Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:14, лекция
Общественно-историческая основа мифа.
Миф и религия.
Мифология и художественное творчество.
1. СУЩНОСТЬ МИФА
И ЕГО ОТНОШЕНИЕ
К ПОЗНАНИЮ
ифы не знают имен сво-
их творцов. Подобно ге-
роическому эпосу, легенде и сказкам они являются произведе-
нием народной фантазии, продуктом коллективного творчества
народа; с них начинается история народного миросозерцания.
<Миф> (mythos) в переводе с греческого означает <рассказ>,
<предание>, <слово>. Мифологией называется собрание мифов,
а также наука о мифах. Наука не сводит миф к вымыслу, кра-
сивой сказке и легенде, как это принято в обычном словоупот-
реблении. Мифология как собрание мифов-это специфическое
миросозерцание, возникшее в древнейшие времена. В ней отра-
жены взгляды первобытных людей на явления природы и жиз-
ни, зачатки научных знаний, религиозные и нравственные пред-
ставления, господствовавшие в родовой общине, и художествен-
но-эстетические чувства народа 'на заре его истории. В мифе
переплетаются вымысел, вера и знание, но сущность мифа не
сводится ни к одному из них.
В нашу задачу не входит разбор различных теорий мифа.
Отметим лишь, что многие ученые считают основным его при-
знаком объяснение фактов действительности и рассматривают
этиологическую (от греческого aitia - причина) функцию мифа
как важнейшую. Такого взгляда придерживаются представите-
ли натуралистической, анимистической, эволюционистской и не-
которых других мифологических школ. С этой точки зрения ми- '
фология представляет собой первобытную философию, религию, {
науку и древнейший вид народного художественного творчества.
В марксистской литературе также распространен взгляд, что
мифы это первобытные народные повествования или произведе-
ния народной фантазии, содержащие причинное объяснение яв-
лений природы и человеческой жизни с помощью наивного оли-
цетворения (см. 89, 348, 375; 79, 9).
Однако при таком взгляде на миф возникает вопрос: в ка-
кой степени мифологическое объяснение является причинным
(этиологическим) в строгом смысле слова? Можно ли считать
39
причинным объяснение грома и молнии как орудий <громо-
вержца> Зевса, которое дается, например, в греческой мифоло-
гии? Можно ли отнести к разряду причинного объяснения сме-
ны времен года миф об умирающем и воскресающем боге (Ози-
рисе) в древнеегипетской мифологии или миф о похищении Пер-
сефоны подземным богом (Аидом) в древнегреческой?
Разумеется, мифы об Озирисе или Коре-Персефоне содер-
жат попытку объяснения наблюдаемой смены времен года, но
объяснение это является фантастическим и произвольным:
сущность подобных мифов не в объяснении, а в объективирова-
нии субъективного (коллективно-бессознательного) пережива-
ния и впечатления, при котором порождения фантазии как ре-
зультат этого объективирования принимаются за подлинную
реальность внешнего мира. В мифологическом отождествлении
субъективного и объективного кроется источник наблюдаемого
в мифическом сознании единства субъективного образа и объ-
ективного явления.
Мифологические образы в отличие от поэтических, сказоч-
ных и тому подобных художественных образов не условны.
Когда, скажем, конь Ахиллеса, обретая дар речи, предвеща-
ет ему скорую гибель (Илиада, XIX, 419-424), то для мифо-
логической фантазии пророчество коня является подлинной ме-
таморфозой, которая не заключает в себе чего-либо условно-
поэтического, сказочного или иносказательного. Мир, создавае-
мый мифотворческой фантазией, не расчленен на субъективное
и объективное, он един и целостен.
В художественно о&работанных и затронутых рефлексией
мифах об Озирисе и Коре-Персефоне на первый план высту-
пает рациональное (причинное) объяснение и работа художе-
ственной фантазии, а первоначальное ядро мифа играет роль
заднего плана, оно <подспудно> и поэтому незаметно. Однако
мифологизация какого-либо явления по сути дела означает не
причинное объяснение этого явления, а, наоборот, принятие
его как реально данного и благоговейно чтимого. Попытки же
рационального объяснения мифологизированного явления сви-
детельствуют уже о начале его демифологизации.
