Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:43, реферат
Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant [ɪˈmaːnu̯eːl ˈkant]; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкийфилософ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила.
Немецкий идеализм__________________________________3стр
Философская система Гегеля__________________________12стр
Диалектический метод Гегеля и философия истории_______28стр
Список литературы__________________________________36стр
онятие “абсолютная идея” – одно из
центральных в философии Гегеля. Вместе
с понятием “абсолютного духа” они образуют
проблемное ядро, фундамент, на котором
строится вся гегелевская философия, поэтому
её осмысление будет неполным или даже
в какой-то мере неверным без изучения
смысла данных понятий, их целостного
содержания и фундаментального значения.
Абсолютная идея является для Гегеля
самой богатой и самой содержательной
категорией логики, в суть которой можно
проникнуть через анализ диалектики её
движения. Он отождествляет абсолютную
идею с идеей логической, так как определяет
первую в качестве сути и средства развёртывания
логического содержания, но в процессе
развития абсолютной идеи между этими
двумя понятиями возникает довольно существенная
разница, о которой будет сказано позже.
Содержание абсолютной идеи полностью
раскрывается лишь в процессе её самооткровения,
осуществляющегося путём нескольких переходов,
суть которых состоит в превращении идеи
в абсолютный дух. А её абсолютное завершение
состоит в обретении абсолютного знания,
то есть знания, направленного на постижение
собственного понятия.
Абсолютная идея является таковой, поскольку:
во-первых, она касается всего на свете
и всё включает в себя, а во-вторых, у человечества
нет и не может быть никаких других идей
выше неё.
Наиболее тесно абсолютная идея связана
с учением Гегеля о понятии (третья, заключительная
часть его логики). Схематично его мозно
изобразить следующим образом :
Субъектвное понятие (потятие, суждение,
умозаключение)
Объективное понятие (механизм, химизм,
теология)
Идея (идея жизни, идея познания, абсолютная
идея)
Именно посредством идеи происходит синтез
понятийного знания в целостную систему.
Для этого синтеза необходимо образование
особого понятия, которое благодаря своему
собственному содержанию становится формой
мышления, то есть необходимо превращение
понятия в идею. Путём этого превращения
достигается конкретная истина, которая
по Гегелю является истинной действительностью,
а значит сущностью объективного мира.
Таким образом можно сказать, что абсолютная
идея – это единство практической и теоритической
деятельности, а тем самым единство идеи
жизни и идеи познания, это чистая форма
понятия, которое Гегель рассматривает
не просто как форму мышления или результат
деятельности разума, а как абсолютную
творческую мощь, порождающую все конкретные
вещи, о чём ещё будет сказано позднее
в разделе 3.4.
Абсолютная идея, по Гегелю, есть объективно
сущее понятие, которое истинно как система
сущего. В отличие от обычного понятия
она реализуется не в какой-то отдельной
вещи или объекте, а в их многообразной
действительности – природе. По мнению
Шинкарука, в таком видении мира заключается
значительная ошибка, а именно утверждение,
что диалектика идей создаёт диалектику
вещей. Автор же утверждает, что диалектика
вещей создаёт диалектику идей, и не наоборот,
идеи есть лишь отображение объективного
мира .
По мнению Золотарёва учение Гегеля о
познании тоже тесно связано с понятием
абсолютной идеи. Он утверждает, что по
Гегелю весь мир содержит мировую логику,
одну и ту же во всех его частях, в том числе
и в логике человеческой, что само по себе
есть следствие образования природы из
абсолютной идеи . Однако на основе этого
автор делает вывод о том, что Гегель уверен
в возможности познания мира до конца,
что по крайней мере является мало обоснованным
утверждением.
Гегелевская трактовка абсолютной идеи
специфична и для её осмысления важно
учесть отличительные особенности его
логики (которые по сути дела являются
её содержательными характеристиками):
1. Гегель разрабатывает содержательную
диалектическую логику, то есть стремится
воссоздать жизненность духовного процесса,
“оживить царство мёртвых” и показать,
что научное рассмотрение какого-либо
вопроса или явления объективно, когда
является результатом диалектического
осмысления своего собственного содержания.
2. Логика является фундаментом как системы
теоритических знаний, так и системы реальных
наук.
3. Систематическое развёртывание логики
в качестве науки, которая самим процессом
своего развития обосновывает свою научность.
