Феномен русской философии X-XVIII веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 16:10, реферат

Краткое описание

Философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии. Но это источник не единственный и недостаточный, чтобы с его помощью можно было объяснить специфику русской философской мысли.

Содержание

Введение
1.Своеобразие цивилизационного развития России.
2.Русская философская мысль X-ХVII веков. Образ Софии Премудрости в древней русской философии и культуре.
3.Особенности развития философии XVIII в.
Заключение
Литература
Проблемный вопрос

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 9.docx

— 41.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Тема 9: Феномен русской  философии X-XVIII веков

 

 

 

 

 

 

План работы:

 

Введение

1.Своеобразие цивилизационного  развития России.

2.Русская философская  мысль X-ХVII веков. Образ Софии Премудрости в древней русской философии и культуре.

3.Особенности развития  философии XVIII в.

Заключение

Литература 

Проблемный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Умом Россию не понять,

 

                                                                                                        Аршином общим не измерить,

 

                                                                                             У ней особенная стать,

 

В Россию можно только верить.

 

                                      Тютчев

 

Философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а  под влиянием достижений мировой  философии. Но это источник не единственный и недостаточный, чтобы с его помощью можно было объяснить специфику русской философской мысли. Она во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, христианизация же ее сыграла наиболее активную роль в становлении русской философской культуры. У колыбели русской философской мысли стояли произведения киевского философа – митрополита Иллариона, давшего фолософско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни конца Х – начала ХI в., поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им христианства.

Ценными источниками русской  средневековой общественной мысли  явились литературные палятники: «Слова о полку Игореве», летописные своды  «Повесть временных лет» и другие. Процессы политического единства Руси, образования русской национальности, укрепление феодализма, приобщение Руси к мировой культуре (через Византию), настойчиво требовавшие глубокого  социально-философского осмысления, также  в немалой степени обусловили своеобразие русской философской  культуры.

1.Спиркин А.Г. Основы  философии: учеб. Пособие для вузов.  – М.: Политиздат, 1988. – 529 с. 

1. Своеобразие цивилизационного  развития России.

 

В русской философии широко распространён взгляд о познаваемости  внешнего мира. Этот взгляд часто выражался  в своей крайней форме, а именно в форме учения об интуитивном  непосредственном созерцании объектов как таковых в себе. Славянофилы  утверждали, что познание реальности является непосредственным. Различные  формы интуитивизма в гносеологии  разработаны В. Соловьёвым, князьями С. и Е. Трубецкими, А. Козловым (в  учении о понимании бога), П. Флоренским, И. Ильиным и другие. В этот список можно было бы включить также представителей трансцендентально-логического идеализма - С. Гессена и Г. Гурвича, поскольку  они признавали существование "волезрения".

    Идеал цельного познания, т.е. познания как органического всеобъемлющего единства, провозглашенный Киреевским и Хомяковым, привлек многих русских мыслителей. Однако этот идеал мог быть достигнут лишь в том случае, если подрациональное (чувственные качества) и рациональный (или идеальный) аспекты мира и сверхрациональные принципы даны в таком опыте, который сочетает чувственную, интеллектуальную и мистическую интуиции.

 Киреевский и Хомяков  говорили, что цельная истина  раскрывается только цельному  человеку. Только собрав в единое  целое все духовные силы-чувственный  опыт, рациональное мышление, эстетическую  перцепцию, нравственный опыт и религиозное созерцание, - человек начинает понимать истинное бытие мира и постигает сверхрациональные истины о боге. Именно этот опыт лежит в основе творческой деятельности многих русских мыслителей: В. Соловьёва, князей С. и Е. Трубецких, А. Козлова, П. Флоренского, И. Ильина и других.

   Опираясь на цельный опыт, они пытались развить такую философию, которая бы явилась всеобъемлющим синтезом. Поразительный пример того духовного пути, который приводит к цельному опыту, мы видим в биографии Трубецких. Они страдали от духовного опустошения потому, что жили исключительно теоретическим мышлением, основывающимся на чувственном опыте. Однако, развив своё миросозерцание, они обрели полноту жизни и богатство мысли, использовав все многообразие опыта, не исключая и таких его неуловимых форм, как эстетическое восприятие, нравственное сознание и религиозное созерцание.

