Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:39, курс лекций
Термин «философия» происходит от древнегреческих слов «филос» — любовь и «софос» — мудрость. Философия — это любовь, стремление к мудрости. Мудростью треки называли умение найти выход в сложных ситуациях. Философ — еще не мудрец, но это человек, который стремится к знаниям, к мудрости. Греки говорили: многознание уму не научает, но мудрый много знать обязан.
1. Философия , ее предмет и функции.
2.Философия и мировоззрение.
6. ГУМАНИЗМ И
ПАНТЕИЗМ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ
ВОЗРОЖДЕНИЯ
Философская мысль эпохи Возрождения охватывает три столетия: от раннего гуманизма XIV века до натурфилософии XVI — начала XVII века. Ее характеризуют следующие черты:
• антисхоластичность — стремление мыслить самостоятельно, независимо от религии;
• пантеизм (от греч. пан — все, теос — Бог) — отождествление природы и Бога, стремление слить их в одной субстанции, растворить Бога в природе;
• анропоцентризм и гуманизм — это философия человека и для человека.
Выдающиеся поэты и философы эпохи Возрождения прославляли человека — творца собственной жизни. Бог создал Природу и Человека, а человек создает свое лицо — утверждал Пико делла Мирандолла (1463—1494), выдающийся философ эпохи Возрождения. Задачей философии он считал не противопоставление в человеке божественного и природного начал, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. В отличие от средневекового понимания гуманизм Возрождения рассматривает значение человека не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему его достоинства. Истинно человеческое состояние, хотя и заложенное в человеке, проявляется только в результате собственных усилий личности, ее творческой деятельности.
К выдающимся гуманистам эпохи Возрождения принадлежит Лоренцо Балла (1407-1457). В своем диалоге «О наслаждении как истинном благе» он последовательно рассматривает три точки зрения: стоическую, эпикурейскую и христианскую, пытается их примирить. В основе этики Баллы лежит не отказ от наслаждений земной жизни, а следование единому принципу наслаждения на небе и на земле. Он считает, что земное блаженство — предварительная ступень небесного, при этом блаженство понимается как достойное человека существование, включающее честь и добродетель. В философии Возрождения творческая деятельность человека приобретает священный характер, она включает саму человеческую жизнь, поэтому фигура художника-творца становится как бы символом Ренессанса.
В эпоху
Возрождения мыслители
Лекция 3 (2часа)
Тема 3
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
План:
1.Проблемы познания в философии Нового времени.
2.Философия Просвещения.
3. Немецкая классическая философия
4. Философия марксизма
1. ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ
В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Эпоха Нового времени начинается с 1600 года. В Европе происходит смена феодального общественного строя буржуазным, совершается религиозная Реформация, внедряется машинное производство. Открытия предшествующих эпох подготовили научную революцию, что в свою очередь поставило философов перед необходимостью решения проблем познания, поисков новых его методов. Возникают два основных направления в решении этих проблем: эмпиризм и рационализм. Представители эмпиризма считали, что истина доступна органам чувств человека, разум может только обобщать данные органов чувств. Там, где разум превышает свои полномочия, появляются заблуждения.
Выдающимся представителем этого направления был известный английский философ Френсис Бэкон (1561— 1626). Основной задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки — польза человечеству. В основе любого познания, считал Бэкон, лежит опыт, который подталкивает исследователя ко все новым экспериментам или теоретическим положениям. Наша мысль движется в соответствии с методом индукции от знания единичных фактов к знанию целого класса предметов.
Бэкон выделял три пути познания, которые он аллегорически называл путями паука, муравья и пчелы. Путь паука — это выведение истины из «чистого» сознания, подобно тому, как паук ткет свою паутину. Но таким образом можно получить только гипотезы, истинность которых еще нужно доказать; это путь рационалистов. Путь муравья — это узкий эмпиризм, сконцентрированный лишь на сборе фактов. Эмпирики только собирают факты, но не умеют их обобщать. Такой метод не позволяет познать сущность предметов. Путь пчелы сочетает в себе достоинства первых двух методов и свободен от их недостатков. С его помощью исследователь совершает подъем от опытного знания к теории. Учение Бэкона оказало огромное влияние на последующее развитие науки и философии.
