Философия истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 16:49, реферат

Краткое описание

В советское время в высших учебных заведениях изучался курс философии,
который включал в себя две части - диалектический материализм и
исторический материализм. Диалектический материализм был призван дать так
называемый марксистско-ленинский взгляд на законы развитие природы,
проанализировать материю и сознание, мышление и процессы познания.
Исторический материализм изучал процессы, происходящие в обществе, и прежде
всего выполнял идеологическую функцию.

Содержание

Введение……………………………………………………….2

1. Философия истории: методологические проблемы 3

2.Смысл и направленность
……………………………………………………….4

3. Философские проблемы периодизации ………………………………………………………..5

4. Специфика философского познания социальной
действительности…………………….………………………….9

5. Предмет и функции социальной
………………………………………………....12

6. Используемая
литература..............………………………………………..……15

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 623.83 Кб (Скачать файл)

 

объективное существование общества и наличие в нем объективных законов.

 

 

существует и ценностная-аксиологическая сторона, играющая важную роль в

 

понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное,

 

связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами

 

различных субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала

 

социального познания - с выбора объекта исследования. Этот выбор

 

осуществляется конкретным субъектом исходя из его жизненного и

 

познавательного опыта, индивидуальных целей и задач.

 

5. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ

ФИЛОСОФИИ

 

История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это

 

время накопилось множество определений философии, но до сих пор не утихают

 

споры о том, что же она собой представляет - мировоззрение, науку,

 

идеологию, искусство? Всем известны разговорные, житейские определения

 

философии:

 

1) философия - это сложившиеся убеждения по поводу чего-либо (например,

 

жизненная философия, студенческая философия);

 

2) отвлеченные, общие, не относящиеся к делу рассуж дения (например,

 

разводить философию).

 

Одно из самых распространенных определений философии, которое несколько

 

десятилетий было принято в СССР, исходило из тезиса К.Маркса о

 

необходимости создания новой философской науки, вооруженной современными,

 

точными методами исследования бытия, общества и человека: философия - это

 

наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и

 

мышления.

 

Нередко под философией понимается чье-либо учение о мире (например,

 

античная философия, философия Гегеля и т.п.)

 

Термином "философия" часто называют методологические принципы, лежащие в

 

основе какой-либо науки, области знания (например, философия истории,

 

философия математики и т. д.)

 

Определить социальную философию ещё более сложно, поскольку эта область

 

знания непосредственно затрагивает интересы людей, понимание ими мира и

 

появление связано с именами Сократа и Платона, впервые поставивших задачу

 

философского осмысления общества и отдельных его сфер.

 

Что же касается философии истории, то ее начало в Европе заложил Августин

 

Аврелий (IV в.н.э.) своим знаменитым трудом "О граде Божьем".

 

Августиновское толкование исторического процесса в европейской философии

 

господствовало до XVIII века. Но формирование социальной философии как

 

отдельной отрасли знания относится к середине XIX века. В это время

 

происходит становление социологии и психологии. Ученые отказываются от

 

"спекулятивного", основанного только на размышлении, рассудочного познания

 

мира в пользу опытного, рационального знания. Они выделяют активную роль

 

человека, который овладевает тайнами мироздания не с помощью

 

метафизических, оторванных от реальной жизни умопостроений, а за счет

 

точных научных методов.

 

Прошедшие с тех пор полтора века не внесли ясности в проблему сущности как

 

философии в целом, так и социальной философии, в частности. И по сей день в

 

литературе нет единства в определении социальной философии и ее предмета.

 

Более того, в научном мире отсутствует даже единое понимании одной из

 

основных категорий - "социальное",- хотя объектом социальной философии

 

являются социальная жизнь и социальные процессы.

