Философия и ее место в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:39, курс лекций

Краткое описание

Термин «философия» происходит от древнегреческих слов «филос» — любовь и «софос» — мудрость. Философия — это любовь, стремление к мудрости. Мудростью треки называли умение найти выход в сложных ситуациях. Философ — еще не мудрец, но это человек, который стремится к знаниям, к мудрости. Греки говорили: многознание уму не научает, но мудрый много знать обязан.

Содержание

1. Философия , ее предмет и функции.
2.Философия и мировоззрение.

Вложенные файлы: 1 файл

конспекты лекций по философии.doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

20. ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ  И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ 

Диалектика — это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, основой которого является взаимоотношение противоположностей. В Древней Греции термином «диалектика» обозначалось искусство диалога и спора: во-первых, как способность вести спор посредством вопросов и ответов; во-вторых, как искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Платон и Аристотель считали, что необходимым условием для побуждения души к размышлению является противоречие. Таким образом, понятие «диалектика» первоначально относилось исключительно к мышлению и означало метод выявления истины, развития знания. Диалектика понималась как свойство субъекта.

Однако в эпоху античности существовало представление о противоречиях как свойстве самой природы, то есть возможности объективной диалектики, что было выражено в философии Гераклита. Впервые в античности он заговорил об изменениях, происходящих во внешнем мире, о развитии Космоса в результате борьбы противоположных начал. Во фрагментах из произведений Гераклита, которые дошли до наших дней, утверждается, что изменение и развитие свойственны самой природе.

Важнейшим этапом в становлении диалектики явилась немецкая классическая философия. Кант впервые указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел идею развития в познание природы. Он также говорит о противоречивости

познания, однако в конечном счете признает, что противоречия познания мнимые, это не противоречия, а антиномии.

Вершиной становления диалектики стала философия Гегеля. Впервые он представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Однако истинной причиной развития у Гегеля выступает абсолютный дух, а природа, общество и человек являются только отражением этого развития. Природа сама по себе, с точки зрения Гегеля, не развивается, так как не имеет собственного источника развития. Таким образом, диалектика Гегеля носит субъективный характер.

В марксистской диалектике, напротив, развитие понимается как присущее природе самой по себе. Мышление отражает это развитие и благодаря этому отражению развивается. Главной категорией материалистической диалектики является противоречие, понимаемое как свойство самой природы. Противоречие признается движущей силой и источником всякого развития, в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам развития. Диалектика понимает развитие как непрерывный переход количественных изменений в качественные, происходящий в форме скачка — перерыва постепенности. В ходе развития происходит отрицание исходного момента и отрицание этого отрицания, при этом на высшей ступени повторяются некоторые стороны первоначального состояния. Диалектика является не только теорией развития, но и методом исследования действительности. 

21. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ 

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития, в качестве которого выступают противоположные стороны предмета или явления. Взаимоотношение между противоположностями приводит к состоянию напряженности внутри предмета. Эта напряженность и ведет к изменениям предмета или явления, их развитию.

Взаимоотношение противоположностей включает несколько этапов.

1. Состояние единства, когда  противоположности находятся в гармонии.

2. Возникновение различий, которое происходит в результате количественных изменений одной или обеих противоположностей.

3. Состояние противоречия, когда различия достигают наивысшей  степени, что предшествует качественному изменению предмета.

4. Разрешение противоречия, которое происходит в форме скачка и приводит к возникновению нового качества предмета.

Разрешение противоречия может приводить к следующим результатам.

1. Уничтожению одной из  противоположных сторон.

2. Уничтожению обеих противоположностей  и возникновению новых.

3. Сохранению обеих противоположностей  и воспроизведению их на новом уровне.

Различают следующие типы противоречий.

1. Внутренние и внешние.

2. Основные и неосновные.

3. Антагонистические и  неантагонистические.

Внутренние противоречия присущи самому предмету и определяют процесс развития. Внешние — это противоречия данного предмета с другими предметами. Они способны затормозить или ускорить развитие, уничтожить предмет, но не могут определить характер развития, который зависит от внутренних противоречий. Необходимо отметить относительный характер разделения противоречий на внутренние и внешние, поскольку противоречия, которые являются внешними для узкой системы, становятся внутренними для более широкой системы, в которую первая входит в качестве элемента.