   Даже наиболее выдающиеся русские позитивисты-Лавров и Михайловский-в своих работах отстаивали единство теоретической истинны с такой истиной, как праведность. Таким образом они полностью признавали значение нравственного опыта. Вот почему русские мыслители приняли в штыки учение о борьбе за существование как факторе эволюции. Такая концепция эволюции определённо отвергалась не только Михайловским, Кропоткиным, Данилевским, Чичериным, но даже и материалистом Чернышевским.

     В русской философии стремление к цельному познанию мира и острое чувство реальности тесно сочетаются с верой во всё многообразие опыта как чувственного, так и более утонченного, дающего возможность глубже проникнуть в строение бытия. Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности, но прежде всего они доверяют мистическому религиозному опыту, который устанавливает связь человека с богом и его царством.

   Главная задача философии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как едином целом, которая бы опиралась на всё многообразие опыта. Религиозный опыт даёт нам наиболее важные данные для решения этой задачи. Только благодаря ему мы можем придать нашему миросозерцанию окончательную завершенность и раскрыть сокровеннейший смысл вселенского существования. Философия, принимающая во внимание этот опыт, неизбежно становится религиозной. Только христианство отличается высочайшими и наиболее завершенными достижениями в области религиозного опыта. Все это даёт  основание полагать, что любая философская система, поставившая перед собой великие задачи познания сокровенной сущности бытия, должна руководствоваться принципами христианства. Ряд русских мыслителей посвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения. В этом состоит наиболее характерная черта русской философии. Одни мыслители, как Соловьев, Флоренский, Булгаков, отличались широкой эрудицией; другие-выдающимся литературным даром. То, что всё развитие русской философии нацелено на истолкование мира в духе христианства, говорит о многом: русская философия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации.

   Христианские системы мыслителей являются, несомненно, реалистическими. В своём учении о таинстве, искуплении, милости, обожествлении и церкви русские православные философы выступали против одностороннего морализма и субъективизма. Они отводили самое видное место онтологическим сочетаниям и изменениям в личной и вселенской жизни, ведущей к изменениям в нравственности и психике. Они утверждали, что конкретное бытие составляет основу действительности, что мир является органическим целым.

   В своём учении о боге и его связи с миром русские философы полагались не столько на выводы, сколько на жизненный опыт "личного общения с Богом". Поразительно яркие описания мистического опыта можно найти у Соловьёва, кн. Е. Трубецкого, отца Павла Флоренского и отца Сергия Булгакова.

   Многие религиозные философы занимаются главным образом космологическими вопросами, и их христианство как целое приобретает космологический характер. Это особенно ясно видно на примере софиологии-учения, чрезвычайно характерного для русской религиозной философии. Интерес к софиологии сочетался с интересом к сверхчеловеческим духовным существам. Первым представителем софиологии был Владимир Соловьёв. Своё дальнейшее развитие софиология получила в работах отца Павла Флоренского, отца Сергия Булгакова и отца Василия Зеньковского. Софиология, однако, встретила решительное сопротивление со стороны Московского синода и отца Георгия Флоровского, В. Лосского и др. Тем не менее в видоизменённой форме, не противоречащей догматам православной церкви, она сыграет значительную роль в дальнейшем развитии религиозной философии.

   Многие русские философы интересуются вопросом о сущности исторического процесса. Они подвергают критике позитивистские теории и указывают на невозможность осуществления совершенного общественного строя в условиях земного существования. Всякий общественный строй осуществляет лишь частичные улучшения и в то же время содержит новые недостатки и возможности для злоупотреблений. Печальный опыт истории показывает, что весь исторический процесс сводится лишь к подготовлению человечества к переходу от истории к метаистории, т.е. "грядущей жизни" в царстве божием.

