Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:39, курс лекций
Термин «философия» происходит от древнегреческих слов «филос» — любовь и «софос» — мудрость. Философия — это любовь, стремление к мудрости. Мудростью треки называли умение найти выход в сложных ситуациях. Философ — еще не мудрец, но это человек, который стремится к знаниям, к мудрости. Греки говорили: многознание уму не научает, но мудрый много знать обязан.
1. Философия , ее предмет и функции.
2.Философия и мировоззрение.
Тема 7
ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ
25. СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ
Проблема сознания — одна из самых трудных и загадочных, поскольку сознание не существует как отдельный предмет или вещь. Оно возникает на стыке объективного мира и субъективного восприятия этого мира человеком. Сознание в разных аспектах изучают многие науки: психология, физиология, лингвистика, кибернетика и т.д. Философия исследует сознание как целостное явление и рассматривает следующие вопросы: существует ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений; является ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое; как соотносятся между собой сознание и близкие к нему реальности — психика, духовное, идеальное.
В истории философии сознание рассматривалось в двух аспектах. Первый описывал сам феномен сознания. Второй возник только в XX веке, его суть заключалась в объяснении феномена сознания: как оно возможно.
В связи с развитием естествознания в конце XIX — XX веке возникло течение, получившее название «физикализм», представители которого отождествляли сознание и физические процессы. В качестве доказательства правомерности этого отождествления физикалисты опирались на успехи в моделировании «искусственного интеллекта», генетическую особенность ряда черт психики человека, воздействие фармакологических средств на психику и т.д. Противоположные идеи о сущности, природе сознания отстаивает субъективно-идеалистическая философия, согласно которой сознание индивида является единственной достоверной реальностью, а материальный мир лишь его порождение.
Существует множество направлений, которые различаются решением вопроса, выступает ли сознание свойством только человека или это явление надчеловеческое, космическое. По тому, каков ответ на этот вопрос, можно выделить следующие направления.
1. Сознание — это космическое
образование. Одним из первых
мифологических представлений
2. Сознание — свойство
живых организмов. Представители социобиологии считают, что сознание присуще
и человеку, и животным. Сознание они определяют
как биологическую реакцию самосохраниения
и приспособления к действительности,
свойственную человеку и животным, то
есть конечной причиной, источником сознания
выступают биологические мотивы.
3. Сознание — атрибут
человека как члена общества.
Эта точка зрения представлена
многими направлениями современной философии.
26. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗНАНИЯ
В развитии природы можно выделить некоторые свойства, благодаря которым на определенной ступени стало возможным появление сознания. Таким свойством является отражение — способность материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами особенности последних. Эта способность одних систем запечатлевать, фиксировать свойства воздействующих на них других систем составляет возможность приобретения информации об этих системах.
В неживой природе можно выделить элементарные формы отражения: механическую, физическую, химическую. Они не обладают активностью, и отображаемую и отображающую системы здесь можно выделить условно. Напротив, живую природу отличает активность, предпосылкой и условием которой является использование информации. На уровне живой природы появляется биологическая форма отражения, которая, в свою очередь, проходит ряд ступеней развития. На первой она проявляется как раздражимость — избирательность реакции организма на различные воздействия среды и способность реагировать не только на непосредственное воздействие, но и на сигнал об этом воздействии. Раздражимость присуща растениям и простейшим организмам.
Более высокой разновидностью биологического отражения является чувствительность, то есть способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений.
Здесь организм воспроизводит еще не образ предмета, а только свойства. На следующем этапе появляются зачатки психической формы отражения. Восприятия, представления обусловлены усложнением форм поведения живых организмов, а также развитием нервной системы, усложнением структуры головного мозга. Психическое отражение позвоночных животных — это свойство живых организмов целесообразно приспосабливаться к окружающей среде. Такое приспособление происходит на основе генетической программы, заложенной от рождения. Однако животное в течение жизни постоянно сталкивается с ситуациями, когда этого оказывается недостаточно, и необходимо самостоятельно вырабатывать те или иные формы поведения. Успешность решения этой задачи зависит от способности животного к обучению, восприятию новых навыков и формированию новых стереотипов поведения.
В условиях недостаточности
врожденной программы поведения живое
существо переходит к ориентировочной
деятельности по отношению к реальным объектам.