Основными называются противоречия, сохраняющиеся на всем протяжении существования предмета, а неосновными — такие, которые появляются на определенной стадии развития, а затем исчезают.

В советское время понятие «антагонистические противоречия» относили только к общественному развитию, затем вообще отказались от его употребления. Однако анализ взаимоотношения противоречий показывает неправомерность этого отказа. Антагонистичность означает непримиримость. Антагонистическими называются такие противоречия, которые не могут быть разрешены в рамках данной системы. Их развитие приводит к появлению новой системы. Неантагонистическне противоречия могут быть разрешены в рамках данной системы. Принимая это различие, необходимо также отметить его относительность. Антагонистическими противоречия становятся в результате несвоевременного разрешения проблем, возникающих в процессе развития. 
 

22. ЗАКОН ПЕРЕХОДА  КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ 

Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм развития и отвечает на вопрос, каким именно образом возможен переход от одного качества к другому: происходит он в результате постепенных малозаметных изменений или изменений заметных, скачкообразных, революционных. Чтобы ответить на этот вопрос, в философии вводятся понятия «качество» и «количество».

Качество — это внутренняя определенность предмета, совокупность существенных свойств, без которых предмет перестает быть данным предметом. Свойство представляет собой одну из сторон качества. Количество — это внешняя определенность предмета, которая не выражает его сущности, а лишь характеризует свойства. Количество означает указание на число свойств и величину проявления их интенсивности. Если качество предмета принадлежит только одному предмету, то количественные параметры различных предметов и явлений могут совпадать. Например, у разных предметов могут быть одинаковые размеры, окраска.

Механизм развития заключается в том, что количество может изменяться, до определенной границы не вызывая изменения качества. Эта граница называется мерой. Внутри границ меры качество предмета остается самим собой. Как, например, вода остается водой при изменении ее температуры от 0 до 100оС. Когда граница нарушается, возникают новое качество и новая мера. Мера — это единство качественных и количественных определенностей предмета.

Переход границы меры, появление нового качества совершаются в форме скачка. Скачком называется такое изменение, которое как бы прерывает постепенность развития. В результате скачка возникает новое качество, не сводимое к прежним. Гегель называл скачок единством бытия и небытия, таким состоянием, когда старое качество исчезло, а новое еще не появилось. Существуют различные типы скачков: регрессивные (переход от более совершенного к менее совершенному) и прогрессивные (переход от менее совершенного к более совершенному); быстрые (новое качество возникает резко, сразу) и постепенные (новое качество появляется постепенно, как бы незаметно, в конечном счете приводит к такому качеству предмета, которое не сводимо к прежнему); связанные с сохранением данной системы и связанные с отрицанием ее, появлением принципиально новой системы на месте старой. Так, человек в процессе онтогенеза долгое время существует только как биологический вид, но в ходе возникновения социальных отношений между людьми на новой качественной ступени он развивается уже как социальное и духовное существо.

Таким образом, противоположности непрерывного и прерывного, количественного и качественного находятся в диалектическом единстве, во взаимопроникновении,

как бы превращаются друг в друга. Непрерывные количественные изменения могут происходить лишь в границах особой для каждого объекта или процесса меры, при нарушении которой эти изменения вызывают коренной скачкообразный переход к новому качеству. Новое качество обладает и новыми количественными характеристиками, то есть качественные изменения влекут за собой и новые количественные характеристики. 

23. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ  ОТРИЦАНИЯ 

Этот закон утверждает, что в процессе развития каждая последующая ступень является, во-первых, отрицанием предшествующей и появлением новой, а во-вторых, отрицанием самого этого отрицания, то есть сохранением на этой ступени в изменившемся предмете некоторых свойств и качеств прежней ступени. Иными словами, в любом процессе развития сочетаются моменты разрушения старой системы и моменты преемственности, то есть сохранения свойств старой ступени в рамках новой. Любая система в нынешнем и развитом состояниях несет в себе черты своего прошлого. К примеру, в организме человека существуют и неорганические соединения, растительные и животные клетки. В современной культуре сохраняются ценности и верования, уходящие корнями в глубокую древность.

