Философия и ее место в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:39, курс лекций

Краткое описание

Термин «философия» происходит от древнегреческих слов «филос» — любовь и «софос» — мудрость. Философия — это любовь, стремление к мудрости. Мудростью треки называли умение найти выход в сложных ситуациях. Философ — еще не мудрец, но это человек, который стремится к знаниям, к мудрости. Греки говорили: многознание уму не научает, но мудрый много знать обязан.

Содержание

1. Философия , ее предмет и функции.
2.Философия и мировоззрение.

Вложенные файлы: 1 файл

конспекты лекций по философии.doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее последовательная система субъективного идеализма представлена у английского философа Дж. Беркли. Поскольку все, что мы знаем о мире, проходит через наши органы чувств, мы ничего не можем сказать о том, что существует за пределами нашего сознания, а следовательно,; существовать означает быть воспринимаемым. Если мы не воспринимаем чего-либо, мы ничего не можем сказать о его существовании. Это рассуждение приводит к солипсизму (от лат. солюс — единственный) — утверждению о существовании индивидуального Я, которое является единственной порождающей субстанцией, раздувающейся до размеров Вселенной.

Материалистическое направление утверждает первичность субстанции, независящей от сознания. Первоначально в античной философии она отождествлялась с конкретным веществом: водой, воздухом, огнем и т.д. В дальнейшем — как чувственно не воспринимаемое конкретное образование, далее — неделимое в атомизме Демокрита, и наконец, в марксизме — как объективная реальность, которая отражается ощущениями, но существует независимо от них.

Плюрализм (от лат. плюралис — множественный) считает, что в основе мира лежит множество начал, обладающих активностью и самодостаточностью. Пример плюрализма — монадология Г. Лейбница, который полагал, что основой мира является бесконечное множество идеальных частичек — монад, которые не связаны между собой и управляются на основе принципа предустановленной гармонии: все к лучшему в этом лучшем из миров. Для плюрализма наиболее слабым местом является объяснение взаимосвязи между независимыми первоначалами. Дуализм — это разновидность плюрализма. В нем количество первоначал сведено к двум: материи и сознанию. Примером дуализма является концепция Декарта. Однако Декарт приходит к выводу о том, что взаимодействие двух субстанций возможно в результате первотолчка, который осуществляет Бог. 

16. МАТЕРИЯ КАК  СУБСТАНЦИЯ МИРА 

Первые античные философы под субстанцией понимали реально существующее первовещество, причем каждый свое: Фалес — воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь. Весь мир представлялся как модификация этих веществ. На данном этапе понимание материи носило наглядно-чувственный характер. Позднее появились более абстрактные понятия, обозначающие первоначало, — апейрон у Анаксимандра и атом — у Демокрита. Понятие атома вошло в картину мира, созданную на основе классической механики И. Ньютона. Материя здесь наделялась следующими, свойствами: непроницаемостью, соответствующим положением в пространстве и во времени, определенной массой; предельной частицей деления является атом. Это понимание носит вещественно-субстратный характер. Наибольшего развития такое понимание достигло в трудах французских материалистов XVIII века Ж. Ламетри, К. Гельвеция и П.-А. Гольбаха. Оно сохранялось до конца XIX века, когда в результате научной революции было разрушено классическое представление о мире.

Научные открытия конца XIX — начала XX века, такие, как делимость атома, теория Римана - Лобачевского, рентгеновские лучи, свойства элементарных частиц, теория А. Эйнштейна, опровергли механистическую картину мира, заставив отказаться от приписывания материи каких-либо конкретных свойств;                                                                                                      

Принципиально новый подход к определению материи; предложил В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Материю он определил как философскую категорию для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Единственным свойством материи, согласно этому определению, является свойство быть объективной реальностью, то есть существовать независимо от сознания, отображаться в нем и быть познаваемой.

