Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:39, курс лекций
Термин «философия» происходит от древнегреческих слов «филос» — любовь и «софос» — мудрость. Философия — это любовь, стремление к мудрости. Мудростью треки называли умение найти выход в сложных ситуациях. Философ — еще не мудрец, но это человек, который стремится к знаниям, к мудрости. Греки говорили: многознание уму не научает, но мудрый много знать обязан.
1. Философия , ее предмет и функции.
2.Философия и мировоззрение.
Эта идея позволила выстроить концепцию истории, в кторой классовая борьба, начинаясь в области экономических отношений, охватывает все сферы общества и двигает его вперед по ступеням — общественно-экономическим формациям: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической, которая также явится закономерным результатом развития человечества. Человеческая история есть естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Ни одна ступень этого развития не уйдет в прошлое, пока не исчерпает себя и пока производственные отношения дают возможность для развития производительных сил. Как только производственные отношения начинают тормозить развитие производительных сил, наступает эпоха социальной революции, в ходе которой происходит смена общественно-экономической формации.
Коммунистическая революция должна завершить собою предысторию человечества и открыть начало его подлинной истории, которая уже не будет знать классовых, национальных, расовых антагонизмов.
В XX веке гуманистические идеи
марксизма пришли в острое противоречие
с реальной попыткой построить социализм
и коммунизм с помощью тоталитаризма и
диктатуры.
Лекция 4(2часа)
План
Тема 4
ФИЛОСОФИЯ СОВРЕМЕННОСТИ
11. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Русская философская мысль составляет неотъемлемую часть мировой философии и культуры. Зарождение философской мысли в России связано с принятием христианства. Переводя на славянский язык книги византийских авторов, переводчики знакомили русских читателей не только с произведениями отцов церкви, но и с идеями древнегреческих философов.
Вплоть до XVIII века философские проблемы в России составляли часть религиозного мировоззрения. И только со второй половины XVIII века философия в России выделяется в самостоятельную отрасль духовной культуры. К этому времени высокого развития достигли литература, театр, живопись, музыка. Все эти факторы наложили отпечаток на развивающуюся философскую мысль России и определили следующие ее особенности.
Историзм. Русских философов глубоко интересовали как вопросы развития общечеловеческой истории, так и, особенно, исторические судьбы России, ее роль и место в человеческом общежитии.
Религиозный характер. Наиболее крупные представители русской философии были людьми верующими и стремились создать систему христианский философии в соответствии с традиционными учениями церкви.
Интерес к этическим проблемам. Основные проблемы здесь рассматриваются через призму морали. В связи с этим русская философская мысль тесно связана с художественным литературным творчеством.
Соборность. В социальной философии развивается понятие соборности как добровольного объединения всех людей в противоположность насильственному, официальному объединению.
В теории познания понятие «истина» неразрывно связывается с понятиями «добро» и «красота». Человек познает мир не только разумом и не только чувствами, но всем существом, всеми способностями, поэтому на представление об истине влияют все предпочтения человека.
Наивысшего расцвета русская философия достигла в конце XIX — начале XX века. Однако вскоре после социалистической революции многие философы были изгнаны из страны, а в России получила развитие только ленинско-сталинская версия марксизма.
В начале XIX века философские споры о будущем России, о ее значении в истории человечества привели к появлению двух противоположных направлений: славянофильство и западничество. Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. По их мнению, Россия отстала от западной цивилизации, и большим благом для ее народов станет освоение западных ценностей. В русскую философию они пытались внести идеи и положения материализма и эмпиризма.
Лидерами славянофилов были А.С. Хомяков,
И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин. Славянофилы
отстаивали идею самостоятельного пути
российской государственности, так как
основу бытия государства составляют
самодержавие, православие, народность
(общинный образ жизни, особый русский
менталитет). Они утверждали, что попытки
провести реформу и привести Россию к
западному подобию закончатся трагедией
для русского народа.
12. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ
ФИЛОСОФИЯ
Понятие «современная западная философия» хронологически охватывает период с середины XIX века до наших дней, а географически — страны Западной Европы и Северной Америки. Современный этап западной философии существенно отличается от предшествующих этапов. Главное отличие связано с переменами, происходящими в развитии общества. В конце XIX Века начинается научная революция, завершившаяся созданием неклассической науки, которая отказалась от претензии на полную объективность и адекватность знания. Наука приобретает прагматичный характер, теперь ее целью является повышение эффективности производственного процесса, она постепенно становится непосредственной производительной силой. Не менее важные изменения происходят в искусстве и религии.