Рационалисты считали, что истина доступна исключительно разуму, чувства обманывают человека и не приводят к достоверному знанию, они могут только подтолкнуть к познанию истины. Основоположником рационализма является великий французский ученый и философ Рене Декарт (1596-1650). Большое значение он придавал методу дедукции. Под дедукцией Декарт понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность обнаруживается разумом интуитивно, без всякого доказательства, на основе ясности и очевидности.
Декарт пытался обнаружить в разуме такие идеи, которые не получены из опыта, а присущи сознанию изначально, поэтому их можно считать врожденными идеями и из них выводить новые. Он заложил основы аналитической геометрии, объяснил образование и движение небесных тел; понятие переменной величины; открыл рефлекс в физиологии. Декарт стал одним из творцов классической механики, создал предпосылки открытия дифференциального и интегрального исчисления.
2. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII век вошел в историю как век Просвещения. Это было время крушения феодализма и утверждения капиталистических отношений. Мир последовательно принимал форму индустриальной цивилизации. Машинное производство стало ведущим в странах Западной Европы. Непрерывные войны, революции, кризисы и реформы сопровождались энергичными процессами осмысления происходящего, возникали различные теории общественного развития. Наука набирала темпы, обгоняя запросы техники. Научный характер приобретают знания об обществе. Это была эпоха торжествующего разума. Выдающиеся мыслители этого времени считали, что с помощью разума можно устроить мир счастливо и справедливо, для этого необходимо, чтобы все граждане это поняли, а с этой целью нужно развивать образование и просвещение.
В это время во Франции впервые в истории была подготовлена и выпущена в свет «Энциклопедия», в которой была дана оценка всего известного из истории человечества: всех достижений наук, искусств, ремесел. Эту работу по праву можно назвать символом эпохи. Ее возглавлял известный французский философ Дени Дидро (1713— 1784). Практическим результатом эпохи можно считать Великую французскую революцию, в ходе которой предполагалось претворить в жизнь самые смелые проекты общественного переустройства.
Все эти события подготавливали изменения в философии и были основным их содержанием. Просветители создали развитую форму материализма — механистический материализм, который сыграл положительную роль в развитии философии и науки! Механика в это время была самой развитой из наук, и философы распространяли ее законы на все сферы действительности, считая, что сложные явления и процессы можно объяснить, если свести их к сумме простых, например, поведение человека или животного пытались понять по аналогии с машиной. И хотя впоследствии наука отказалась от такого упрощения, они высказали немало идей, сыгравших значительную роль в развитии науки и не теряющих своей актуальности в настоящее время. Это идея о самозарождении жизни, о движении как неотъемлемом свойстве материи, об определяющей роли опыта в научном познании. Выдающимися представителями материализма эпохи Просвещения являются Э.Б. Кондвльяк, Ж.О. Ламетри, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеции и др.
Для социальной философии эпохи Просвещения характерны следующие черты: 1) признание незыблемости естественных прав человека, равенства всех людей перед законом; 2) признание возможности свержения правительства, если оно не обеспечивает безопасность и равенство всех людей; 3) последовательное отрицание религии, существование которой они объясняли обманом.
Французские просветители сформулировали антиномию (противоречие), решить которую они так и не смогли. Они признавали, что человек является результатом воздействия общественной среды. Если изменить законы, то изменится нравственный климат, а следовательно, и человек. В то же время духовная атмосфера общества создается мнением людей. Эта антиномия — среда формирует человека или человек формирует среду, впоследствии была решена в диалектической философии.
3. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли, возникшее в последней четверти XVIII века и сохранявшее свое влияние до середины XIX века. К этому течению относятся философские учения И. Канта, И. Фийге, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха.