Абсолютный дух [нем. Der absolute Geist], одно из ключевых понятий философии Г. В. Ф. Гегеля. Концепция А. д. была впервые представлена Гегелем в кн. «Феноменология духа» (1807), затем тщательно разработана в рамках сложившейся системы в «Философии духа» (1817). В основании гегелевской философии лежало убеждение, что абсолютная идея, существующая «в себе» (до времени и вне пространства) в качестве божественного мышления, или логики, «отчуждает» себя в природу, в «бытие для другого» и затем в духе, высшей формой к-рого является А. д., возвращается к своей божественной основе, становится «бытием в себе и для себя». Эта последовательность (логика-природа-дух), хотя и не исключала др. способа изложения (в «Феноменологии духа»: дух-логика-природа), тем не менее имела онтологический характер; смысл ее заключался в переходе божественного мышления от вечности к времени, к истории, к-рую Гегель рассматривает в качестве формы становления и самопознания духа. Однако, по Гегелю, было бы ошибочным внутри этой онтологической последовательности понимать дух лишь в его «историчности», т. е. в качестве только последней, заключительной стадии развития абсолютной идеи. В «Феноменологии духа» Гегель писал: «Как субстанция и всеобщая, себе самой равная постоянная сущность дух есть неизменная и незыблемая основа и исходный пункт действования всех и их конечная цель (Zweck und Ziel) как мысленное «в себе» всех самосознаний» (С. 234). Это представление о духе как «основе» и «конечной цели» выражает всю сложность, а вместе с тем и противоречивость концепции духа вообще и А. д. в частности. Определяя дух как «абсолютное», Гегель рассматривал его существующим в вечности и во времени, между тем, по Гегелю же, дух становится тем, «что он есть», лишь во времени (т. е. в истории), хотя в вечности, в качестве «основы», дух энтелехиально направляет развитие абсолютной идеи. В итоге Гегель создал концепцию становящегося духа. Главная роль в становлении духа принадлежит человечеству, к-рое в высших формах обнаружения А. д.- в искусстве, религии и философии - не только раскрывает дух, но и в абсолютном знании (или самопознании) завершает его развитие. По этим причинам было бы заблуждением при внешнем и обманчивом сходстве формулировок отождествлять А. д. Гегеля с учением Церкви о Св. Духе.
Феноминалогия духа — одно из основных
сочинений Г.В.Ф. Гегеля, написанное в 1805—1806
в Йене (опубликовано в 1807) и задуманное
как первая часть будущей «системы науки».
Состоит из предисловия, введения и трех
отделов: «Сознание», «Самосознание» и
отдела с условным названием «Абсолютный
субъект», содержащего разделы о разуме,
духе, религии и абсолютном знании. Посвящено
«становлению науки вообще или знания».
В предисловии Гегель высказывает основополагающие
для своей филос. системы тезисы: результат
следует понимать вместе с его становлением;
истина (как и познание) — в понятии, она существует как научная
система; истинное, абсолютное есть не
только субстанция, но и субъект; абсолютное
является духом, и лишь духовное действительно.
Знание совершает долгий путь становления
от чувственной достоверности до абсолютного
знания; этот же процесс повторяет и индивид
в своем образовании. Наука подставляет
индивиду «лестницу» для восхождения
от низших ступеней знания к высшим —
этим и объясняется само название произведения.
Во введении «являющееся знание» изображается
как путь диалектического движения сознания
к своему истинному существованию; способ
и необходимость этого поступательного
движения обусловлены возникновением
противоречия между понятием и предметом.
В дальнейших разделах изображается последовательная
смена образов сознания; существеннейшей
чертой всего поступательного движения
духа является сохранение и воспроизведение
уже пройденных стадий в измененной форме
на новых стадиях. В разделе о сознании
речь идет о чувственной достоверности,
восприятии и рассудке; сознание еще противостоит
здесь своему предмету. В разделе о самосознании
становление самостоятельности сознания
изображается как диалектика раба и господина.
Образами свободы самосознания выступают
стоицизм, скептицизм и несчастное самосознание.
Предмет и сознание на уровне самосознания
оказываются тождественными. В разделе
о разуме, понимаемом как достоверность
сознания, утверждается тождество разума
и реальности. Наблюдающий разум противопоставляется
разумному самосознанию, что приводит
к понятию индивидуальности. В разделе
о духе в качестве определенных образов
сознания выступают такие исторические
эпохи, как Др. Греция, Римский мир, эпоха
Просвещения, Французская революция. В
разделе о религии трактуются естественные
религии и религии откровения. В религию,
воспринимаемую как завершение духа, отдельные
его моменты — сознание, самосознание,
разум и сам дух — возвращаются как в свою
основу. В разделе об абсолютном знании
наука истолковывается как истинное знание
духа о самом себе; абсолютное знание выступает
как дух, знающий себя в формообразовании,
как знание, постигающее в понятии.
