Философия и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:52, реферат

Краткое описание

Религия и философия - две основные движущие силы человеческой цивилизации, которые устремлены к поиску совершенного блага человека. О результатах этого поиска на настоящий момент нет необходимости говорить много: мир стоит на грани глобального кризиса, грозящего уничтожить не только все достижения человечества, но и саму жизнь на земле. Виноват в этом, очевидно — сам человек, его бурная деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая контрольная.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

     Религия и философия - две основные движущие силы человеческой цивилизации, которые устремлены к поиску совершенного блага человека. О результатах этого поиска на настоящий момент нет необходимости говорить много: мир стоит на грани глобального кризиса, грозящего уничтожить не только все достижения человечества, но и саму жизнь на земле. Виноват в этом, очевидно — сам человек, его бурная деятельность.

     Где истоки столь неожиданного финала? Непросто ответить на такой большой  и сложный вопрос. Но не вызывает сомнений, что одной из серьезнейших ошибок, совершенных в последние два-три столетия, является противопоставление знания философского религиозному, рассеивание, по выражению Ломоносова, вражды между ними и отсюда полная потеря взаимопонимания и согласия между этими важнейшими сферами духовной и интеллектуальной жизни человека в осмыслении основополагающих принципов его деятельности. Поэтому восстановление изначально бывшей гармонии и взаимосвязи между религиозным и философским видением мира — на мой взгляд проблема не просто важная, но по ряду причин должна быть сегодня отнесена и к наиболее актуальным. Главные из них:

     1. Мировоззренческая. В истории Нового времени, особенно с эпохи Просвещения, философская мысль рассматривалась и продолжает рассматриваться всеми власть имущими до настоящего времени как единственное средство, способное открыть человеку и подлинный смысл его жизни — вопреки религии, которая в лучшем случае является лишь красивой традицией, поддерживающей отчасти определенную моральную атмосферу в какой-то части общества, но, по существу, представляющей собой мировоззрение антинаучное, оторванное от насущных проблем жизни и уводящее человека в мир беспочвенных мечтаний. Однако такое пренебрежительно-отрицательное отношение к ней и противопоставление ее философии как науке влечет за собой далеко идущие нравственные последствия, самым негативным образом отражающиеся на человеке. Ибо пока имеет место подобное убеждение, не может быть духовно устойчивого общества.

     2. Духовная. Мощный научно-технический прогресс, достижение высокого уровня жизни в развитых странах при резком снижении в них христианской религиозности, приводит не к обещанному блаженству, а к разочарованию в жизни, потери ее смысла, нравственным извращениям, тяжелым нервно-психическим расстройствам и самоубийствам. Поистине, парадоксальное явление! Невольно вспоминаются библейские слова: Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма (Иов. 30,26). Куда же ведет человека современная цивилизация, "освобождаясь" от религии и ее морали? Не " убивает ли она его заживо, терзая и превращая в бездушный робот?

     3. Экологическая. Комфорт жизни,  кое-где и кое для кого отчасти  достигнутый, но для большинства  человечества по-прежнему лишь  обещаемый, настолько заворожил все человечество, что оно забыло не только о духовных, нравственных и религиозных ценностях, но и о самой своей жизни, не говоря уже о жизни своих потомков. Наслаждение, выгода, власть — компоненты и спутники комфорта — буквально свели с ума и окончательно поработили современного человека, заставляя его, ради их достижения губить ту природу, частью которой он сам является. Не обязывает ли это к срочному пересмотру ценностей и приоритетов в нашей жизни?

     Это лишь некоторые из проблем, свидетельствующие, что сейчас, как никогда наука и техника, философия и религия пришли в такое соприкосновение, которое с необходимостью требует нового, гармонично-целостного отношения современного человека к той вере, которая наполняла жизнь и руководила всей деятельностью наших отцов в многие века. Но на каких началах это возможно и что должно быть положено в основу нового взгляда? Несомненно, что ответ по существу на эти вопросы может быть дан только при условии надлежащего осмысления конечной цели человеческой жизни. И хотя на первый взгляд эта проблема особой трудности не представляет, поскольку очевидно, что таковой целью является благо всех и каждого, дело осложняется тем, что само понимание блага и средств его достижения в философии и религии далеко не однозначно.  
 

     1.ФИЛОСОФИЯ

     1.1Понятие философии.

     Философия явилась на свет в результате осознания  человечеством самого себя. Желаешь  познать себя - философствуй, это  справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.

     Греческое слово "философия" восходит к именам Геродота, Гераклита, Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово "философия" переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову "философия" придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее, следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования. Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия.

     1.2Функции (значимость) философии.

     Выделяют  четыре наиболее важных функции философии:

1.Мировоззренческая функция - состоит в способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик;

2.Методологическая функция - заключается в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический метод. В философии многое делается в плане прояснения содержания основных принципов науки, искусства, практики.

3.Гуманистическая функция - проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. Философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.

4.Практическая функция - находит свое отражение в моральности, заботе о благе людей.

     1.3 Научность философии.

     Часто спорят о том, является ли философия наукой. Одни настаивают на том, что философия - лучшая из наук, другие наоборот ее противопоставляют науке.

