Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:39, курс лекций
Термин «философия» происходит от древнегреческих слов «филос» — любовь и «софос» — мудрость. Философия — это любовь, стремление к мудрости. Мудростью треки называли умение найти выход в сложных ситуациях. Философ — еще не мудрец, но это человек, который стремится к знаниям, к мудрости. Греки говорили: многознание уму не научает, но мудрый много знать обязан.
1. Философия , ее предмет и функции.
2.Философия и мировоззрение.
На ранней стадии развития общества познавательные и производственные элементы были тесно взаимосвязаны. Для возникновения собственно науки нужны были соответствующие условия: определенный уровень производства и общественных отношений, разделение умственного и физического труда, наличие широких культурных традиций, позволяющих усваивать достижения других народов и культур. Наука зарождается на определенной стадии развития общества, когда появляется потребность в научных знаниях
В настоящее время наука — это чрезвычайно сложное общественное явление. Ее рассматривают с различных точек зрения. Науку определяют как систему знаний, форму общественного сознания; форму деятельности, систему отношений между учеными и научными учреждениями; как социальный институт; как средство практического изменения жизни общества. Существует множество классификаций науки. Науки разделяются по предмету и методу познания: естествознание, обществознание, технические науки. По удаленности от практики выделяются фундаментальные науки, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и не ориентируются непосредственно на практику, и прикладные, которые ориентируются на непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем. Фундаментальные науки изучают законы в чистом виде, поэтому их называют чистыми науками. Прикладные науки опираются на законы, устанавливаемые фундаментальными науками. Однако границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны. Все чаще происходит соединение научных знаний в форме стыковых дисциплин: физическая химия, биофизика, геохимия и др.
Для нашего времени характерна
тесная связь науки и производства, сокращаются
сроки между совершением научного открытия и его
внедрением в производство, труд по своему
содержанию становится все более наукоемким.
Тема 11
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ
45. ПОНЯТИЕЛИЧНОСТИ.
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Понятие «личность» в русском языке, так же как и соответствующее понятие в европейских языках, восходящих к латинскому «персона», означает маску актера в театре, социальную роль человека как целостного существа. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке понятие «личность» сопряжено с другими понятиями: «человек», «индивид»,
«индивидуальность». Каждое из них имеет свой аспект употребления. Их нельзя отождествлять, однако нельзя и противопоставлять, так как они обозначают один феномен, но в разных аспектах.
Наиболее общим, родовым понятием является понятие «человек». Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, субъект данных общественно-исторических отношений и тем самым культурного общемирового процесса. По своей природе он представляет собой биосоциальное существо, способное мыслить, производить орудия труда, обладает членораздельной речью и нравственными качествами.
Индивид — это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его особенностям, один из многих. Поскольку индивид приобретает самостоятельность своего бытия в обществе, он становится индивидуальностью и формируется как личность.
Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения), образует личность. Личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств, выраженных в индивидуальных особенностях сознания и деятельности. Природную основу личности образуют ее биологические особенности, определяющими факторами ее развития являются социально значимые качества: осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных, неповторимых качеств и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность».
Социальные качества личности
проявляются в ее действиях, поступках,
отношении к другим людям. Личность —
не только субъект деятельности, но и объект
воздействия общества, других индивидов.
В процессе функционирования в обществе личность
выполняет социальные роли, обусловленные
общественным разделением труда, принадлежностью
к тому или иному классу или социальной
группе с ее идеологией и психологией.
Мировоззрение личности, формируемое
социальным окружением, воспитанием, самовоспитанием,
является одним из важнейших качеств личности,
ее стержнем. Оно предопределяет направленность
и особенности всех социально значимых
ее решений и поступков. Личность по своей
сущности социальна, но по способу своего
существования индивидуальна. Индивидуальность
выражается в самобытности личности, ее
способности быть самой собой среди других
людей. Важную роль в развитии индивидуальности
играют природные задатки, врожденные
особенности, а также социально ценные
качества, приобретенные в процессе социализации.
