Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:02, контрольная работа
Учение Маркса вышло на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70-90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах.
. Введение
а) Начало творческой биографии.
2. Основные идеи диалектического материализма.
3. Марксисткое учение об обществе (исторический материализм).
а) Первобытно - общинный строй.
б) Рабовладельческий строй.
в) Феодальный строй.
г) Капиталистический строй.
д) Социалистический строй.
4. Историческое значение Марксисткой философии.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.
Истории известны, пять основных типов производственных отношений:
а) первобытно - общинный;
б) рабовладельческий;
в) феодальный;
г) капиталистический;
д.) социалистический.
Первобытно - общинный строй:
Основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства. Это соответствует характеру производительных сил в этот период. Каменные орудия и появившиеся потом лук и стрелы исключали возможность борьбы с силами природы и хищными животными в одиночку. Чтобы собрать плоды в лесу, наловить рыбу в воде, построить какое-либо жилище, люди вынуждены работать сообща, если они не хотят стать жертвой голодной смерти, хищных животных или соседних обществ. Общий труд ведет к общей собственности на средства производства, равно как на продукты производства. Здесь не имеют еще понятия о частной собственности на средства производства, если не считать личной собственности на некоторые орудия производства, являющиеся вместе с тем орудиями защиты от хищных зверей. Здесь нет эксплуатации, нет классов.
Рабовладельческий строй:
Основой производственных отношений является собственность рабовладельца на средства производства, а также на работника производства- раба, которого может рабовладелец продать, купить, убить, как скотину. Такие производственные отношения в основном соответствуют состоянию производительных сил в этот период. Вместо каменных орудий у людей стали металлические орудия, вместо нищенского и примитивного охотничьего хозяйства, не знавшего ни скотоводства, ни земледелия, появились скотоводство, земледелие, ремесла, разделение труда между этими отраслями производства, появилась возможность обмена продуктов между отдельными лицами и обществами, возможность накопления богатства в руках немногих, накопление средств производства в руках меньшинства, возможность подчинения большинства меньшинством и превращения членов большинства в рабов. Здесь нет уже общего и свободного труда всех членов общества в процессе производства, - господствует принудительный труд рабов, эксплуатируемых нетрудящимися рабовладельцами. Нет общей собственности на средства производства, равно как на продукты производства. Ее заменяет частная собственность. Здесь рабовладелец является первым и основным полноценным собственником. Богатые и бедные, эксплуататоры и эксплуатируемые, полноправные и бесправные, жестокая классовая борьба между ними.
Феодальный строй:
Основой производственных отношений является собственность феодала на средства производства и неполная собственность на работника производства, - крепостного, которого феодал уже не может убить, но может продать, купить. Наряду с феодальной собственностью существует единоличная собственность крестьянина и ремесленника на орудия производства и на свое частное хозяйство, основанная на личном труде. Дальнейшее улучшение плавки и обработки железа; распространение железного плуга и ткацкого станка; развитие земледелия, огородничества, виноделия, маслоделия; появление наряду с ремесленными мастерскими мануфактурных предприятий, - характерные черты состояния производительных сил. Эти производительные силы требуют, чтобы у работника была какая-нибудь инициатива в производстве и наклонность к труду, заинтересованность в труде. Поэтому феодал предпочитает иметь дело с крепостным, у которого есть свое хозяйство, свои орудия производства и который имеет некоторую заинтересованность в труде, необходимую для того, чтобы обрабатывать землю и выплачивать феодалу натурой из своего урожая. Частная собственность получает здесь дальнейшее развитие. Эксплуатация почти такая же жестокая, как при рабстве, - она только несколько смягчена. Классовая борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми составляет основную черту феодального строя.
Капиталистический строй:
Основой производственных отношений является капиталистическая собственность на средства производства. При отсутствии собственности на работников производства (наемных рабочих), которых капиталист не может ни убить, ни продать, т.к. они свободны от личной зависимости, но некоторые лишены средств производства и, чтобы не умереть с голоду, вынуждены продавать свою рабочую силу капиталисту и нести на шее ярмо эксплуатации. Наряду с капиталистической собственностью на средства производства существует частная собственность освобожденных от крепостной зависимости крестьянина и ремесленника на средства производства, основанная на личном труде. Вместо ремесленных мастерских и мануфактурных предприятий появились громадные фабрики и заводы, вооруженные машинами. Вместо дворянских поместий, обрабатываемых примитивными крестьянскими орудиями производства, появились крупные капиталистические экономии, ведущиеся на основе агротехники и снабженные сельскохозяйственными машинами. Новые производительные силы требуют, чтобы работники производства были более культурными и понятливыми, способными понять машину и правильно обращаться с ней. Развив, до колоссальных размеров производительные силы, капитализм запутался в неразрешимых для него противоречиях. Производя большое количество товаров, и снижая цены на них, капитализм обостряет конкуренцию, разоряет массу мелких и средних частных собственников, обращает их в пролетариев и понижает их покупательную способность, следовательно, сбыт произведенных товаров становится невозможным. Расширяя производство и собирая на фабриках и заводах миллионы рабочих, капитализм придает процессу производства общественный характер и подрывает тем самым свою собственную базу, а собственность на средства производства остается частнокапиталистической, несовместимой с общественным характером процесса производства.