В связи с этими изменениями в философии возникает множество новых течений, которые отражают потребности новой культурной ситуации. Своеобразие большинства философских течений обусловливается характером их отношений с наукой, который можно определить либо как сциентистский (неопозитивизм, прагматизм, структурализм, философия науки), либо как антисциентистский (философия жизни, экзистенциализм, герменевтика, персонализм и постмодернизм). Сциентистские направления опираются на рационализм и продолжают классический тип философии, а антисциентистские выступают с критикой науки и рационализма. Наиболее влиятельными в обществе направлениями являются неопозитивизм и экзистенциализм.
Неопозитивизм получает распространение в 20-х годах XX века. Основателями его были участники Венского кружка — М. Шлик, Л. Витгенштейн, О. Нейрат, Р. Карнап. Неопозитивисты считают, что философия должна заниматься исследованиями самого научного знания. Ее задачи — изучать логическую структуру научных теорий, выяснять, как строятся положения науки, какова логи-
ческая связь между ними, анализировать язык науки: символы, слова, знаки. Однако за связями понятий неопозитивисты не видят реальных связей объективного мира. Истинность положений науки можно определить, сравнив их с фактами опыта. Под фактами при этом понимаются определенные состояния сознания, выражаемые с помощью языка. Несовершенством языка неопозитивисты объясняют и социальные конфликты. Таким образом, все философские проблемы сводятся к проблеме языка, обыденного или научного.
Идеи экзистенциализма впервые возникли в России после поражения революции 1905 года в философии Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова, а после Первой мировой войны они появляются в Германии и Франции. Важнейшее понятие экзистенциализма — экзистенция — основная бессознательная установка личности, внутреннее бытие человека. В обычной жизни человек подчинен безликой среде и утра
чивает свою индивидуальность.
Страх перед Ничто и ощущение бессмысленности,
существования заставляют человека обратиться
к своей экзистенции, к утверждению своего
внутреннего подлинного бытия. Страх,
по мнению экзистенциалистов, составляет
основу человеческого существования.
Экзистенциализм оказал большое влияние,
на развитие западной литературы и театра.
Творчество Р.М. Рильке, Ж.-Т. Сартра, Ф.
Кафки, А. Камю пронизано идеями экзистенциализма.
РАЗДЕЛ 2
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
Лекция 5 2часа
ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ
13. ПОНЯТИЕ БЫТИЯ
В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Категория «бытие» является исходной в философском осмыслении мира. Она соотносима с понятиями «действительность», «реальность», «существование». В некоторых контекстах эти понятия могут рассматриваться как синонимы.
Проблемам бытия в философии посвящен раздел, который называется «онтология».
Констатация бытия
является исходной
Впервые проблему бытия в философию ввел Парменид. Он утверждал, что бытие едино, неподвижно и неизменно, ибо такова мысль о нем. Чувства же обманчивы, не дают истинного знания о мире, на основе чувств возможны только мнения. Таким образом, за единичными вещами, которые появляются и исчезают, предполагалось еще существование неизменных сущностей, которые являются основой мира и познаются с помощью интуиции. Впоследствии, в философии Платона, эти сущности получили название идей. Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и утверждал, что сущности вещей, хотя и не воспринимаются чувствами, но существуют непосредственно в самих вещах, а не в особом мире отдельно от вещей. Однако у Аристотеля сохраняется представление о бытии как совершенной основе реального мира.
Средневековье продолжает эту традицию в учениях реалистов, где Бог рассматривается как подлинное бытие, основа мира, все остальное обладает неподлинным бытием. Вместе с тем становится все более заметной и другая тенденция — номинализм, который утверждал, что у бытия нет никакой основы, никакой сущности. Бог творит единичные вещи, сообразуясь только со своей волей, не связываясь ни с какими законами. Отсюда следует, что у предмета нет никакой сущности, а у познания нет предмета, оно само есть предмет для себя. Многие философские направления Нового времени и современной философии исходят из такого предположения: Р. Декарт и И. Кант, Г. Гегель и Ф. Ницше, современный экзистенциализм и персонализм и др.