Русская религиозная философия - не повторение схоластики, ибо она  пользуется всеми достижениями науки  и современной философии, особенно современной гносеологии. Поэтому  следует сказать, что русская  религиозная философия является прогрессивным достижением и  способна дать новый толчок развитию западной мысли.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Евлампьев И.И. история русской философии. Учебное пособие для вузов. - М., ВШ, 2002

 

 

2. Русская философская мысль Х-ХVII веков. Образ Софии Премудрости в древней русской философии и культуре.

 

Начальный период становления  русской философии - X-XVII вв. Этот этап называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Все эти названия имеют право на существование. Русская философия этого времени очень близка по своему типу к западноевропейскому средневековью с его религиозной направленностью. Ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри. Несмотря на общее единство этого исторического типа философии, внутри него можно вычленить и более конкретные периоды: X-XIV вв. - процесс формирования древнерусской философии; XV-XVI вв. - эпоха ее расцвета; XVII в. - начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейским.

С самого начала своего зарождения русская философия характеризуется  связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом  христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 г. В  своем возникновении она, с одной  стороны, восприняла ряд черт и образов  славянского языческого мировоззрения  и культуры, с другой — принятие христианства тесными узами связало  Древнюю Русь с Византией, от которой  она получила много образов, идей и концепций античной философии, основополагающей для западноевропейской традиции. Кроме этого, через византийское и южнославянское посредничество Россия восприняла многие положения восточнохристианской философской и богословской мысли. Таким образом, русская философия  возникла не в стороне от столбовой  дороги развития философской мысли, а впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли, хотя и не в чистом, а христианизированном  виде. При этом она с самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный в IX в. Кириллом и Мефодием.

Характерной особенностью развития русской  философии является то, что оно  идет через развитие всей русской  культуры. Воплощение и выражение  многих философских идей Характерной  особенностью развития русской философии  является то, что оно идет через  развитие всей русской культуры. Воплощение и выражение многих философских  идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры. В наиболее зрелом виде мировоззренческая  глубина духовного состояния  и опыта Древней Руси запечатлена  прежде всего в иконах и храмах. Достаточно сослаться на икону Андрея Рублева «Троица», полную глубокого  философского смысла и содержания. По меткой характеристике Е. Н. Трубецкого, иконы Рублева - это «мировоззрение в красках».1.

Это органическое единство философии и культуры имело положительные  и отрицательные последствия. С  одной стороны, русская культура была философски насыщена, духовно  богата и значима, ибо философия  была органично вплетена в общий  язык культуры, служившей ей родным домом. С другой - эта синкретичность культуры и философии сдерживала развитие философии как самостоятельного и профессионального вида деятельности, не способствовала разработке понятийно-логического  аппарата собственно философского знания и созданию философских систем.

Говоря о религиозном  характере древнерусской философии, следует иметь в виду, что ее проблематика вовсе не сводилась  к осмыслению религиозных догм и  Бога. Она была достаточно широкой  и многозначной. Так, весьма распространенным было учение о стихиях как первоэлементах, ведущее свое начало из античной философии. Уже в «Изборнике» 1073 г. в статье Иустина Философа «О правовой вере»  сообщается, что тело человека, как  и весь мир, «сложено есть от огня, и  от воздуха, и от воды же, и от земли». И различные природные явления, и человеческое естество связывались  с борьбой, сочетанием и взаимопереходом  этих четырех первичных стихий. Особенно много подобных идей было в апокрифической (не совпадающей с официальным  вероучением и запрещаемой церковью) литературе.

С принятием христианства на Руси (988 год) языческая мифология  начинает вытесняться христианским мировоззрением, которое способствует зарождению философии и придает  ей религиозный характер. Однако формула  средневековой мысли Запада «философия - служанка богословия» на Руси малоприменима  ввиду неразвитости богословия. На формирование мысли средневековой  Руси заметное влияние оказала патристика, особенно учения представителей Каппадокийской школы: В. Великого, Г. Нисского, Г. Назианзина.

Информация о работе Феномен русской философии X-XVIII веков