Говоря о мифе как первоначальной форме причинного объ-
яснения, обычно ссылаются на любознательность как на осно-
ву мифологического, или, что то же, олицетворяющего, объяс-
нения окружающих первобытного человека явлений природы и
общества. Это соображение весьма спорно, так как мифотвор-
ческое возникает не просто из любознательности <первобытно-
го философа>, а из жизненной потребности преодолеть господ-
40
ствующие над ним силы и связанные с этим чувства, пережи-
вания (надежды, грезы, тоска и т. п.).
Если признать, что причинное объяснение мифов верно, то
есть познавательная функция-главное в мифе, то возника-
ет вопрос: почему первобытный человек избрал столь стран-
ный способ объяснения, с помощью которого <вдруг оказалось
понятным, что солнце есть бык, а луна-корова или что гром
и молния не есть просто гром и молния сами по себе, но-
орудия в руках Зевса или Юпитера?> (см. 52, 8). Очевидно,
мифологическое и причинное понимание явлений мира сущест- j
венно отличаются друг от друга, и это отличие носит не ко- ;
личественный, а качественный характер. Так, если мы гово- \
рим, что первый греческий философ и ученый Фалес наивно
объяснял происхождение вещей (<все из воды>), то это еще
понятно. Но когда говорят, что олицетворяющее (мифологиче-
ское) объяснение также относится к разряду <наивных> при-
чинных объяснений, то многое становится непонятным, так как
естественнонаучное объяснение при этом смешивается с мифо-
логическим объяснением, порожденным фантазией. А между
тем то, что понятно с мифологической, религиозной или худо-
жественной точек зрения, выглядит произвольным и часто не-
лепым с точки зрения причинного объяснения. То, что во мно-
гих мифах кажется наивным и примитивным объяснением, |
отнюдь не является таковым на деле, ибо миф не первона- j
чальная форма науки или философии, а особый вид мироощу- ;
щения, специфическое, образное, чувственное, синкретическое
представление о явлениях природы и общественной жизни, са- ^
мая древняя форма общественного сознания.
Будучи чувственным представлением, миф вместе с тем яв-
ляется особым видением явлений природы и общества. Так, Зевс
(<отец бого>в и людей>) управляет 'всеми небесными явлениями,
и прежде всего громом и молнией; он же ведает сменой времен
года. Зевс - олицетворение этих явлений, их видение и пережи-
вание; Зевс-это сами гром и молния. Афина-богиня неба,
покровительница ремесел, богиня плодородия (в древнейших
мифах). Она покровительница наук, богиня мудрости; Афина
городская (Полиада) стоит на страже порядка и законности,
она даровала людям законы и учредила Ареопаг. Согласно
мифу, богиня мудрости и покровительница Афин явилась на
свет чудесным образом-во всеоружии из головы Зевса. В
мифе чудесное рождение Афины-это реальное событие, а не
иносказание или художественный вымысел. Мифологический
образ Афины не <означает> просто мудрость, а есть сама эта
Мудрость, представляемая в качестве живого и реально дан-
ного существа.
Миф-чувственный образ и представление, олицетворение
и художественный образ, интуитивное восприятие и чувствен-
ное видение; миф является не только выражением, обозначе-
нием и олицетворением чего-то, но и тем, что он выражает,
обозначает и олицетворяет. Как уже отмечалось, рассудочные
моменты, характерные для познания, сопутствуют мифу, но не
составляют его сущности; олицетворение свидетельствует не
столько о сходстве, сколько об отличии научного познания от
мифологического восприятия мира. Мифологический образ-
это не просто <фантастическое>, <извращенное> отображение
или <превратное> моделирование (идеализирование) какого-
либо явления природы или исторического события: он пред-
ставляет собой творение в воображении и с помощью вообра-
жения иной действительности-субъективной и иллюзорной,
служащей не столько для объяснения (например, языческие
мифы об Афине или Дионисе, христианские мифы о сотворе-
нии мира или страданиях Христа) чего-то, сколько для оправ-
дания определенных (<священных>) установлении, для санк-
ционирования определенного сознания и поведения. Мифы на-
родов не могут служить главным источником первобытных
научных, философских или исторических представлений, хотя
в них и запечатлелись первоначальные наукообразные (донауч-
ные) знания, философские представления и исторические све-
дения. Поэтому когда говорят о возникновении науки и фило-
софии из мифа и религии, то вернее было бы сказать, что по-
нятийно-логическое мышление отделяется от мифологической
фантазии, а не возникает из нее (как следствие из причины).