 

В литературе термин "социальный" употребляется в разных смыслах. Пожалуй,

 

наиболее часто используется определение, данное П.А. Сорокиным, по мнению

 

многих, самым выдающимся социологом первой половины ХХ века. "Социальное

 

явление есть мир понятий, мир логического (научного - в строгом смысле

 

этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный

 

опыт) человеческих индивидов", - писал этот американский ученый.17

 

Рассмотрим определения социальной философии. Одним из самых известных

 

определений является следующее: "Социальная философия призвана ответить на

 

вопрос о том, как вообще возможно сознательное упорядочение людьми своих

 

отношений в обществе, какие открывались и открываются перед ними в

 

различные исторические эпохи пути и средства строительства социальных

 

отношений, какой характер носили и носят здесь объективные преграды,

 

встающие перед людьми, как эти ограничения осознаются людьми и проявляются

 

идеологические конструкции прошлого и настоящего" .14

 

Не будем анализировать столь сложную дефиницию (толкование слова), видимо,

 

она может быть достаточно полезной для ученого-теоретика, но мы попробуем

 

найти более простое определение: "Социальная философия - это система

 

научного знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях

 

взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества,

 

целостного процесса социальной жизни".4

 

Автором еще одного определения является известный отечественный ученый

 

В.С.Барулин. Он считает, что "социальная философия изучает законы, согласно

 

которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения

 

между этими группами, их связи и роль в обществе".18

 

Студент может взять на вооружение любое из приведенных определений. Он

 

может также каким-то образом попытаться их синтезировать, или даже

 

попробовать сконструировать свое собственное определение. Но для этого надо

 

знать, что многообразие и различие определений социальной философии во

 

многом связано с тем, что до сих пор не ясен проблемно-предметный статус

 

социальной философии. Причины этого разнообразны. Сказывается

 

нигилистический (отрицающий полностью все прошлые достижения) разрыв с

 

"истматовским" прошлым. Влияет утверждение с середины 80-х годов

 

"плюрализма мыслей, а не знаний". Сказываются и трудности в освоении

 

современной западной литературы.

 

На последней причине остановимся более подробно. Несколько десятилетий даже

 

советские философы-профессионалы, не говоря уже о тех, кто изучал философию

 

в высших учебных заведениях или просто интересовался ею, были лишены

 

возможности общаться с зарубежными коллегами-немарксистами и читать

 

зарубежную философскую литературу. Следствием этого, помимо всего прочего,

 

явилось то, что с конца 80-х годов книжный рынок обрушил на читателей такой

 

объем ранее неизвестной литературы, который просто трудно было освоить. Но

 

дело не только в этом. В России стало модным многое из того, что за рубежом

 

уже было историей философии.

 

Если на западе термин "социальная философия" стал весьма распространенным в

 

середине ХХ века, то в России - лишь в завершающие его 90-е годы.

 

сущности социальной философии. Так, учебник для студентов Оксфорда содержит

 

разделы о сущности общества, личности, социальной справедливости,

 

социальном равенстве и его поддержании, здравоохранении, моральных нормах и

 

праве.19 Другой учебник, изданный в Дармштадте, рассматривает концепции

 

общества, идею свободы воли и ответственности человека, проблемы наказания,

 

власти, политические системы, теории справедливых войн и т.д.20 Этот список

 

можно продолжить.

 

Отметим, что подходы отечественных авторов так же различны и все они имеют

 

право на существование, так как не являются альтернативными, а лишь

 

дополняют друг друга, рассматривая сложный социальный мир с различных

 

сторон философского мировоззрения.

 

Какую роль играет социальная философия в обществе? Прежде, чем ответить на

 

этот вопрос, напомним функции философии: ведь в значительной мере они

 

являются общими и для социальной философии.

 

1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей,

 

представлений, понятий, на которых базируется общественно-историческая

 

жизнь людей);

 

2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и

 

теоретическую форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его

 

разновидностях: практическом, познавательном, ценностном);

 

3) критическая функция (критика догматического способа мышления и познания,

 

заблуждений, предрассудков, ошибок);

 

4) функция формирования теоретического обобщенного образа мира на

 

определенной ступени развития общества.

