Философия немецкого идеализма. Диалектическая система Г.В.Ф.Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:43, реферат

Краткое описание

Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant [ɪˈmaːnu̯eːl ˈkant]; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкийфилософ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила.

Содержание

Немецкий идеализм__________________________________3стр
Философская система Гегеля__________________________12стр
Диалектический метод Гегеля и философия истории_______28стр
Список литературы__________________________________36стр

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 89.47 Кб (Скачать файл)

Главными формами природного бытия  «абсолютной идеи» являются механика, физика, органика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает пространство, время, материю, движение, всемирное  тяготение. Идеалистически истолковывая эти основные понятия механики, Гегель пытается логически вывести материю  из времени и пространства. При  этом он все же вынужден признать, что  не существует пустых, незаполненных  времени и пространства, из чего, вопреки его идеалистическому утверждению, следует, что время и пространство представляют собой формы существования  материи.

Гегель также признает, что материя  и движение неотделимы друг от друга. Но при этом материя остается для  Гегеля лишь внешним, доступным чувственному восприятию проявлением, обнаружением «абсолютной идеи». Да и само движение материи изображается Гегелем не как изменение, ведущее к развитию, а как простое перемещение  в пространстве, круговорот, повторение того, что существовало раньше.

В физике Гегель рассматривает небесные тела, свет, теплоту, химизм, и т.п., пытаясь  вскрыть связь между этими  процессами и показать, что все  они образуют последовательный иерархический  ряд обнаружений порождающей  их духовную сущность. В этой части  натурфилософии Гегеля много произвольных допущений, необоснованных утверждений, наглядно свидетельствующих о неспособности  идеализма научно обобщить данные естествознания. Гегель отвергал в основном уже сложившееся  в его время представление  о химическом процессе как о взаимодействии атомов, он отрицал также и тот  факт, что вода состоит из водорода и кислорода. Он также подходит к  пониманию электричества как  особой формы движения материи.

Третья часть философии природы - органика - посвящена вопросам геологии, ботаники и зоологии. Здесь Гегель стремится показать, что переход  от неживого к живому есть завершение природного процесса: «Дух выходит, таким  образом, из природы». Это значит, что  природа есть лишь низшая ступень  обнаружения и самопознания «абсолютной  идеи»; свое высшее адекватное воплощение «абсолютная идея» получает лишь в человеке, в развитии общества. Однако Гегель не признает реального  процесса развития органической материи  и живых существ: все эти природные  формы, по его мнению, есть порождение «абсолютной идеи».

Философия природы Гегеля, несмотря на отдельные содержавшиеся в  ней глубокие диалектические догадки, весьма далека от действительно диалектического  понимания природы как единого  связного целого, изменяющегося, развивающегося на основе внутренне присущих ей противоречий.

В силу своего идеалистического характера  философия природы Гегеля оказалась  наиболее слабой частью его системы. В ней особенно резко выразилось противоречие между идеализмом и  науками о природе, невозможность  примирения идеалистического истолкования природы с ее научным исследованием. Ввиду исходных идеалистических  посылок своей философии Гегель вынужден был рассматривать природу как «конечную» сферу существования «абсолютной идеи», приписывая природе ту ограниченность, которая была свойственна лишь тогдашним естественнонаучным представлениям. Поэтому Гегель не смог преодолеть и мет физического, механистического понимания природы, хотя в ряде вопросов он стоял выше современных ему естествоиспытателей и подвергал критике их узкий эмпиризм и метафизически-механистический подход к явлениям природы.

 

 

Философия духа

Третья часть философской системы  Гегеля - философия духа - посвящена  рассмотрению «абсолютной идеи»  на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, «возвращается» к самой себе в качестве «абсолютного духа», т.е. «абсолютной идеи», преодолевшей свое «отчуждение», снявшей свое отрицание (природу) и развивающейся как  самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. В природе, по Гегелю, духовное содержание находится  в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной формой. Философия  духа Гегеля есть идеалистическое учение о развитии индивидуального и  общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще. Поэтому  история человечества, сведенная  к истории его духовного развития, оказывается, в конечном счете историей познания и самопознания.

Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания « абсолютной идеи» (искусство, религия, философия).

В антропологии речь идет об индивидуальном развитии человеческой личности, об отношении  души и тела, о расовых различиях, различии человеческих возрастов, о  здоровье и болезненном состоянии  человеческого организма, о характере, темпераменте и т. п. Характеризуя отличие  человека от животного, Гегель вслед  за французскими просветителями указывает  на первостепенное значение прямо хождения, давая, однако, чисто идеалистическое  объяснение этому факту. Правильно  отмечая, что расовые различия не дают никаких оснований для расизма, Гегель тем не менее полагает, что  расы и нации образуют различные  ступени самоопределения «абсолютного духа», ввиду чего различия между  ними в области культурного развития в принципе непреодолимы. Исследуя человеческие возрасты, Гегель приходит к ошибочному выводу, что выступление  личности против существующих общественных порядков представляет собой юношеское  увлечение, которое исчезает вместе с переходом к зрелому возрасту. Взрослый человек, мужчина, по мнению Гегеля, «работает в пользу дела, а не во вред ему, заинтересован в сохранении существующего порядка, а не в  разрушении его...».

Последующее развитие индивидуального  сознания Гегель прослеживает в феноменологии  и психологии. Здесь он приходит к заключению, что в основе индивидуального  сознания лежит «объективный дух». Это понятие охватывает, по Гегелю, правовые и нравственные отношения, к которым немецкий идеалист относит  также семью, гражданское общество и государство. Нравственность, таким  образом, идеалистически истолковывается  как внутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но также материальных и политических отношений, различные  формы которой рассматриваются  как необходимые стадии развития объективного нравственного духа. И  здесь действительные отношения  ставятся Гегелем с ног на голову. Однако в гегелевском понимании  нравственности, несомненно, имеется  и глубокая догадка об объективном  характере ее развития, о связи  этого процесса с развитием всей совокупности общественных отношений.

Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то право  определяется как осуществление, непосредственное бытие свободы. С этой точки зрения право противопоставляется феодальному  произволу. Однако Гегель не видит классового характера правовых отношений, отражающего  волю господствующего класса. Важнейшим  выражением права является, по Гегелю, частная собственность, которая  рассматривается не как определенная историческая форма общественных отношений, а как необходимое, субстанциальное  воплощение свободы.

Гегель выводит из понятия права  основные черты «гражданского общества», ставя с ног на голову действительные отношения между экономическим  строем и надстройкой. Государство  он характеризует как высшее развитие объективного нравственного духа и  подлинную основу экономических  отношений, в чем также наглядно проявляется свойственное Гегелю идеалистическое  понимание общественной жизни. В  рамках этой идеалистической конструкции  Гегель часто высказывает глубокие догадки относительно действительной сущности общественных отношений.

История человечества изображается Гегелем  как прогресс в сознании свободы, которая, по его мнению, составляет внутреннюю природу человека, но лишь постепенно, на протяжении многовековой истории осознается человеком, благодаря  чему он и действительно становится свободным.

Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую. В восточном мире человек еще не осознал, что свобода  составляет его сущность, поэтому  здесь, по утверждению Гегеля, все - рабы. В античном мире (Древняя Греция и Рим) некоторые уже осознали, что свобода образует их сущность: они-то и свободны в отличие от тех, которые не осознают этого и  поэтому остаются рабами. Как идеалист Гегель фактически игнорирует связь  рабства с определенными экономическими условиями. Он выводит рабство из сознания людей. В основе рабства  лежит, следовательно, рабское сознание, действительное отношение поставлено здесь на голову, бытие выводится  из сознания. Лишь в германском, или  христианском, мире все, по мнению Гегеля, сознают свою духовную сущность, и  поэтому здесь все свободны.