Ориентировочная деятельность — это основа
психических процессов и возникновения
психических образов, схем предстоящей
деятельности. Психический образ не существует
до ориентировочной деятельности, его
важнейшим свойством является идеальность. Идеальность
означает, что содержание образа присутствует
в психике только данного живого существа.
Этот образ субъективен, и в то же время
он дает возможность ориентироваться
в реальности, то есть объективен. Впоследствии
психический образ закрепляется в нервной
системе организма и становится частью
его индивидуального опыта. Идеальность
психического образа, возникающего на
основе ориентировочной деятельности,
имеет большое значение для развития сознания
человека.
27. СОЦИАЛЬНАЯ
СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ
В результате развития психики возникли биологические предпосылки для появления сознания. Однако подлинной причиной сознания, по мнению большинства' современных ученых, является общение людей в процессе трудовой деятельности. Труд — особая форма взаимодействия живого организма с окружающей средой, в ходе которой исходный природный объект преобразуется в продукт, отсутствующий в природе, а также формируется целенаправленная духовная деятельность. Именно труд делает появление сознания возможным и необходимым. В процессе труда, во-первых, возникает необходимость обмена информацией между участниками трудового процесса, следовательно, необходимость языка, который в отличие от языка животных не передается по наследству и должен постоянно развиваться. Во-вторых, трудовая деятельность приводит к развитию способности обобщения, абстрагирования. Преобразуя предмет природы, манипулируя им, человек выясняет общие свойства разных предметов. Именно это общее свойство он впоследствии и обозначает с помощью понятия. Например, понятие «камень» формируется на основе изучения и выделения свойств, общих всем камням. Животные воспринимают конкретные предметы, не объединяя их по свойствам, у человека появляется возможность воспринимать разные предметы как одно и то же, например, не каждое конкретное дерево, а дерево вообще. Поскольку необходима передача полученной информации, появляются знаки, символизирующие эти общие свойства.
Знак имеет двойственную природу: с одной стороны, он материален, так как воплощен человеком в жесте, звуке, рисунке и существует уже вне сознания, независимо от него. С другой стороны, он существует для сознания, а не сам по себе. Однако для сознания он существует только в том случае, если человек может расшифровать значение знака, если человек знает шифр, то есть можно сказать, что знак материален и идеален одновременно. Именно поэтому появление знаков в процессе трудовой деятельности оказало решающее влияние на развитие сознания, природа которого идеальна. Сознание можно определить как способность человека создавать идеальные образы и действовать на их основе. Маркс писал, что самый плохой архитектор отличается от самой хорошей пчелы, действующей инстиктивно, тем, что еще до начала строительства архитектор знает о том, что он будет строить, план уже существует в его сознании, план как идеальный образ.
Трудовая деятельность возможна только в обществе,
в ходе нее создаются не только новые предметы,
но и способы взаимоотношений людей, духовные
формы овладения миром. Возникают своеобразные
коллективные представления, к числу которых
можно отнести язык, обычаи, ритуалы, традиции
данного общества. Все эти формы возникают
в процессе филогенеза,
то есть развития человечества в целом.
В ходе онтогенеза
— индивидуального развития — эти коллективные
представления должны быть активно освоены
в процессе воспитания и приобщения к
культуре. О том, что сознание возможно
только как результат общения, а не является
врожденным, говорит феномен «Маугли».
Дети, которые были лишены по тем или иным
причинам общения, не становились полноценными
людьми.
28. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ.
СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ
Сознание — один из самых сложных феноменов действительности. Существует множество определений сознания, каждое из которых выделяет одну или несколько его существенных черт. В зависимости от понимания сущности сознания определяется его структура. Сознание можно определить как специфически человеческий способ приспособления к миру, сформировавшийся на основе психики. В этом случае в сознании выделяются эмоциональная, рациональная и практическая его сферы или, другими словами, чувства, разум и воля. Именно так определял структуру сознания немецкий философ Л. Фейербах. Эмоциональная сфера включает в себя чувства — отношения к внешним воздействиям, настроения — внутреннее самочувствие. Рациональная сфера представляет собой совокупность знаний человека о мире. Практическая сфера — это поле действия воли, она связана с такими элементами психики, как потребности, интересы, ценности, идеалы, цели. Воля — это процесс, выражающийся в действиях, направленный на удовлетворение потребности, достижение цели. Цель — это отраженная в сознании потребность.
