномен появляющийся у человека в процессе биологической эволюции. Отсюда предполагается, что между психикой животного и человека есть общие черты. Как любое животное человек должен есть, пить, двигаться, дышать, то есть удовлетворять свои биологические потребности. Правда, в отличие от животных мы делаем это на основе социально установленных правил и традиций. Кроме того, потребности человека не исчерпываются биологическими, ему присущи социальные и духовные потребности, например, стремление к красоте, познанию, самопознанию.
Как любое высшее млекопитающее человек общается с себе подобными. Однако животное делает это с помощью первой сигнальной системы, состоящей из сигналов, которые либо выражают эмоциональное состояние животного (страх, радость, удивление, гнев), либо обозначают стандартные ситуации (пища, опасность и т.п.). Человек же использует в качестве основы коммуникации язык, то есть вторичную сигнальную систему.
Язык — это система знаков, которые произвольны и не связаны непосредственно с обозначаемыми объектами (поэтому языков может быть множество). С помощью языка человек не только выражается свои эмоции, как и животное, но может описывать внешний мир,
причем его описания могут быть прямо не связаны с биологическими потребностями. Это делает язык надприродным образованием. Он возникает в процессе биологической эволюции, но использование языка позволяет человеку в определенном смысле управлять своей жизнью, быть выше природных потребностей, подавлять и управлять ими. Более того, слова (знаки) языка позволяют описывать не только отдельные предметы, но целые классы предметов, а также свойства и отношения между ними, что делает возможным познание общих свойств окружающего мира, а также установление общих правил и норм совместной жизни людей. Реализация коммуникациионной функции языка не сводится просто к передаче информации, общаясь люди следуют определенным правилам, грамматическим, логическим, социальным. Они создают особый духовный мир, состоящий из образов, идей, ценностей, который во многом определяет их поведение, мы называем этот мир — культурой.
Более того, знание выраженное в языке может быть передано следующим поколениям, поэтому язык -основа социальной памяти человека. Изобретение письменности усилило значение этой функции языка, поскольку записанное знание может жить своей жизнью, независимой от своего создателя, влияя на последующие поколения. Изобретение книгопечатания еще более расширило возможности социальной памяти, поскольку сделало доступным знание большему кругу людей чем раньше.
Психика реализуется в поведении. Поведение животного может быть основано на рефлексах, то есть представлять собой естественную реакцию на внешний раздражитель. Другой основой поведения животных могут быть инстинкты, то есть врожденные программы поведения жестко определяющие последовательность и содержание действий животных. Наконец, отдельных животных можно научить новым для них формам поведения, скажем, в процессе дрессировки. Поведение человека существенно отличается от поведения животного. У нас есть рефлексы, например, мы непроизвольно отдергиваем руку от огня, у нас формируется множество индивидуальных навыков. Но у человека нет инстинктов. Поведение человека определяется теми нормами и ценностями, которые мы находим в обществе. То есть мы не рождаемся с готовым набором поведенческих форм, мы им обучаемся на протяжении всей своей жизни.
Поведение человека не только социально по своей сути, но оно
изменчиво.. Мы знаем, что обычаи, традиции, практики и законы разных обществ могут существенно различаться. Более того, в одном и том же обществе со временем могут меняться существенные формы поведения. Достаточно посмотреть на семейные отношения в прошлом и сейчас, чтобы отметить из изменчивость. Отсутствие жестких программ поведения у человека, делает его способным на создание новых правил, практик, традиций, то есть человек существо способное на творчество.
Конечно, можно отметить, что поведение животных тоже изменчиво, как обнаружили этологи3 в последние годы. Однако изменения в животном мире происходят очень медленно и закрепляются с помощью генетических процессов. Между тем, изменения в поведении человека могут происходить на протяжении жизни одного поколения и передаются эти изменения с помощью культурных механизмов воспитания и обучения.
3 Этология — наука о поведении животных.
4 Уже Р. Декарт отмечал, что осознание
собственного Я — это
Итак, в отличие от животного поведение человека носит не только биологический, но и социально-культурный характер, оно может быть творческим, транслироваться с помощью культурных механизмом. Человек, следовательно включен не только в природные взаимосвязи, но создает свой особый социально-культурный мир.