46. СВОБОДА И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
В рационалистической философии свобода традиционно определяется как познанная необходимость. Эта традиция восходит к Спинозе и Гегелю. Однако если индивид лишь познает, но не действует, то в результате он оказывается в подчинении у необходимости, хотя и осознанной. Познание необходимости является одним, но не единственным условием свободы. Для того чтобы быть свободным, индивид должен иметь возможность выбора действий в соответствии со своими внутренними убеждениями и интересами и возможность действовать в соответствии со своим выбором. Во взаимоотношениях с обществом индивид нередко сталкиваестся с конфликтными ситуациями, когда он должен отстаивать свою свободу или отказаться от нее. Возможны различные ситуации. Индивид может вступить в отношения борьбы за свободу, в открытый и непримиримый конфликт с обществом, добиваться своих целей любой ценой. Это опасный путь, на котором может произойти деформация личности. Возможно также бегство от мира в монастырь, в скит, в себя, чтобы реализовать себя внутренне. Чаще всего человек адаптируется к миру, идет в добровольное подчинение, чтобы обрести новый уровень свободы.
Понимание свободы как способности уклониться от всего внешнего, как возможности сказать «нет» — это негативная свобода, «свобода от». Назначение же человека заключается в стремлении к подлинному самоутверждению, к «свободе для». Человек свободен не вследствие отрицательной силы избегать чего-либо, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность. Эта положительная сила является движущей причиной внутренней свободы человека. Человеческое в человеке формируется в процессе все большего обретения им духовной свободы. Он обладает не полной, раз и навсегда данной свободой, а лишь определенной ее мерой, которая является переменной величиной. На человека оказывают влияние внешние природные и социальные факторы через посредство его субъективного восприятия. Человек может оказывать обратное влияние на эти факторы. Степень и глубина обратного влияния зависят от объема и глубины его знаний и опыта, силы воли и характера. Свобода — это не всегда результат рационального выбора. В реальной жизни она реализуется как проявление целостного, как рационального, так и эмоционально-чувственного мировосприятия и волеизъявления индивида.
Обретение свободы направлено
не только на внешний мир, но и на самого
человека, он оказывается свободным делать самого себя. Поэтому
свободу часто называют нелегким бременем,
тяжким крестом для человека. Принятие
решения неизбежно связано с постоянным
риском и личной ответственностью. Если
у человека есть возможность выбирать,
значит, он должен отвечать за свой выбор.
Поэтому нередко человек не столько действительно
хочет свободы, сколько хочет казаться
свободным и в то же время растворяется
в толпе, перекладывает свою ответственность
на других. В тоталитарных обществах пропагандируется
идеология человека как винтика системы.
В условиях современного общества растет
потребность в творческой и инициативной
личности, умеющей быть ответственной
за свои действия. Внутренняя свобода
— важнейшее средство обретения человеком
смысла своей жизни.
47. ЛИЧНОСТЬ В
ИСТОРИИ
Общество можно определить как целостную самоорганизованную систему поведения людей н их взаимоотношений друг с другом и с природой. Человек только в качестве члена общества может состояться как личность. Человек и общество диалектически взаимосвязаны как часть и целое. Их взаимоотношения подчиняются следующим закономерностям. 1. Социальная среда воздействует на формирование личности. 2. Личность оказывает активное обратное влияние на социальную среду и общественные отношения. 3. Общественные отношения развиваются и функционируют в процессе и на основании человеческой деятельности. 4. Формирование сознания личности и ее творческого начала зависит от характера ее взаимоотношений с другими людьми. 5. Социализация личности происходит в единстве общения с другими людьми и обособления от них при ведущей роли общения.
В разные исторические эпохи изменялся характер взаимоотношения общества и личности. 1. В докапиталистических формациях преобладают отношения личной зависимости. В это время развиваются представления о божественном характере государства и власти. Развитие личности было возможно в составе единого социального механизма, объединяющего людей для выполнения социально-хозяйственных задач. Роль личности здесь была минимальной. Формой воспроизводства выступала устная или письменная традиция. 2. В капиталистическом обществе определяющими становятся отношения экономической зависимости при условии личной независимости. Здесь впервые образуется система всеобщего общественного обмена, универсальных отношений и потребностей. Эксплуатация человека человеком постепенно сменяется эксплуатацией человека государством и обществом. Государственный монополизм и бюрократический аппарат отчуждают людей от собственности и от власти. 3. В современном обществе становится возможным формирование отношений свободных индивидуальностей. Основой на этом этапе должны стать экономические и политические свободы при ведущей роли интеллектуального и морального потенциала.