 

Говоря о специфике социальной философии, следует особое внимание уделить

 

следующим ее функциям:

 

1) гносеологическая функция (исследование и объяснение наиболее общих

 

закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных

 

процессов на уровне больших социальных групп);

 

2) методологическая функция (социальная философия выступает как общее

 

учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их

 

изучению);

 

социального бытия);

 

4) прогностическая функция социальной философии (создание гипотез об общих

 

тенденциях развития социальной жизни и человека);

 

5) мировоззренческая функция (в отличие от других исторических форм

 

мировоззрения - мифологии и религии - социальная философия связана с

 

понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира);

 

6) аксиологическая или ценностная функция (любая социально-философская

 

концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта;

 

7) социальная функция (в наиболее широком смысле социальная философия

 

призвана выполнять двуединую задачу - объяснять социальное бытие и

 

способствовать его материальному и духовному изменению);

 

8) гуманитарная функция (социальная философия должна способствовать

 

формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной

 

цели жизни).

 

Функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них

 

предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. Таким

 

образом, очевидно, что социально-философское исследование общественных

 

процессов будет тем более успешным, чем с большей тщательностью будет

 

обращено внимание на каждую из функций философии.

 

Известный философ К.Х.Момджян справедливо отмечает, что, в отличие от

 

конкретных наук, каждая из которых разрабатывает свою "делянку", у

 

философии хватает дерзости попробовать осмыслить мир в его тотальности,

 

универсальности, всеобщности. Эта тотальность раскрывается ею в двух

 

взаимосвязанных аспектах, которые условно можно назвать "субстанциальным" и

 

"функциональным". В первом случае речь идет о поиске существенных и

 

неслучайных сходств между подсистемами целостного мира (примером которого

 

может служить их подчиненность универсальным принципам каузально

 

функциональной связи, на существовании которых настаивают концепции

 

философского детерминизма). Во втором случае речь идет о попытках

 

объяснения подобных сходств путем раскрытия существенных и неслучайных

 

связей, реальных опосредований между соотносимыми "царства бытия".21

 

Таким образом, основная задача социальной философии состоит в том, чтобы

 

отличающуюся от иных его частей, но связанную с ними в единый мировой

 

универсум.

 

Вместе с этим социальная философия выступает как особая теория, имеющая

 

свои категории, законы и принципы исследования.

 

В силу большой степени общности своих положений, законов и принципов,

 

социальная философия выступает и как методология для других общественных

 

наук

 

ИСПОЛЬЗУМАЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские

 

науки.1989.N6. С.53.

 

2. Чанышев А.Н. Некоторые соображения по поводу статьи двух философов //

 

Вестник Моск. ун-та. Сер. "Философия". 1991.N2. С.88.

 

3. ГЕГЕЛЬ Г.В.Ф. ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ

ИСТОРИИ. СПБ., 1993. C.68.

 

4. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. М.,1996. С.51.

 

5. ЛЕНИН В.И. ПОЛН.СОБР.СОЧ. Т.39. С.67.

 

6. Поппер К.Р. Нищета историцизма \\ Вопросы фи- лософии. 1992. N 4. C.49.

 

7. Дубов А.П. Падение Запада и глобальные проблемы человечества

 

(общедоступное введение) // Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск,1993.

 

С.6.

 

8. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи // Мир философии: Книга для

 

чтения. Ч.2. М.,1991. С.445.

 

9. ФИЛОСОФСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ. М.,1989. С.733.

 

10. ЧЕШКОВ М. ПОНИМАНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ

МИРА: В ПОИСКАХ НЕФОРМАЦИОННОЙ

 

парадигмы // Мировая экономи- ка и международные отношения. 1990. N 5. С.33

 

48.

 

СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДА. М.,1992. С.5-6.

 

12. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. ОСНОВЫ

СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:

ХРЕСТОМАТИЯ.

 

М.,1992. С.51-52.

 

13. Ковалев А. Еще раз о формационном и цивилизационном подходе //

 

Общественные науки и современность. 1996.С.97-104..

 

14. ОЧЕРКИ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ.

М.,1994. С.16.

 

15. Теория познания: В 4-х т. Т.4. Познание социальной реальности. М.,1995.

Информация о работе Философия истории