Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:04, реферат
Можно сказать, что буддизм - только имя для обозначения направлений и течений, рассматривающих себя в качестве буддийских. Тем не менее существует некий круг идей, которые в том или ином виде, с той или иной акцентуацией характерны для всех направлений буддизма (хотя их осмысление может быть в них весьма различным). Именно этот круг базовых идей и можно называть "основами учения буддизма". К этим базовым идеям следует прежде всего отнести Четыре Благородные Истины, учение о причинно-зависимом происхождении и карме.
Введение………………………………….…………………………....…...3
Карма и сансара...……………………….…………………………….…...3
Четыре Благородные Истины ………………………………………….....6
Учение о душе ………………………………….…………………….….10
Дхарма ……………………….………………………………………......11
Буддисткая космология.……………………………………………...….13
Будда Шакьямуни………………………………………………………..16
Буддизм в России…………………………………………………………18
Даши-Доржо Итигэлов…………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………..23
Литература………………………………………………………………..24
Вторая Благородная Истина - истина о причине страдания.
Эта причина - влечение, желание, привязанность к жизни. При этом влечение понимается буддизмом максимально широко, ибо в это понятие включается и отвращение как оборотная сторона влечения, влечение с противоположным знаком. В основе жизни - влечение к приятному и отвращение к неприятному, выражающееся в соответствующих реакциях и мотивациях, базирующееся на фундаментальном заблуждении, или неведении (авидья), выражающемся в непонимании того, что суть бытия есть страдание. Влечение порождает страдание, если бы не было влечений и жажды жизни, то не было бы и страданий. А этой жаждой пронизана вся природа. Она как бы сердцевина жизнедеятельности каждого живого существа. И регулируется эта жизнь законом кармы.
Третья Благородная Истина - истина о прекращении страдания, то есть о нирване (синоним - ниродха, прекращение).
Будда утверждает, что несмотря на то что страдание пронизывает все уровни сансарического существования, тем не менее существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана.
Само слово "нирвана" восходит к санскритскому корню "нир" со значением "угасание", "затухание" (например, угасание светильника или прекращение волнения моря). На этом основании буддологи XIX века часто строили свою теорию нирваны как полного прекращения жизни, некоего полного умирания, после чего обвиняли буддизм в пессимизме. Однако буддийские тексты вполне отчетливо указывают на то, что угасает или затухает вовсе не бытие. Один из наиболее распространенных образов, использующихся в текстах для пояснения идеи нирваны, таков: подобно тому, как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, или подобно тому, как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается вздымающий волны ветер, точно так же прекращаются все страдания, когда иссякают все аффекты (клеши) и влечения, питающие страдания. То есть угасают именно страсти, привязанности, омрачения, а вовсе не бытие. С исчезновением причины страдания исчезает и само страдание.
Так что же такое нирвана?
Сам Будда никогда не давал
прямого ответа на этот вопрос и
старался молчать, когда этот вопрос
все-таки задавали. Нирвана, о которой
учит Будда - не Бог и не безличный
Абсолют и его молчание. Нирвана
- не субстанция (субстанций буддизм
вообще не признает), а состояние, состояние
свободы и особой внеличностной,
или надличностной, полноты бытия.
Поэтому даже психологически правильнее
ничего не говорить о нирване, чем
сравнивать ее с чем-то нам известным,
ибо иначе мы немедленно сконструируем
"нашу" нирвану, создадим некий
ментальный образ нирваны, вполне неадекватное
представление о ней, привяжемся
к этому представлению, сделав, таким
образом, и нирвану объектом привязанности
и источником страдания. Поэтому
Будда и ограничивался самыми
общими характеристиками нирваны как
состояния, свободного от страданий, или
как состояния высшего
Четвертая Благородная Истина - истина о пути (марга), ведущем к прекращению страданий - то есть о Благородном Восьмеричном Пути (арья аштанга марга).
Весь буддийский путь делится на три большие этапа: этап мудрости (праджня), этап нравственности, или соблюдения обетов (шила), и этап сосредоточения (самадхи), то есть психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные - по три, всего восемь ступеней.
Этап мудрости. Правильное воззрение. На этом этапе человек должен усвоить и освоить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма, внутренне пережить их и сделать основой мотиваций своих поступков и всего своего поведения. Правильная решимость. Теперь человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.
Этап нравственности. Правильная
речь. Буддист должен всячески избегать
лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани
и распространения слухов и сплетен,
питающих вражду. Правильное поведение.
Миряне-буддисты принимают минимальное
количество обетов, способствующих накоплению
благой кармы. Они таковы: Ненасилие,
непричинение вреда живым существам:
"без палки и меча идет он по
жизни, исполненный любви и
Этап сосредоточения. Правильное
усердие. Данный этап и все его
ступени предназначены в
4. Учение о душе
Одной из важнейшей, буддийской
доктриной, является учение о несуществовании
индивидуального
Почему буддизм отрицает
существование вечного "я"? Отвечая
на этот вопрос, мы сразу же сталкиваемся
с отличием индийского (родина буддизма
- Индия) мышления от европейского. Немецкий
философ Кант считал веру в бессмертие
души одним из постулатов нравственности.