Наконец, важнейшим отличием сознания человека от психики животного является наличие у человека самосознания, то есть способности осознания самого себя, состояний своего тела, психических процессов, особенностей личности, предпочтений и стремлений.4 Самосознание позволяет человеку смотреть на себя как бы со стороны и, следовательно, оценивать и контролировать свое поведение. Оно может существовать как самочувствие (осознание своего тела), как идентичность (осознание своей принадлежности к группе), духовность (осознание своей уникальности и соотнесенности с миром высоких ценностей). Самосознание также позволяет человеку рассматривать другого человека как подобного себе и относиться к нему не как объекту своей потребности (что
характерно для отношений животных), а как к самодостаточному, свободному существу. Таким образом, самосознание является условием человечности.
Самосознание не дается человеку изначально, оно формируется на протяжении всей его жизни. В первые 5- 7 лет жизни ребенок понимает себя через ту совокупность предметов и людей, которые его окружают. В юности у него складываются представления о себе как социальном и нравственном субъекте, он понимает свой социальный статус, определяя свою принадлежность к нации, государству, роду. Он может дать социально-нравственную оценку своей и чужого поведения. Высшей формой самосознания является способность соотносить себя с миром в целом. На этой стадии, которую обычно называют духовностью, человек стремиться осмыслить свое место в мире, пытается определить свое отношение к религиозным, нравственным, научным, философским ценностям. Не каждый достигает этой ступени самосознания, но доступна она для всех.
Наличие самосознание у человека позволяет рассматривать его как личность, которая не только следует внешним воздействиям (вещей, людей, социальных групп), но способно на сводное и ответственное поведение. Следовательно, человек -особое существо, которое не только подчиняется законам природы и общества, но способно «поспорить» с ними, в стремлении познать мир и свое место в нем.
Итак, сознание -феномен существенно отличный от психики животных, хотя и связанный с ней своим происхождением. Однако проблема соотношения сознания и природы имеет еще один аспект. У сознания имеется материальный носитель — головной мозг. Отсюда возникает психофизиологическая проблема взаимосвязи мозга и сознания. Существует несколько сложившихся в философии и науке подходов к ее решению. Вульгарный материализм, существовавший в Х1Х утверждал тождество сознания и мозга, идеализм растворял природный мир в сознании. Между этими крайними точками зрения сейчас располагается достаточно большой спектр подходов. Так, есть исследователи (философы и ученые), которые утверждают, что сознание тождественно мозгу (Г. Фейгл), либо рассматривают сознание как функцию мозга (Х. Патнэм), либо сознание понимается как эмерджентное ( новое, возникшее, несводимое к физическому) качество (Р. Серль, Д.И. Дубровский).
Не вдаваясь в тонкости позиций и аргументации, принятых в различных подходах, отметим только, что данные психологии и физиологии высшей нервной деятельности позволяют нам утверждать, что все сознательные и бессознательные процессы осуществляются на основе нейрофизиологических и химических реакций. Процессы и состояния сознания локализованы в определенных областях коры головного мозга. Преобладание левого или правого полушария в функционировании головного мозга накладывает определенный отпечаток на сознание и поведение человека.
Следовательно, мы можем сказать, что сознание не является особой, независимой от природы субстанцией, однако и сводить (редуцировать) сознание к природным процессам также было бы неверно. Так, описание физиологических и процессов не может заменить описание ментальных процессов. Скажем, переживание боли нельзя заменять ее описанием на языке физиологии поскольку при этом пропадет само переживание. О состояниях сознания мы можем судить только с помощью самонаблюдения, о физиологических процессах мы можем получать информацию с помощью приборов, то есть сознание — субъективно, физиологические процессы подчиняются объективным законам. Современные исследования нейрофизиологических процессов показывают, что одно и тоже состояние сознание (скажем решение одной и той же задачи) может сопровождаться возбуждением разных зон коры головного мозга, следовательно, прямой причинной связи между ментальными и физиологическими процессами, возможно, нет. Сознание двойственно оно имеет психофизиологическую «подкладку», но к ней не сводится и не выводится из нее.
Информация о работе Сущность и структура философского знания