Это отделение совершалось постепенно и в течение длитель-
ного времени. Миф, будучи специфически чувственным пред-
ставлением, своеобразным мироощущением, а не миропонима-
нием, входит или может входить (-в большей или меньшей сте-
пени) в сознание как основной его элемент. Хотя в целом
рационально-логическое мышление составляет противополож-
ность мифосознанию, тем не менее оно не лишено элементов
образного (в том числе мифологического) мышления. И нао-
борот, образное (в том числе мифологическое) мышление со-
держит в себе элементы рационального, но последние не сос-
тавляют <ядра> мифа, его сущности.
Мы не можем разделить уверенности Леви-Стросса в том, что <логика
мифического мышления> является столь же <взыскательной, как и логика,
на которой основывается позитивное мышление> (см. 49, 164). Согласно
42
Леви-Строссу, <мифическое мышление развивается из осознания некоторых
противоположностей и стремится к их последующему преодолению, медиа-
ции> (49, 161). Это значит, что мифологическое мышление совершает те же
логические операции, что и понятийное, с той лишь разницей, что первое
совершается с помощью чувственных образов, а второе-с помощью
абстракций. Иначе говоря, мифологическое мышление при всем своем
конкретно-образном (метафорическом) характере и тесной связи с чувствен-
ными восприятиями так же способно к обобщениям, классификации и ана-
лизу, как и понятийное мышление.
Верно, конечно, что мифологическое мышление отражает некоторые
противоположные свойства и качества окружающего человека мира вещей
и явлений. Но уже свойственное мифу стремление преодолеть противопо-
ложности с помощью медиации, прогрессирующего посредничества (когда,
например, противоположность жизни и смерти подменяется менее резкой
противоположностью растительного и животного мира, а она в свою оче-
редь - более узкой противоположностью травоядных и плотоядных и весь
этот процесс подмены венчается введением в повествование в качестве
<культурного героя> зооморфного существа, <преодолевающего> или <нейт-
рализирующего> противоположности) - это свойство мифа свидетельствует
о том, что мифологическое мышление и мышление понятийное-качествен-
но различные способы постижения действительности. И это отличие состоит
не столько в том, что миф направлен на осознание противоположностей,
свойственных вещам и явлениям внешнего мира, сколько в стремлении
(хотении, надежде, мечте, грезе) преодолеть противоположности, в частности
такой фундаментальной и непреодолимой противоположности, как противо-
положность жизни и смерти. Это <преодоление> совершается с помощью
медиации и действия сверхъестественных агентов, фантастических существ.
С известными оговорками можно сказать, что в мифологи- \
ческом мышлении роль общего логического понятия играет (но |
не является им) фантастический образ бога, демона или героя, s
Мифологический образ, как и всякий образ, конкретен и ин-
дивидуален. Поэтому и определенная область действительности
или род деятельности, которую представляет тот или иной ху-
дожественно обработанный мифологический образ, характери-
зуется конкретностью и индивидуальной выразительностью
своих черт. Таким образом, создается впечатление, что в ми-
фологическом мышлении есть не только обобщение, но и раз-
личение, не только синтез, но и анализ. Однако и анализ, и
синтез имеют здесь характер чувственных образов и представ-
лений, то есть в весьма слабой степени содержат в себе ра-
циональное. Иначе говоря, мифологическое мышление (точнее,
мифологическое сознание) нельзя рассматривать как разновид-
ность абстрактно-понятийного мышления. Те исследователи, ко-
торые рационализируют миф и видят в образном мышлении
разновидность понятийного, полагают, очевидно, что образ (а
также чувства, переживания и волевые импульсы) можно пол-
ностью разложить на рациональные элементы, и упускают из
43
виду, что разум .имеет <власть> над образом и представлением
и связанными с ними чувствами, переживаниями и волевыми
импульсами лишь в известных пределах.
Известный эллинист Бруно Снелль, возражая против рез-
кого противопоставления мифа и логики, тем не менее подчер-
Информация о работе Сущность мифа и его отношение к познанию