Искусство, религия и философия, по учению Гегеля - высшие формы самосознания «абсолютного духа»: в них завершается  всемирная история, и мировой  разум полностью осознает себя и  само удовлетворяется. Философию Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме  чувственного, так сказать наивного, образного представления. Поэтому, хотя философия. по Гегелю. выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает с содержанием  религиозного учения, поскольку и  там и тут предметом познания оказывается «абсолютная идея», выражающая в системе Гегеля и  Бога и мир в целом. Гегель, следовательно, игнорирует противоположность науки  и религии, не видит величайшего  прогрессивного значения той борьбы, которую вели естествознание и прогрессивная  материалистическая философия против религиозного мировоззрения.

В гегелевской философии духа особенно ярко сказались свойственные этому  мыслителю и немецкой буржуазии  того времени вообще консервативные, а частью прямо реакционные взгляды. Тем не менее было бы неправильно  на этом основании совсем отрицать положительное значение работ Гегеля. Его диалектический метод лег  в основу более поздних философских  работ.

Философия права

Право с точки зрения Гегеля есть «наличное бытие свободной воли». «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие  свободной воли».

Философское понятие права значительно  более широко, чем юридическое. Оно  охватывает «наличное бытие всех отраслей свободы». Это есть объективно идеалистическое понятие права. Разум, дух в области общественных отношений людей с точки зрения Гегеля, творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц  и создаёт объективный мир  свободы, т.е. право.

В положении Гегеля о том, что  через индивидуальную волю отдельного лица осуществляется всеобщая воля, можно  видеть отражение представления  о зависимости индивидуального  сознания от общественного.

понятие о праве в представлении  Гегеля имеет свой основной не волю отдельного лица, а некую себе и  для себя сущую всеобщую волю, имеющую  самостоятельное существование  во времени, пространстве и выражающую объективный разум, а не субъективный произвол отдельного лица, что существенно  отлично от понятия о праве, данного  Кантом и всеми сторонниками критической  философии.

Гегель стремится постигнуть разумную сущность права и государства  самих по себе, независимо от прав и  интересов отдельной личности. Он трактует положительное право как  выражение самого разума чтобы тем  самым обосновать неправомерность, не отрицая при этом возможности  элементов насилия и тирании  в положительном праве, но считает  их для самого права чем-то случайным, не касающимся природы права самого себе.

В «философии права», как составной  части системы гегелевской философии, развитие духа даётся через развитие диалектического мышления понятия  права от его абстрактных форм до конкретных, от абстрактного права  к моральности, а затем к нравственности.

Философия права в качестве части  философии имеет «определённую  исходную точку, которая есть результат  и истина того, что ей предшествует и что составляет её, так называемое, доказательство. Поэтому понятие  права по своему становлению трактуется вне науки права, его дедукция предполагает здесь уже имеющейся  и его следует принимать как  должное».

Понятие «право» употребляется  в гегелевской философии права  в следующих основных значениях:

1) право как свобода

2) право как определённая ступень  и форма свободы (особое право)

3) право как закон (позитивное  право).

В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремя основными  уровнями развития понятия права  являются:

- абстрактное право

- мораль

- нравственность.

Диалектический метод

Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошёл значительно дальше своих  великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.

Уже в студенческие годы Гегель был  занят творческим освоением и  осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии. Венцом их стала «философия права» - одна из наиболее знаменитых работ  во всей истории правовой и политической мысли. Это синтез философских и  политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет.

Для понимания сущности философии  права Гегеля важно понимание  методов, применяемых им в исследованиях. Философия права по Гегелю не имеет  своих методов исследования, т. е. методы эти сродни общефилософским. прежде всего он опирается на диалектику. Сам Гегель заявлял, что его диалектический метод не есть некое «чисто внешнее  искусство» или «субъективная игра в доказательства и опровержения», а что его метод опровергает  всякую «школьную метафизику, руководствующуюся  формальными определениями» и что  диалектический метод есть»душа  всякого научного развёртывания  мысли» и именно он и только он вносит необходимую внутреннюю связь в  содержание науки и его непреодолимая сила составляется во внутренне противоречивом поступательном движении и развитии.

Информация о работе Философия немецкого идеализма. Диалектическая система Г.В.Ф.Гегеля