Понятие отрицания означает уничтожение, но уничтожение можно трактовать двояким образом. Во-первых, отрицание как полное уничтожение предмета, которое прекращает его развитие полностью, например, зерно в случае его употребления в пищу уже не даст новых всходов и не будет развиваться. Во-вторых, отрицание как частичное сохранение старого содержания, того, что способно к дальнейшему развитию. Например, если зерно посадить в землю и из него вырастет новое растение, зерно будет уничтожено, но даст начало новой ступени развития. Второе понимание отрицания является элементом диалектической концепции развития. Гегель считал, что развитие представляет собой бесконечную смену отрицаний, подчиняющуюся определенным закономерностям. На первой ступени используются отдельные элементы старого, а на второй — происходит якобы возвращение к первой ступени. На первый взгляд здесь идет речь о цикличности развития, но на самом деле возвращение происходит на более высоком уровне. Этот закон определяет спиралевидную модель развития, которая включает в себя элементы цикличности, то есть повторения того, что уже было, и качественных скачков. Развитие возможно не на пустом месте, а как качественное изменение прежнего состояния.

В данном случае сущность процесса выражается понятием «снятие», а не уничтожения старого. Снятие как раз и позволяет зафиксировать одновременно момент преемственности и качественных изменений. Понятие «снятие» впервые применил Гегель для обозначения одновременного уничтожения и сохранения чего-либо. Поскольку у Гегеля процесс развития относится к абсолютному духу, к мышлению, он выразил связь ступеней развития с помощью триады «тезис — антитезис — синтез». На первом этапе происходит утверждение какой-либо мысли. На следующем происходит отказ от того, что было ошибочным, и сохранение того, что было правильным. При этом мысль обогащается новым содержанием, которого на первом этапе не было. На третьей ступени мысль синтезирует все положительное, что было на предыдущих двух, и привносит еще нечто новое. Эти ступени всегда присутствуют в развитии мышления. Однако ценность данного закона не в самой «троичности», а в той характеристике особенностей перехода от одной ступени развития к другой, которую дает этот закон. 

24. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ 

В философии категориями (от греч. категориа — указание, свидетельство) называются основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства,

стороны, отношения явлений действительности и познания. Категории существуют в любой науке. К ним относятся понятия, которые выражают наиболее общие связи и закономерности, рассматриваемые в данной науке. Например, стоимость, прибыль — в экономике, энергия, вещество — в физике и т.д. Философские категории отличаются предельной степенью общности. Это значит, что не существует такой сферы действительности, где бы они не применялись. Категории же частных наук применяются только в той сфере, которая исследуется данной наукой. Философские категории применяются и в обыденной жизни. Их называют неосновными законами диалектики, они раскрывают отдельные стороны, аспекты процесса развития в отличие от основных законов, которые раскрывают процесс развития в целом.

Категории философии, как правило, парные, что позволяет наиболее полно раскрыть какое-либо свойство или отношение: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, сущность и явление и др. Категории причина и следствие обозначают необходимую генетическую связь явлений, из которых одно (причина) обусловливает, порождает другое (следствие). Различают полную причину и специфическую. Полная причина — это совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Специфическая причина — это совокупность ряда обстоятельств, появление которых определяет появление следствия. Установление полной причины возможно только в сравнительно простых случаях, и обычно исследование направлено на раскрытие специфических причин данного явления, так как в специфическую причину включены наиболее существенные в данной ситуации компоненты полной причины, а остающиеся компоненты выступают лишь как условия действия этой специфической причины.

Необходимость и случайность отражают два вида объективных связей. Необходимость вытекает из внутренней сущности явлений и обозначает их закон, порядок, структуру. Необходимость есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях. Случайность имеет свое основание не в сущности данного явления, а в воздействии на него других явлений, это есть то, что может произойти, а может и не произойти, может произойти так или иначе. Каждое явление возникает в силу внутренней необходимости но его появление связано с множеством внешних условий, служащих источником случайности. Случайность в этом случае называют формой проявления необходимости.

Возможность и действительность отражают разные стадии возникновения и развития предметов. Действительность — это то, что уже существует, актуальное бытие. Возможность — потенциальное бытие, тенденция развития, которая может реализоваться, а может и не реализоваться. Потенциальное бытие содержит разные возможности, а действительность есть одна из реализованных возможностей. Количественная оценка возможности осуществления событий связана с категорией вероятности. 

Информация о работе Философия и ее место в обществе