Важным является вопрос о возможности
личности влиять на развитие общества,
на ход исторического процесса. Конечно, индивид может оказать
влияние на развитие общества только посредством
других людей, если он сможет убедить их
в необходимости действовать. Важнейшим
условием влияния личности на процесс
общественного развития являются степень
ее таланта, возможность уловить тенденции
и потребности исторического развития.
При соблюдении этих условий такая возможность
существует.
48. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА
ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
Вопрос о смысле жизни личности принадлежит к числу вечных вопросов, на который люди с давних времен пытаются найти ответ. Прежде всего, он встает в самой общей форме: имеет ли смысл весь мир, природа, имеет ли смысл жизнь как биологическое существование? Положительный ответ на этот вопрос порождает другой: если смысл есть, то кто его вложил? Вложить смысл может только мыслящее существо. Для верующего человека ответ очевиден: смысл мира дан Богом. Наука же считает, что вопрос о смысле жизни можно отнести только к человеку, единственному мыслящему существу, которое может определить смысл собственной жизни.
Сама эта проблема возникает перед каждым человеком по мере осмысления им своей смертности. Человек внутренне ощущает себя вечным, но видит, осознает временность своего пребывания в мире. В поисках решения противоречия между внутренним ощущением вечности и временностью своего существования он и обращается к вопросу о смысле, о том, что будет представлять его временное существование перед лицом вечности.
Важность правильного ответа на вопрос о смысле жизни подтверждается данными статистики самоубийств. Наибольшее количество самоубийств совершается потому, что человек утрачивает смысл жизни, вернее, теряет то, что считал смыслом жизни. Необходимо указать, что смысл жизни не равнозначен целям, которые человек ставит в своей жизни, удовлетворяя свои потребности, общаясь с другими людьми. Человек выполняет множество социальных ролей: сына, внука, брата, работника, ученика, просто пешехода. В каждой из них человек ставит перед собой цели, достижение которых еще не является реализацией смысла жизни. Не цели определяют смысл жизни, а смысл жизни определяет те цели, которые человек перед собой ставит, и те роли, которые он выполняет.
В истории общества проблема смысла человеческого существования вставала обычно в переломные моменты, когда происходила смена системы ценностей. Изменялись материальные условия жизни людей, их социальные и культурные запросы, и вместе с ними изменялись представления о смысле жизни. Однако всегда люди пытались найти вечную формулу. Религиозная концепция видит смысл жизни вне самой жизни, в очищении от скверны бытия, соблюдении основных заповедей в процессе приготовления к потусторонней жизни.
В философии мы встречаемся с разными толкованиями
смысла: с позиции абстрактной добродетели
— служить истине, добру; с позиции максимального
удовлетворения биологических потребностей
человека — стремление к удовольствиям;
с позиций экзистенциально-
в рождении гениев, которые
возвышали бы общество. Гуманистические
направления современной философии определяют смысл
жизни человека в самореализации, в актуализации
всех заложенных в человеке способностей.
Как бы ни различались варианты решения
этой проблемы в обществе, каждый человек
решает ее сам для себя, и это решение зависит
от того, насколько он способен различать
подлинные и мнимые ценности, готов к самореализации.
Тема 12
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
49. ГЛОБАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Современное человечество представляет собой новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью. Проблемы, которые стоят перед ним, носят характер глобальных. Глобальные проблемы затрагивают интересы всего человечества, и только его усилиями они могут быть разрешены. К глобальным можно отнести следующие проблемы: 1) предотвращение катастрофического загрязнения человеком окружающей среды; 2) обеспечение общества необходимыми энергетическими и продовольственными ресурсами; 3) регулирование роста народонаселения в районах нищеты и голода; 4) обеспечение мира между народами и недопущение войн с применением оружия массового уничтожения; 5) преодоление забвения достижений культуры, нравственности, образования.