Материалистическое направление в философии ставит категорию «материя» на место категории «бытие» и приписывает ей те же характеристики. Материя понимается как несотворимая и неуничтожимая основа мира, в которой можно выделить два уровня: живую и неживую природу. Неживая природа включает системы объектов от элементарных частиц до галактик. Исследование структур этих объектов показывает их глубокую взаимосвязь; чем глубже современная наука проникает в мир элементарных частиц, тем больше возможностей открывается для понимания крупномасштабной структуры Вселенной, которая не является вечной и неизменной, а представляет собой результат развития материи, своеобразную реализацию тех возможностей, которые были заложены в элементарных частицах. В настоящее время еще не создана единая теория элементарных частиц, это задача будущего развития науки.

Живая материя рассматривается как продукт развития неживой природы и включает в себя два уровня: биологический и социальный. На биологическом уровне это ее системы — от нуклеиновых кислот до популяций и биоценозов. В ходе эволюции живая материя порождает популяции живых существ, которые переходят на социальный уровень, где уже появляются классы, нации, расы, духовные образования, такие, как религия, мораль и др. 

17. ПРОСТРАНСТВО  И ВРЕМЯ КАК ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ 

Пространство — это форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей, то есть структурность. Порядок расположения объектов может быть измерен в трех основных направлениях, поэтому пространство называют трехмерным.    

Время — это форма бытия материи, выражающая длительность протекания процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Время может быть измерено только в одном направлении: от прошлого к будущему, поэтому его называют одномерным. Человеку свойственно интуитивное чувство времени потому, что биологические процессы в его организме происходят в ритме, соразмерном ритму Вселенной. Человек, даже изолированный от внешнего мира, не теряет ощущения времени.

Времени свойственна необратимость. Если в пространстве мы можем вернуться в исходную точку, то в прошлое можно вернуться только в сказке или в фантастическом романе. Пространство и время обладают и одинаковыми характеристиками, они одновременно прерывны и непрерывны. Это означает, что пространство состоит из конечных, ограниченных предметов, следующих друг за другом в бесконечности. Прерывность времени означает, что изменения в мире хотя и происходят постоянно, но в пределах качественной определенности вещи. То есть вещь изменяется, но в пределах определенной меры она остается сама собой. Общая черта пространства и времени — также бесконечность и безграничность, но это нужно понимать как бесконечность и безграничность материи, формами которой являются пространство и время.

В истории человечества существовали различные концепций пространства и времени. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные образования, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов, а предметы появляются и исчезают, как актеры на сцене, совершенно не меняя свойств самой сцены. Эту точку зрения развивал великий физик И. Ньютон.

Реляционная концепция развивалась в философии немецким философом Г. Лейбницем. Он утверждал, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами, вне предметов они не существуют. Естественно-научное подтверждение эта концепция нашла в теории относительности А. Эйнштейна. Эта теория позволила обнаружить связь между пространством и временем. 0на также показала, что в природе существует единое пространство-время, а расщепление его зависит! от характера движения тел. Обе рассмотренные теории! признают объективное существование пространства и времени. В философии И. Канта они признаются лишь субъективными формами восприятия, которые существуют только в сознании человека.

Все три концепции применяются в современном мире. Первая характерна для обыденного сознания, так мы воспринимаем мир с детства. Вторая — точка зрения современной науки, а третья — до последнего времени применялась только в магических практиках, сейчас же на нее обращают % внимание ученые, говорящие о возможности многомерных пространств. В этом случае пространство выступает как внутреннее ощущение человека, его восприятие мира. 

18. ДВИЖЕНИЕ КАК  ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ 

Движением называют любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. В истории философии известны разные представления о существовании и сущности движения: от отрицания его существования в мире (Парменид) до абсолютизации и отрицания возможности покоя (Гераклит, Кратил).

Обыденное представление о мире убеждает нас в том, что предметы могут находиться либо в состоянии движения, либо в состоянии покоя, но научные исследования показывают, что в каждом предмете, даже находящемся в состоянии покоя, происходит движение. Движение является атрибутом материи, то есть таким свойством, без которого невозможно существование самой материи. Активность материи означает всеобщую связь и взаимодействие предметов.

Разные философские направления по-разному понимали источник активности. Идеалисты видели его в духе, жизненном порыве. В материализме было два подхода: представители одного считали источником активности внешний толчок, другого — разрабатывали идею самодвижения материи, согласно которой движение возникает в результате внутренних противоречий, присущих материи на всех уровнях ее развития.