Главные достижения немецких философов лежат в области теории познания. Основоположник немецкой классической философии И. Кант (1724-1804) признавал существование объективного мира («вещи в себе»), но считал, что человеку доступен лишь мир явлений («вещь для нас»). Если человек все же попытается познать «вещи в себе», его разум запутается в неразрешимых противоречиях (антиномиях). Таким образом Кант обосновывал свою позицию агностицизма (отрицания возможности познания мира). В философии Канта сочетались идеи материализма, идеализма и агностицизма.
Противоположную точку зрения относительно возможности познания мира высказывал Г. Гегель (1770-1831). В основу всего сущего он положил абсолютную идею, которая в процессе своего развития познает самое себя сначала в сфере чистого разума, затем в природе и, наконец, в человеческой истории. Он утверждал тождество законов природы, общества и мышления, а следовательно, признавал возможность исчерпывающего познания мира. Гегель близко подошел к пониманию обусловленности теоретического освоения мира его практическим преобразованием, к пониманию познания как вида деятельности. Особенно велики заслуги Гегеля в создании системы диалектики. Он первым попытался систематически изложить законы и категории диалектики, ему принадлежит идея единства диалектики, логики и теории познания. Однако философия Гегеля не лишена внутренних противоречий. Открыв законы развития, Гегель логически приходит к выводу о возможности его прекращения, так как будет достигнута наивысшая и окончательная его ступень. В частности, он считал прусскую монархию и свою философию венцом развития. Философию Гегель рассматривал как науку наук.
Последним представителем немецкой классической философии является Л. Фейербах (1804-1872). Будучи последователем Гегеля, в дальнейшем он подверг критике идеализм этого мыслителя, показав, что его система не более чем рациональная опора религии. Фейербах попытался развить понятие субъекта деятельности не как духа, а как реального человека, однако он свел сущность человека преимущественно к биологической природе, следовательно, не смог выйти за пределы идеализма в области общественных отношений.
Несмотря на разнообразие основных философских позиций (от идеализма субъективного и объективного до материализма), немецкая классичесская философия является единым, относительно самостоятельным этапом. Все системы, созданные ее творцами, логически вытекают одна из другой, преодолевая внутренние противоречия предыдущих систем. К важнейшим достижениям этих мыслителей относятся: преодоление созерцательного взгляда на мир; понимание человека как творческого социально-исторического субъекта; углубленная разработка общей концепции развития; высокая оценка человеческого разума; защита идей гуманизма.
4. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
Философия марксизма — одна из составных частей марксистского мировоззрения, создана К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) в конце 40-х годов XIX века. Она явилась результатом критического переосмысления достижений немецкой философии, а также использования крупнейших открытий естествознания середины XIX века. Марксистская философия не имеет самостоятельного характера. Функционируя в рамках целостного мировоззрения, она играет служебную методологическую роль в обосновании марксистской политической экономии, стратегии и тактики классовой борьбы.
В марксистской философии можно выделить две основные идеи: материалистическую диалектику и материалистическое, понимание истории. Первая идея явилась материалистическим переосмыслением и сохранением рационального зерна гегелевской диалектики. В философии Гегеля субъект развития — абсолютный дух, а природа, общество и человек являются отражением этого развития. В марксизме понимание субъекта переносится на природу и общество, возникающее как закономерный этап в развитии природы. Дух и сознание выступают как вторичные образования, сущность которых заключается в отражении законов развития природы.
Вторую идею называют краеугольным камнем марксизма вследствие важности ее для понимания теории в целом. Она заключается в распространении материализма в понимании природы на понимание общественного. Согласно Марксу, человеческая деятельность подчиняется объективным законам, как и природа. Сознание, духовная деятельность не имеют самостоятельного развития, они отражают экономическое, общественное бытие, называемое базисом, и в свою очередь оказывают обратное влияние на базис в качестве надстройки. Не сознание определяет бытие, а общественное бытие определяет общественное сознание — таков основной тезисмарксизма.