Эти противоречия между характером производительных сил и производственными отношениями дают знать о себе в периодических кризисах перепроизводства, когда капиталисты, вынуждены сжигать продукты, уничтожать готовые товары, приостанавливать производство, разрушать производительные силы, а миллионы населения вынуждены терпеть безработицу и голод из-за того, что товаров произведено слишком много.
Капиталистические производственные
отношения перестали
Значит, капитализм чреват революцией, призванной заменить нынешнюю капиталистическую собственность на средства производства социалистической собственностью. Острейшая классовая борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми составляет основную черту капиталистического строя.
Социалистический строй:
Основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства. Здесь нет ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых. Произведенные продукты распределяются по труду согласно принципу: «кто не работает, тот не ест». Взаимные отношения людей в процессе производства характеризуются, как отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплуатации работников. Производственные отношения находятся в полном соответствии с состоянием производительных сил, ибо общественный характер процесса производства подкрепляется общественной собственностью на средства производства. Поэтому производительные силы развиваются ускоренным темпом, так как соответствующие им производственные отношения дают полный простор для такого развития.
Так развивались производственные отношения людей на протяжении истории человечества.
Такова зависимость развития производственных отношений от развития производительных сил общества, прежде всего – от развития орудий производства, в силу, которой изменения и развитие производительных сил приводят рано или поздно к соответствующим изменениям и развитию производственных отношений.
Однако эта периодизация не была для Маркса и Энгельса некой жесткой схемой, шаблоном, который учитывается всеми народами. Эволюция многих народов, по Энгельсу, происходит не в строгом соответствии с общими периодами всемирной истории.
Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится… Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд» (К.Маркс, «Капитал», т.I, стр.121, издание 1935 г.).
«Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. Е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил» («Манифест коммунистической партии», издание 1938 г., стр.50).
«Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым» (Маркс, «Капитал», т.I, стр.603, 1935 г.).
Вот гениальная формулировка существа исторического материализма, данная
Марксом в 1859 году в историческом «предисловии» к его знаменитой книге «К критике политической экономии»:
Так обстоит дело с марксистским материализмом, если взять его в применении к общественной жизни, в применении к истории общества.
Таковы основные черты
диалектического и историческог
Из этого видно, какое
теоретическое богатство
Учение о прогрессивной смене общественно-экономической формы является краеугольным камнем марксизма. На него самым непосредственным образом опирается идея коммунизма, который рассматривался как будущее бесклассовое общество. Это общество, по Марксу должно придти на смену капитализму в ходе социального переворота, который откроет дорогу развитию производительных сил. У власти будет поставлен пролетариат, тот класс, который способен овладеть развитием производительных сил.
По Марксу, коммунизм должен прийти на смену капитализму, поскольку он предоставит большие возможности для всестороннего развития человека.
Историческое значение марксисткой философии.
Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей - пролетариев, интересы которых защищает и выражает эта общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и пролетариат, его состав. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Социальная база марксизма гигантски возросла; и с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философия как его составная часть.
Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторического процесса реализуется в философии посредством изучения, анализа, исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества, с другой - всеобщего духовного опыта человечества. Или, как высказывает эту мысль Маркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации действительности. Этот подход - по необходимости весьма обобщенный, абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутной практики.
Суть философии марксизма образуют исследования фундаментальных классических проблем, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы (или сущности) человека вообще. Это - мировоззренческое «ядро» любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции и т. д.), которые тесно связаны с экономическими и историческими науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.
В перспективе
дальнейшего развития
Заключение.
Если бы не было марксизма, материализм трудно было бы даже назвать философским направлением. Скорее это способ осмысления мира. Хронологически этот способ прослеживается от античности до современности и наблюдается практически во все философские эпохи.
Основные постулаты Марксизма:
Что же касается марксизма, то новации, внесенные им в материализм, заключаются в применении материализованной Гегелевской диалектики, в тезисах о сознании, как свойстве высокоорганизованной материи - мозга и о практике, как критерии истины, в материалистической теории отражения (субъективная диалектика - это отражение - верное или неверное - в головах людей свойств объективного мира) и создании на этой основе материалистической теории познания и материалистического понимания истории. Главное «достижение» марксизма - в рассмотрении материалистической диалектики как критической и революционной, нацеленной не на осмысление мира, а на его преобразование, причем революционным путем.
Слабости марксизма достаточно известны и доказаны, особенно практикой его воплощения в нашей стране. Тезис «практика - критерий истины» сработал против тех, кто его выдвинул. Эти слабости - в преувеличении роли экономики и политики и недооценке духовности, настрое на революционное изменение (при очевидной закономерности эволюционного развития мира), игнорировании человека как личности и индивидуальности.