Буддизм, напротив, утверждает, что
именно чувство "я" и возникающая
из него привязанность к "я" есть
источник всех прочих привязанностей,
страстей и влечений, всего того,
что образует аффективность, затягивающую
живое существо в трясину сансарического
существования. Но если такой сущности,
как душа, нет, то что же такое
личность? Буддисты отвечают, что личность
есть только имя для обозначения
соединенных в определенном порядке
групп психофизических
Что же это за группы?
В буддийской традиции они называются пятью скандхами (панча скандха; слово "скандха" дословно означает "куча").
1. Рупа. Группа чувственного,
то есть всего, что мы могли
бы отнести к области
2. Ведана. Группа осознавания различий (круглое - квадратное; белое - черное и т.д.), а также формирования представлений и понятий.
3. Самджня. Группа мотивирующих факторов - волений и побудительных импульсов
4. Самскара. Именно эта группа элементов ответственна за формирование кармы.
5. Виджняна. Сознание как таковое.
Следует обратить внимание, что порядок перечисления скандх не случаен - он отражает порядок восприятия объекта и его освоения сознанием: вначале только сами чувственные данные, затем сопровождающее их чувство приятного или неприятного, затем формирование конкретного образа воспринятого объекта и оформление затем установки на влечение к воспринятому или отвращение к нему; все эти процессы сопровождаются участием в них сознания, которое присутствует даже на уровне восприятия.
Можно сказать, что пусть буддизм отрицает единую простую душу, но он все-таки признает некие субстанции, некие "кирпичики", их которых сложена личность; эти кирпичики и есть пять скандх.
5. Дхарма
Скандхи никоим образом не есть субстанции, они именно группы элементов, причем выделяемые достаточно условно и формально - реальны (и то по учению большинства буддийских школ только относительно) именно элементы, а не их группы - скандхи. К учению о дхармах - элементах, образующих группы (скандхи), в свою очередь, формирующих то, что мы называем личностью, теперь и следует обратиться.
Кратко определим само понятие "дхарма", Само это слово образовано от санскритского корня dhr - "держать". То есть дхарма - это "держатель" или "носитель". Таким образом, дхарма есть неделимый элемент нашего психофизического опыта, или элементарное психофизическое состояние.
Говоря о дхармах, надо отметить и еще одно важное обстоятельство, на которое обратил пристальное внимание современный петербургский буддолог В.И. Рудой. Дело в том, что во многих (хотя не во всех) буддийских школах дхармы рассматриваются, с одной стороны, как дравья сат, то есть, реальные элементы, а с другой - как праджняпти сат, то есть как только мыслимые, единицы языка описания опыта. То есть наш опыт конституируется дхармами, но сами дхармы мы также описываем в терминах дхарм. Здесь можно привести такой, правда несколько грубый, пример: наша речь состоит из слов, но слова мы описываем тоже при помощи слов.
Таким образом, резюмируя выше сказанное, следует отметить, что буддизм смотрит на личность как на только лишь имя, призванное обозначить структурно упорядоченную комбинацию пяти групп несубстанциальных и мгновенных элементарных психофизических состояний - дхарм. Это и есть достаточно строгая формулировка принципа анатмавады ("без-я", "без-души"), точнее, одного из его аспектов - "бессущностности личности" (пудгала найратмья).
Кроме этого, дхармы подразделяются на "истекающие аффектами" (сасрава) и "не истекающие аффектами" (анасрава). Первые - это дхармы, вовлекающие в круговорот сансары; в процессе занятий буддийской психопрактикой они подлежат постепенному устранению. Естественно, что к ним относятся только дхармы, "входящие в составы". Особняком, однако, стоит дхарма "истина пути" (марга сатья): хотя путь к нирване, равно как и сама нирвана, и может быть объектом привязанности, однако данная привязанность не ведет к присоединению аффектов к данной дхарме, поскольку не находят в ней опоры. Но в целом эти дхармы следует считать "неблагими" (акушала). Второй тип дхарм, напротив, способствует приобретению благих (кушала) качеств и продвижению на пути к нирване. К ним относятся также и те дхармы, которые не "входят в составы".
Дхармы постоянно возникают и исчезают, заменяясь новыми, но обусловленными предшествующими дхармами по закону причинно-зависимого происхождения. Эти постоянно возникающие и исчезающие бессубстанциальные дхармы в своей совокупности образуют поток, или континуум (сантана), который эмпирически и обнаруживается как "живое существо". Таким образом, любое существо, в том числе и человеческая личность, понимается в буддизме не как неизменная сущность (душа, атман), а как поток постоянно меняющихся элементарных психофизических состояний.
С теорией дхарм тесно связана еще одна весьма важная особенность буддийского мировоззрения, а именно учение о мгновенности (кшаникавада). Буддизм утверждает, что для сансарического существования характерны следующие характеристики: все непостоянно (анитья); все есть страдание (духкха); все бессущностно, или все лишено самости (анатма); все нечисто (ашубха).
Учение о мгновенности
непосредственно вытекает из первого
тезиса о всеобщности непостоянства.
Оно утверждает, что каждая дхарма
(и, соответственно и весь комплекс
дхарм, то есть живое существо) существует
только одно ничтожно малое мгновение,
в следующее мгновение
Таким образом, нельзя не только
дважды войти в одну и ту же реку,
но нет и того, кто мог бы дважды
попытаться это сделать. По существу,
каждое новое мгновение существует
новая личность, причинно связанная
с предыдущей и обусловленная
ею. Используя современную