Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 21:20, контрольная работа
Исходя из характера решаемых в философии вопросов, говорят, что она на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет сейчас две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной.
соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во
имя убеждений – так велика их побудительная сила – люди порой рискуют
жизнью и даже идут на смерть.[2]
Новый облик в целостном составе мировоззрения получают знания.
Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они в
тенденции становятся больше, чем просто знанием, превращаются в
познавательные убеждения – в целостный способ видения, понимания мира,
ориентации в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные,
правовые, политические и другие взгляды – ценности, нормы, идеалы. В
сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения,
действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе –
всего мирового сообщества.
Важное условие (и показатель) переплавки взглядов в убеждения –
возрастающая степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон
человеческой веры, уверенности широк. Он простирается от практической,
жизненной, познавательной несомненности (или очевидности), то есть
вполне рациональной веры, до религиозных верований или даже легковерного принятия нелепых вымыслов, что тоже свойственно человеческому сознанию определенного типа и уровня.
Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает
положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием.
Сомнение – обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней – без внутренней критичности, собственного анализа – называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед. Вот почему, утверждая сегодня новое мышление, так важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое
понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в
расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность – скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.[3]
Итак, мировоззрение – сложное, напряженное, противоречивое единство
знаний и ценностей, и интеллекта и эмоций, миропонимания и
мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений,
общественно значимого и личностного, традиционного и творческого
мышления. В мировоззрении реально различимы – по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов
– также повседневно-практический и теоретический пласты, уровни.
1.3.Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание
Во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжают сохранять
важное значение в
наши дни мировоззренческие взгляды,
на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Их
нередко называют «жизненной философией. Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения заключает в себе мироощущение, умонастроение широких слоев общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является массовым и реально «работающим» сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо, чтобы утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового политического, экономического, экологического, социального, нравственного мышления коснулись не единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их жизни, действия. Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку неоднородны – по характеру образования, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по национальным, религиозным и другим традициям – его носители. Отсюда широта диапазона «жизненной философии– от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления полноценного, просвещенного здравого смысла, трезвой, разумной жизненной ориентации в среде ученых, художников, политиков и др.[3]
Своеобразной разновидностью жизненно-практического миро-воззрения
являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в
различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении
ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Обобщения
жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей,
представителей творческих профессий в различных видах искусства
внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем.
Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди,
составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное мировоззрение.
Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного,
художественного, политического и другого творчества, могут в
определенной степени воздействовать и на мышление профессиональных
философов. Яркий пример тому – огромное влияние творчества Л. Н.
Толстого, Ф. М. Достоевского на отечественную и мировую философию.
Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых,
элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую «память
веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения,
но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных («мифов» (например, вульгарно толкуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп. Не застрахованы от такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным, литературным, инженерным и другим трудом.[3]
Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит
стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью,
систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда
выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции могут
в критических ситуациях захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого
смысла. И наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами,
требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на
высокие человеческие ценности. Эти черты присущи жизненно-практическому миропониманию лишь в наиболее зрелых его проявлениях. Но и на этом уровне воззрения, формирующие мысли и действия, все же нечасто сами подвергаются специальному критическому анализу, осмыслению.
Это осуществляется уже на другом, теоретическом уровне миропонимания,
к которому принадлежит и философия. Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно пред-ставить в виде двух концентрических кругов, где больший круг – мировоззрение, а входящий в него меньший – философия.
В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философские
системы взглядов претендуют на теоретическую мировоззрение
обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных
знаний о действительности, а также принципов философия и идеалов,
определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ в
высоком смысле этого слона не только сам является носителем, творцом,
реформатором определенного мировоззрения, но и видит свою задачу в том,
чтобы сделать мировоззрение вообще предметом своего теоретического
анализа, специального изучения, обязательно подвергнуть его
критическому суду разума (характерно в этом отношении название трех
важнейших философских сочинений И. Канта: «Критика чистого разума»,
«Критика практического разума», «Критика способности суждения»),
воссоздать систему миропонимания и наиболее зрелой интеллектуальной
форме.[3]
Однако рассмотренная нами градация «обыденное – теоретическое»
недостаточна для понимания своеобразия философского мировоззрения.
Необходимо также определить место философии среди других социально-
исторических типов мировоззрения.
2. Структура мировоззрения
Мировоззрение является интегральным образованием. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.[4]
Можно выделить
следующие структурные
- во-первых, это устойчивая картина мира,
которая включает в себя конкретно-исторические
представления о мире;
- во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;
- в-третьих, целеполагающая
идея, ориентирующаяся на систему
ценностей. Таким образом,
Важное значение имеет деятельности аспект
мировоззрения. Он концентрируется вокруг
значений, смыслов и ориентиров нашей
жизнедеятельности, создавая простор
для выражения жизненного опыта, оценки
действительности, убеждений, принципов
и идеалов. Также очень важна "историческая
оптика" мировоззрения, сфокусированная
на конкретно-историческое видение мира
и связанная с тем, что человек рождается
в определенное историческое время и в
определенном историческом месте.
В мировоззрении различаются также интеллектуальная
и эмоциональная составляющие. Интеллектуальная
компонента мировоззрения охватывается
понятием "миропонимание". Оно достаточно
устойчиво, т.к. включает в себя систему
точных знаний о мире: законы, теории, принципы,
регулятивные. Эмоциональная составляющая
мировоззрения отражена понятиями "мировосприятие"
и "мироощущение".
Мироощущение является первоначальным элементом, соединяющим человека (как субъект) и мир (как объект). Оно достаточно динамично, включает в себя многообразие чувств и настроений. Мировосприятие предполагает целостное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и представлений. Оно имеет аффективную эмоциональную окраску и тесно связано с ценностно-оценочными представлениями.
Результативной составляющей мировоззрения является комплекс убеждений, поступков и действий субъекта. В мировоззрении человек и человечество приводят себя к самовыражению. Мировоззрение оказывается фоном всех поведенческих реакций, поступков и действий; оно проявляется не только в духовной сфере, но и в .практической жизнедеятельности.[4]
Выделяются также
теоретический и практический уровни
мировоззрения. Практический уровень
мировоззрения иногда называют "жизненной
философией". Синонимами практического
мировоззрения выступают
Теоретический уровень мировоззрения,
к которому относятся философия и наука,
осуществляет специальный критический
анализ и осмысление воззрений, формирующих
мысли и действия. Он должен постоянно
способствовать непрерывному обогащению
мировоззрения познавательным и ценностным
содержанием, помогающим человеку ориентироваться
в любой конкретной ситуации
Функция мировоззрения :
А. давать человеку ориентиры деятельности
Б. помогать формулировать цели
В. формировать ценностные ориентиры людей
Любое мировоззрение дает человеку ориентиры деятельности .[5]
Мировоззрение всегда |
Мировоззрение не всегда |
Целостное восприятие мира |
Объективную картину мира |
носит исторический характер(носит черты соответствующего времени) |
только научное представление о мире |
взгляды целого коллектива людей | |
Имеет гуманистическую направленность |
Информация о работе Философия как мировоззренческая система: её смысл и предназначение