В марксизме бытие трактовалось в материалистической традиции как реальность, существующая независимо от сознания, развивающаяся по своим законам и не выходящая за пределы природы. Бытие отождествлялось с миром чувственно воспринимаемых тел и противопоставлялось сознанию. С точки зрения Энгельса, бессмысленно говорить о бытии, если его нельзя воспринимать с помощью органов чувств в пространстве и во времени. Таким образом, марксизм также наследовал традиции номинализма.
Русская религиозная философия выступила с критикой такого понимания мира. Основой этой критики было специфическое, отличное от западного, мироощущение укорененности человека в бытии. Познание нельзя сводить к бытию, оно только одна из форм постижения бытия. Помимо этой формы существует постижение бытия как непосредственного переживания, в котором отсутствует пространственно-временная определенность, например творчество. Бытие здесь выступает как основа, проявляющаяся в разных формах.
Основные формы бытия:
Бытие вещей и процессов;
Бытие человека;
Бытие духовного, идеального;
Бытие социальное.
14. ПРИРОДА КАК ОДНА
ИЗ ФОРМ БЫТИЯ.
РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ
ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ.
Существует множество форм бытия. Прежде всего, это природа и общество. В природе, в свою очередь, можно выделить первую и вторую природу; первая — существование мира до воздействия на него человека, дикая природа; вторая — природа, преобразованная усилиями человека. В обществе также можно выделить различные формы бытия, которые исследуются различными науками. Понимание природы как формы бытия важно прежде всего в связи с современной экологической ситуацией, которая требует от человека более четкого осознания противоречий, вызвавших это состояние.
В широком смысле слова природа сопоставима с понятиями «Вселенная», «материя», «бытие» и др. В более узком смысле природа понимается как объективная реальность, существующая вне сознания человека и независимо от него и на определенном этапе порождающая сознание и общество. В этом смысле возможно противопоставление общества и природы, общества и человека.
На ранних этапах своей истории вследствие абсолютной зависимости от внешней среды человек осознавал себя одним из многочисленных проявлений природы, что сказывалось в антропоморфизации природы, ее очеловечении. Человек выделяется из природы и противопоставляет себя природе в процессе труда, сущностью которого является преобразование природы. Однако, получив средства для существования, человек опять сливается с природой. Труд порождает это противоречие, но он же его и разрешает. Острота противоречия между человеком и природой в современной цивилизации объясняется не развитием производства, а мировоззренческими установками общества.
В эпоху Нового времени утверждается отношение к природе как к техническому материалу труда, объекту производственной эксплуатации. Протестантизм — направление в христианстве, возникшее в XVI веке, еще более усиливает эту тенденцию, поскольку отношение к труду ставится по святости на одну ступеньку со служением Богу. Успех в делах, с точки зрения протестантов, говорит о богоизбранности человека. Именно эта идея, по мнению немецкого социолога М. Вебера, оказала решающее влияние на процесс интенсивного развития производства, в котором все средства считались допустимыми и которое поставило человечество в середине XX века перед угрозой экологической катастрофы.
Но человек не может существовать вне природы, поэтому он должен найти разрешение противоречия между собой и природой, при котором не пострадала бы природа, а человек получил бы возможность дальнейшего развития и совершенствования. Многие современные мыслители видят его на пути формирования ноосферы. Впервые понятие «ноосфера» (сфера разума) было введено в философию французским ученым Э. Леруа, а впоследствии разработано русским ученым В.И. Вернадским. Ноосфера, с точки зрения Вернадского, — это организованная сознательной деятельностью человека сфера взаимодействия природы и общества, в которой люди сознательно и целесообразно в соответствии со своими потребностями и законами природы направляют и контролируют ход природных процессов. Ноосфера не ограничена рамками нашей планеты, она простирается и на космос.
15. ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ
Одной из основных проблем онтологии является проблема субстанции. Субстанция в философии понимается как предельное основание бытия. Каждый философ по-своему решает эту проблему. Все многообразие этих решений можно свести к следующим вариантам:
Монизм — философское направление, представители которого считали, что в основе мира лежит одно начало. Виды монизма: идеалистический и материалистический. Идеалисты утверждают, что в основе мира лежит сознание, причем субъективный идеализм считает, что это со знание индивидуума, а объективный — сознание, стоящей над миром (абсолютный дух у Гегеля, мировая душа, ми-] ровой разум и т.д.). Наиболее последовательной формой] объективного идеализма является идеализм Гегеля, который представил весь мир как саморазвертывание абсолютного духа, воплощающегося в разных формах бытия. Эта система охватывает все, что может помыслить человеческий разум.