Систематизация основных форм движения материи принадлежит Ф. Энгельсу. Он выделил пять основных форм движения: механическая — пространственное перемещение предметов; физическая, связанная с передачей энергии, тепла; химическая — взаимодействие веществ; биологическая — зарождение жизни; социальная — появление человека и общества. Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно обнаружила новые формы движения. Так, например, процессы, происходящие в микромире, характеризуются субэлементарными взаимодействиями, процессы мегамира — галактическими взаимодействиями и расширением Метагалактики.

Однако как бы ни развивалась наука, какие бы новые формы организации ни были открыты, существенными останутся следующие основные закономерности взаимосвязи между различными формами движения материи.

1. Каждому уровню организации  материи соответствует специфическая форма ее движения.

2. Между формами движения  материи существует генетическая связь, то есть высшие формы движения возникают на основе низших.  
3. Высшие формы движения качественно специфичны и не сводимы к низшим.

Все формы движения взаимосвязаны. Самое простое движение — механическое — обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием электромагнитных и гравитационных полей, взаимодействием в микромире. Одни формы движения превращаются в другие.

Формы движения можно разделить на два типа: количественные и качественные. Движение, которое приводит к изменению качества, называется развитием. Изменение качества возможно как в сторону упрощения структуры предмета, разложения его на более простые составляющие (регресс), так и в сторону усложнения, образования нового более совершенного объекта (прогресс). 

Тема 6 
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ 

19. ПОНЯТИЕ РАЗВИТИЯ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ 

Развитие — это такое изменение системы, которое характеризуется структурностью, направленностью, необратимостью и связано с возникновением новых возможностей системы. Структурность означает, что изменяется не одно, а комплекс качеств. Направленность показывает, что изменение происходит в определенном направлении: от низшего к высшему (прогресс) или от высшего к низшему (регресс). Необратимость возникает в результате появления качественно новых особенностей, которые делают невозможным возвращение к прежнему состоянию. Развитие относится к различным системам природы, общества и мышления. Такое его понимание характерно для нашего времени.

Исторически первой была циклическая концепция развития, согласно которой предметы, проходя ряд стадий развития — циклов, возвращаются к исходной точке.

В этой концепции признается бесконечная повторяемость одних и тех же предметов и явлений, исключаются качественные изменения. Она появилась в результате перенесения человеком закономерностей, наблюдаемых в природе, на общество. Циклическая модель до сих пор существует в некоторых религиозных учениях. Ее можно представить графически в виде круга.

Вторая концепция впервые появляется в христианском мировоззрении и связана с «распрямлением времени», то есть с появлением представлений о том, что мир был сотворен, — это было его началом, и он будет развиваться до конца света. Развитие здесь понимается как однонаправленное и необратимое: ни один предмет и ни одно явление не повторяются. Графическим изображением этой концепции является прямая линия.

Третья концепция — диалектическая. Наиболее полно она представлена в философии Г. Гегеля в форме идеализма и в философии марксизма в форме материализма. Согласно данной концепции, развитие происходит в определенном направлении, что не исключает повторения некоторых элементов. Каждое изменение уничтожает то, что уже не способно к развитию, и сохраняет то, что способно. Графическим изображением этой концепции может быть спираль, каждый виток которой как бы повторяет предыдущее, но на новом уровне.

В XIX веке появляется эволюционная концепция развития Г. Спенсера, в которой в качестве критерия развития предлагаются лишь количественные изменения. Он считал, что природе свойственно только эволюционное развитие, исключающее качественные скачки, высшие формы движения материи можно свести к низшим: социальную — к биологической, биологическую — к физической и химической, а источником развития Спенсер считал внешние воздействия. В XX веке эта трактовка стала приходить в противоречие с действительностью, с новыми научными открытиями.

В европейской философии получили распространение идеи о творческой эволюции (эмерджентизм), высказанные Л. Морганом, которые абсолютизировали факт возникновения нового качества, скачкообразный характер развития. Эмерджентами назывались новые образования, возникшие в результате развития. Качества эмерджентов несводимы к качеству исходных элементов. Развитие происходит благодаря творческой силе, находящейся внутри исходных материальных элементов. 

Информация о работе Философия и ее место в обществе