     Для того чтобы разрешить данный спор, необходимо иметь четкое представление  о том, что же такое наука. Итак, наука – это систематическое, доказательное и проверяемое знание. Она состоит из положений, которые так тесно взаимосвязаны, что образуют систему. Одни положения непротиворечиво обосновываются другими; так реализуется доказательность в науке. Выводы науки должны находить практическую проверку. Это позволяет отметать не относящиеся к науке выдумки. Но есть ли в философии систематичность, доказательность, проверяемость? Да, есть. Дело в том, что указанные признаки были выработаны именно в философии. Ясно, что философия руководствуется своими достижениями. Философы стараются быть убедительными, обосновывать свои выводы, проверять их фактами. С этой точки зрения философию можно и нужно считать наукой.

     Но  почему же многие отказываются признать за философией статус науки? Происходит это потому, что наука в отличие от философии безлична, объективна, вырабатывает жесткие методики, она интересуется лишь поиском истины, но не озабочена судьбою человека.

     1.4 Эстетичность, чувственность философии.

     Люди, которые считают, что философия  отличается от науки, часто называют ее искусством. "...Философия есть искусство, а не наука",- подчеркивал А. Шопенгауэр. Искусство отличается от науки, это, пожалуй, трудно оспаривать. Главная ценность науки - истина, главная ценность искусства - красота. Ученый может, например, заинтересоваться шарообразностью Земли. Для него важно узнать, является ли Земля шаром или нет. Ему нет дела до того, красива ли Земля в качестве шара. Художник, изображающий на полотне Землю, также захвачен ее шарообразностью, ибо она вызывает чувства и эмоции, значимые в свете таких ценностей, как красота, прекрасное и возвышенное.

     Однако  ставит ли философия, подобно искусству, среди всех ценностей на первое место именно красоту? На этот вопрос не следует отвечать простым "да" или "нет". И вот почему. Философия намного меньше, чем наука, отстраняется от явления красоты. В своем порыве понять человека, обеспечить ему благородное будущее философия в чувственно-эмоциональном плане призвана постоянно обогащать себя. Иначе говоря, она имеет ярко выраженный эстетический, т.е. чувственный характер. В ее внимании к чувственной, эстетической стороне больше человеческого, чем в науке, она похожа на искусство. Но при этом всегда надо иметь в виду, что искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от философии занято поиском не наиболее значимого, а  художественно значимого.

     1.5 Практичность или моральность философии.

     Вступает  ли философия в непосредственный контакт с практической деятельностью  человека? Старое-престарое убеждение  состоит в том, что нет ничего непрактичнее, чем философия. Но так ли это?

     Практика - это действия, поступки людей. Действуя, человек преследует некоторые цели. Какие? Самые различные, но главный  практический ориентир - это ценность добра. Если в науке в противовес заблуждению возвышают истину, а в искусстве противопоставляют безобразному красивое, то в своей практике человек стремится к подавлению зла и достижению добра. Человек, в отличие от животного, прежде чем действовать вырабатывает представление о желаемой цели. Здесь-то ему как раз и приходится обращаться к философии. Отвечая на вопрос "Что я могу и что я должен делать?", человек занимается разрешением типичной философской проблемы.

     Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Именно в этой области реализуются практические потенциалы философии. За бездумные поступки людей, либо стремящихся к сиюминутным удовольствиям, либо просто не умеющих предвидеть последствия своих действий, философия не несет ответственности. Философы сознательно выступают против засилья легкомыслия, отказа от всестороннего анализа состоятельности намечаемых планов практических действий и столь же основательного рассмотрения последствий уже сделанного.

     Философия поступка находит свое наиболее яркое выражение в морали человека, в его этических ценностях. Практичность философии состоит в ее этической направленности, в моральности. Нет ничего практичнее, моральнее, чем хорошая философия. Человек - существо моральное, он призван жить по законам морали, которые осмысливаются в этике, а не по законам джунглей.

     На  мой взгляд, во всех случаях, когда человеку приходится принимать ответственные решения, он вынужден становиться философом. Кажется, это правило не знает исключений. Нетрудно убедиться в справедливости сказанного. Для этого следует просто-напросто вспомнить ситуации, когда кому-то приходилось принимать судьбоносные решения.

     К выдающемуся французскому философу Жан-Полю Сартру как-то пришел его ученик, который просил совета. Ему хотелось стать участником "Сражающейся Франции", но его беспокоила судьба матери, тяжело переживающей смерть своего старшего сына. Что делать,- вопрошал юноша,- остаться с матерью или уйти в ряды вооруженных сил? У юноши было много доводов в пользу как первого, так и второго решения. Никакая наука, никакая мораль не давала ему ответа на вопрос. К тому же Сартр был по-философски суров: "Вы свободны, выбирайте, т.е. избирайте". Смысл совета таков: каждый сам ответственен за свой поступок, а гарантия от безответственности - полноценное философствование. Другого пути нет.

     Таким образом, хорошая философия не только не чужда практической деятельности человека, а наоборот, придает ей этическую, благородную осмысленность.

     1.6 Философия как реализация полноты жизни человека.

     Таким образом, проведя сравнение философии  с наукой искусством, практической деятельностью человека, можно сделать  вывод о том, что:

     Философия не противостоит ни науке, ни искусству, ни практике. С каждой из трех сфер деятельности человека философия находится в теснейшей координации. Наука, искусство, практика более фрагментарны, чем философия. Наука имеет дело с истиной, ценности искусства и практики хотя и не преданы забвению, но отодвинуты в сторону. Сходным образом ведут себя деятели искусства и практики. В первом случае под светом юпитеров оказывается красота, во втором - добро, все остальное затенено. Философия же избегает фрагментарности, последняя противопоказана ее природе. Философия есть реализация полноты жизни человека. Она объединяет ценности истины, красоты и добра в единое целое. В этом состоит еще одна ее особенность.

Информация о работе Философия и религия