Философия, её предмет и место в культуре человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 08:15, реферат

Краткое описание

Мы живем на рубеже эпох: XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, поразив наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. XXI век несёт с собой новые проблемы и в то же время надежды на возможность изменения нашего мира к лучшему. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки становятся главными.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.docx

— 39.69 Кб (Скачать файл)

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий  характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении  человека и его положении в  мире и т.д. Она унаследовала также  весь объем позитивного знания, которое  на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих  проблем в зарождающейся философии  происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому  можно сказать, что философия  – это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия – это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.

Таким образом, относя философию  к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей. Философия – это  теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в  философии выступает в форме  знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сблизил философию  и науку. Как отмечает немецкий философ  Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Этот подтверждается историей. Философия – мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

История свидетельствует, что  теоретическая форма обоснования  действительности, область знания формируется  именно в рамках философии. Точнее, именно такое отношение к действительности на ранних этапах развития цивилизации  называлось философией. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения действительности. Иногда этот процесс описывают как  отпочкование от философии конкретных наук.

В массовом сознании философия  нередко представляется чем-то далеким  от реальной жизни. О философах говорят  как о людях «не от мира сего». Философствование в таком понимании  – это пространное, туманное рассуждение, интимность которого нельзя доказать, нельзя опровергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что  в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек хотя бы немножко философ, даже если он и не подозревает  об этом.

Философ – не «сверхчеловек», ничто человеческое ему не чуждо. Дар философа – особый дар: соединить  в себе мудрость старца, за плечами  которого большой опыт жизни, с непосредственностью, даже наивностью, не потерявшего способности  искренне удивляться тому, что для  других обычно и привычно. Философ, конечно, многого не знает. Но он знает  о своем незнании.

Для человека и ранее и  теперь самым удивительным (а потому и самым важным и первейшим  объектом его интереса и внимания) был, остается и останется он сам. Но если обыденное сознание «ухватывает», фиксирует лишь случайный момент человеческой сущности, то философия  «перешагивает» и через случай, и  через время – она и есть то «волшебное зеркало», в котором  человек видит себя как существо космическое, вечное.

Подобно науке, философия  полагается на разум, но в то же время  философские проблемы таковы, что  однозначного ответа на них получить невозможно. Иначе говоря, вопросы  философии, вопросы мировоззрения  нельзя разрешить исчерпывающе, раз  и навсегда именно потому, что с  каждым шагом истории в общественном мире человека складываются иные ситуации, созревают иные противоречия. И чтобы  понять, осмыслить, оценить их, требуется  напряженная работа философской  мысли.

Философ не довольствуется объективной картиной мира.

Он обязательно «вписывает»  в нее человека. Отношение человека к миру – вечный предмет философии.

Философской мысли присуще  рассмотрение мира за пределами человеческого  опыта. Никакой опыт не позволяет  постичь мир как целостную, беспредельную  в пространстве и не проходящую во времени объективную реальность, с которой люди должны постоянно  считаться. Целостное понимание  мира дает мировоззренческую опору  конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться вперед, правильно  ставить и решать свои проблемы. Таким образом, характерным признаком  философского способа освоения действительности является универсализм. На протяжении всей истории культуры философия  претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов  духовно-нравственной жизни.

Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм (от латинского слова «субстанция», то есть сущность, лежащая в основе). Субстанция – это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое начало.

Одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Именно с сомнения и началась философия. Великие мыслители Фалес, Демокрит, Парменид и другие задались вопросом: что такое бытие? А это  сразу же предлагает ответ на вопрос: что означает быть? Для обыденного, жизненно-практического мировоззрения  такая проблема просто не существует. Оно воспринимает бытие как должное. Начать же размышлять над тем, что  в повседневной жизни кажется  само собой разумеющимся, – значит усомниться в правомерности повседневного, житейского подхода к явлениям. Философия  с самого начала выступает как  критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Философ все ставит под сомнение. Но это не означает, что он стремится  разрушить коллективные верования, нравственные устои и т. д. Философы все ставят под сомнение для того, чтобы проверить, насколько прочны эти человеческие установления, и  чтобы отбросить те из них, которые  отжили свой век, а также те, которые  выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент знания.

Философская мысль есть мысль  о вечном. Как и всякое теоретическое  знание, философское знание развивается, обогащается все новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется  преемственность познанного.

Парадоксально, но факт: разумность мира не имеет под собой разумного  обоснования. Не имеет потому, что  вера во всесилие разума, как и любая  вера, усилиями самого разума не доказуема. Если мир разумен, то почему в нем  много горя и страданий, почему существует мировое зло? Добро неотделимо от зла, жизнь – от смерти, свет –  от тени. Философское сознание есть не только познающее, но и интимно-личностное, сострадающее сознание. Что побуждает  философа к творчеству? Только ли «удивление»? А если удивление, то чему? Удивление  означает бескорыстную, чистую любознательность, без чего действительно не было бы философии и не было бы науки. Но о другой стороне философского знания, обращенной не к внешнему миру, а  к самому человеку, очень кратко и предельно выразительно сказал Сократ: «Смерть – вот вдохновляющий  гений философи».