Логика Гегеля
Основные части философской
системы Гегеля - логика, философия
природы и философия духа, к
которой непосредственно
Гегель объявляет логику учением
о сущности всех вещей. Поэтому в
гегелевской «Науке логики» кроме
обычных для логики вопросов и
понятий, суждений, умозаключений рассматриваются
такие вопросы, которыми формальная
логика никогда не занималась: вопросы
о закономерностях самой
Гегелевская постановка вопроса о диалектической логике носит идеалистический характер, поскольку Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления. Нельзя согласиться с гегелевским пониманием объективности форм мышления, но оно содержит в себе глубокую догадку о том, что различные формы мышления по самой своей структуре аналогичны отношениям и процессам, имевшим место в объективной действительности.
Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении, переходят, «переливаются» друг в друга, изменяются. развиваются, превращаются в свою противоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которые и составляют движущую силу их развития. Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к понятию, все более богатому содержанием, охватывающему в единстве различные, даже противоположные, стороны. Гегель показывает, что количественные изменения приводят к изменениям качественным, совершаются путем скачка, перерыва непрерывности.
Гегелевское учение о диалектике мышления, о взаимосвязи и движении понятий косвенно указывает на содержание и закономерности развития тех реальных материальных процессов, которые вопреки учению Гегеля существуют независимо от познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог «выдумать» диалектику понятий: ее действительным источником была реальная диалектика вещей в природе и обществе.
Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что к ней следует отнести и то, что отличает явления друг от друга, и то, что одинаково, тождественно в них. Но в противоположность метафизике Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга, а представляют собой противоположные, друг с другом связанные моменты сущности. Говоря о тождестве, мы имеем в виду различия, говоря о различии, предполагаем тождество.
Гегель противопоставляет
Характеризуя понятие, Гегель правильно
отмечает, что оно не есть только
общее. Общее, взято само по себе, вне
связи с особенным, т.е. с тем, что
отличает одно явление от другого, бессодержательно.
В реальной действительности, а, следовательно,
и в понятии общее, особенное
и единичное также неразделимы,
как тождество и различие в
сущности явлений. Раскрывая многократность
понятия, единство различных сторон
в самой действительности, Гегель
приходит к выводу, что истина лишь
постольку есть истина, поскольку
содержит в себе в единстве различные,
в том числе и противоположные,
стороны реального. В этом смысле
Гегель утверждает: абстрактной истины
нет, истина всегда конкретна. Понятие
как, единство общего, особенного и
единичного получает свое необходимое
выражение в различных видах
суждений и умозаключений, которые
изображаются Гегелем как обнаружение
и осуществление творческой мощи
присущей «понятию» как внутренней
основе всех тех процессов, которые
наблюдаются в природе и
Понятие у Гегеля - это процесс теоретического мышления, возведенный в абсолют. Активность мышления и всей сознательной, целесообразной практической деятельности людей, преобразующей мир, идеалистически истолковывается Гегелем как творчество, самопознание «абсолютной идеи», обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхности выступает как развитие природы и обществ . Таким образом, признавая развитие и пытаясь дать его картину, Гегель изображает его как процесс познания, осуществляющийся в лоне «абсолютной идеи».
В своем учении о познании Гегель ставит также вопрос об отношении теоретического познания к практической деятельности, пытаясь вскрыть единство и взаимодействие между теорией и практикой. Развивая положение Канта и Фихте об активности познающего мышления, Гегель показывает, что преобразование действительности и познание ее составляют единый процесс. В этом отношении Гегель идет дальше материалистов 17 -18 вв., которые рассматривали процесс познания созерцательно, т.е. преимущественно как воздействие предмета на познающий субъект и соответственно восприятие этого воздействия субъектом. Марксистское понимание практики в корне противоположно гегелевскому, поскольку для диалектического материализма практика есть применение материальных средств с целью изменения и познания материальной действительности. По Гегелю же, практика есть деятельность мышления, а в конечном итоге космическая деятельность «абсолютной идеи», которая творит мир, познавая себя.
Логический процесс развития завершается у Гегеля понятием «абсолютной идеи», которая вначале «отчуждает» свое бытие, сообщает ему движение, в результате которого бытие становится содержательным. Затем она обнаруживает себя как сущность, как понятие и, наконец, благодаря развитию понятия как «абсолютная идея», которая выступает как систематическое, многообразное единство всех сторон, логических определений, характеризует не только мир как целое, но и его познание.
Философия природы
Если логика, по Гегелю, есть «наука
об идее в себе и для себя», то
философия природы
Информация о работе Философия немецкого идеализма. Диалектическая система Г.В.Ф.Гегеля