Сознание — это субъективный образ объективного мира, с помощью которого человек регулирует свои отношения с миром. При таком подходе к сознанию в нем можно выделить два основых элемента: предметное сознание и самосознание. Предметное сознание направлено на мир окружающих нас предметов, событий. Его основой является восприятие. Человек воспринимает мир посредством слуха, зрения и других чувств, результат действия которых — создание образа. Восприятие — это образ внешнего мира, возникающий у человека при взаимодействии с ним. В образе окружающего мира человек еще не выделяет себя из него и не понимает, что образ объединяет информацию о внешнем мире и о способностях человека к его отражению. Он отличает себя от внешнего мира, но не сосредоточивается на самом себе, на внутреннем мире, он определяет свое отношение к миру как «я знаю».
Самосознание возникает, когда человек разделяет свою непосредственную причастность к внешнему миру и свое восприятие этого мира. В самосознании человеку доступны одновременно и внешний мир, и он сам. Свое отношение он определяет как «я знаю, что я знаю». Выйти на уровень самосознания — это значит мгновенно совместить свои знания о предмете и свое знание об этом знании. На этом уровне человек начинает задумываться о том, что такое мысль, переживание, чувства, соответствует ли содержание внутренних состояний содержанию внешнего мира, как происходит его восприятие. Возникновение самосознания связано с феноменом рефлексии.
Рефлексия — это размышление личности
о самой себе, когда она вглядывается в
глубины своей внутренней жизни. Сознание
человека направлено на происходящее
вне его, а самосознание — на собственный
внутренний мир и регуляцию поведения
в соответствии с осознанием того, что
в нем происходит. Однако рефлекция присуща
далеко не всем. Многие живут, направляя
свое внимание преимущественно на внешний
мир, и не делают себя предметом своего
осмысления.
29. СОЗНАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ
И ЯЗЫК
Сознание в целом выступает как содержание жизненного мира человека во всем его многообразии. Внутренне оно реализуется в процессе мышления, а внешне — в форме языка. Мышление — это отражение сущности предметов и процессов, совершающихся в объективном мире, и состояний во внутреннем мире человека. Оно является свойством высокоорганизованной материи — мозга. Однако особенности мышления нельзя объяснить, исходя из физиологических механизмов. Мышление возникает на основе предметно-практической деятельности человека, перевода ее во внутренний план. В мышлении человек в идеальной форме производит операции, которые раньше совершал в реальности с внешними предметами. Внешние операции становятся внутренними. Мышление у всех народов совершается по одним и тем же законам, так же как и практическая деятельность. В психологии выделяют следующие формы мышления: наглядно-действенная, образная, словесно-логическая. Наиболее адекватную форму выражения мысль получает в языке.
Если сознание и мышление идеальны, то язык материален. Язык — это система знаков, с помощью которой люди общаются, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга. В языке можно выделить естественную систему знаков, к которой относятся звуки, позы, жесты, мимика, а также искусственную, специально созданную людьми, такую, как математика, живопись, музыка, дорожные знаки.
Функции языка:
• номинативная (обозначает и представляет мир вещей и явлений);
• познавательная (участвует в процессе познания);
• коммуникативная (способствует общению людей).
Язык является средством хранения и накопления знаний. Сознание развивается у индивида на основе усвоения языка. Если мышление совершается по одним и тем же законам, то язык у каждого народа свой. Каждая культура вырабатывает свой определенный набор слов. В разных языках по-разному соотносится количество слов, выражающих предметно-логическое и эмоционально-чувственное содержание сознания. Так, европейские языки приспособлены в основном для обозначения предметов и их свойств, в этом проявилась ориентированность европейцев на интеллектуально-рациональное отношение к миру.
Язык изменяется в ходе исторического развития, потому что он отражает изменения, происходящие в сознании людей. В свою очередь изменения языка способствуют трансформации сознания. Охраняя свой язык от иностранного влияния, народ сохраняет одно из важнейших условий своей культурной самоидентификации.
Мышление и язык возникли одновременно,
они являются результатом длительного социально-исторического
процесса. Однако они не тождественны.
Язык материален, он достаточно стабилен,
его изменения зависят от условий существования
общности людей, поэтому у разных народов
он разный. Мышление в формах, не воплощенных
в языке, идеально, неустойчиво, смертно
и в то же время одинаково для всех людей,
что делает возможным перевод с одного
языка на другой. Воплощаясь в языке, мышление
тем самым обретает устойчивость и бессмертие.