Смертен не только человек, смертны и животные. Но лишь человек  знает об этом. Именно здесь наиболее близко сходятся, соприкасаются между  собой философия и религия. Обе  они – но каждая по-своему – обратились со словами утешения к смертному  человеку. Философский образ жизни  есть прежде всего осознанный, глубоко  продуманный и прочувствованный практический ответ человека самому факту конечности, временности своего существования. Вопрос о смысле жизни  каждый человек должен решить для  себя сам. Философская истина, заключающая  в себе определенный ценностный момент и императив поведения, предназначена  для «индивидуального пользователя».

Если бы жизнь была только весельем и праздникам, если бы в  ней не было места ни заботам, ни тревогам, ни горестям, философии, скорее всего, просто не было бы. У людей  бы не было проблем, а значит, не стало  бы проблем и философских. Философ  – беспощадный критик застоя, для  многих опасный, а потому и нежеланный возмутитель спокойствия. На философскую  критику власть всегда отвечала отнюдь не теоретическими аргументами. Афинский суд, например, приговорил Сократа к  смерти. Мученическую смерть приняли  Томас Мор и Джордано Бруно. 27 лет в заточении провел Томмазо  Кампанелла, четверть века томился  в якутской тундре Чернышевский, чуть не лишился головы Радищев. XX век  продолжил эту «традицию»: лучших, самых выдающихся мыслителей России либо расстреляли, либо насильственно  выдворили в изгнание.

Неправедной власти нужна  не истина, ей нужен миф.

В мифе нуждается и «агрессивное большинство», холопствующее перед  такой властью, ждущее подачки со стола диктаторов. Не случайно, что  философия появилась там, где  родилась демократия: в греческих  городах, в столице Древней Эллады – в Афинах. Никакой философии  не могло быть и не было в Спарте, потому что там не было демократии, равно как не было и свободного времени у спартанцев. Все их время было занято муштрой, войнами или подготовкой к ним. В тоталитарном обществе личная жизнь граждан находится под постоянным, неусыпным контролем государственной власти. Индивиду не приходится самому выбирать, самому решать и самому отвечать за свой выбор и за свои решения.

Философствование всегда должно быть свободно. Оно не может  твориться «по заказу» и «по  указу», иначе это будет уже  не философствование, а пропись директивной  идеологии. Аристотель считал, что, философствуя, человек испытывает высшее блаженство, именно в этом акте он больше всего  приближается к Богу. Бог есть идеальный  философ – все знающий, вечно  созерцающий самого себя и свое творение.

Современный мир – сложная  динамическая целостная система, правильное и всестороннее понимание, которое  невозможно без определенных философских  представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей, в развитии, в единстве всех ее законов и противоречий, место человека в современном  мире, смысл его жизни и ряд  других сложных проблем.

Философская культура –  важная составная часть общей  культуры человека, формирование которой  – несущая потребность наших  дней. Термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости». Первоначально понятие «философия» означало совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни. Как видим, возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

В условиях происходящих глубоких перемен в современном обществе крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм и умозрительных  схем не только в мышлении, но и в  практической деятельности. Надо уметь  мыслить и действовать конструктивно  – критически, творчески, созидательно, диалектически. Чтобы овладеть этим искусством, нужна большая самостоятельная  работа по всестороннему освоению всего  богатства мировой философии  в целом и ее важнейших методов.

«Дух новизны», который  все полнее и глубже утверждается в нашей действительности, делает нетерпимым косность и застой, способствует самосовершенствованию человека, обновлению форм и методов деятельности, прогрессивному развитию общества. Формирующие новые  социальные структуры и формы  жизнедеятельности людей могут  стать жизнеспособными только в  том случае, если унаследуют все  лучшее, что сделано историей, вберут в себя весь опыт общественного развития, в полной мере будут опираться  на достижения отечественной и мировой  культуры. Важнейший элемент культуры – философия.

Широкие философские обобщения  и верная методология помогают нацелить поиски на правильное отражение новейшего  этапа истории, выявить особенности  различных социальных образований, дать человеку основные ценностно-мировоззренческие  ориентации в нынешнем сложном мире, прогнозировать его дальнейшее развитие.  

 

4. Философское  мировоззрение и его ключевые  проблемы:

мир и человек, бытие и сознание 

 

Мы уже определили точку  отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два  с половиной тысячелетия, в течение  которых взгляды на содержание и  задачи философии развивались. Первоначально  философия выступала в качестве синтеза всех знаний. В дальнейшем в процессе обособления частных  наук сфера философского знания постепенно сужалась, хотя при этом его главное содержание, его, так сказать, стержень сохранялся.

Что постоянно оставалось в центре внимания философов? Во-первых, природа; во-вторых, общественная жизнь; в-третьих (и это главное), человек. Эти три центральных момента  – природный и общественный мир, а также человек в их взаимосвязи  – были и остаются главными предметами философских размышлений.

Философия – это теоретически разработанное мировоззрение, система  самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения  к миру. Две главные черты характеризуют  философское мировоззрение –  его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Информация о работе Философия, её предмет и место в культуре человечества